На портале госзакупок появились два лота на поставку Мосгортрансу 300 электробусов и их последующее сервисное обслуживание на протяжении 15 лет. Комментарий эксперта.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере
Мосгортранс закупает для города еще 300 электробусов и сразу отдает их сервисное обслуживание и ремонт подрядчику на все 15 лет жизненного цикла.
Открыть на сайте госзакупок
Поставка городских электробусов с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП «Мосгортранс»
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК): 5 692 395 703,40 руб., в том числе:
- поставка 100 электробусов – 3 437 639 503,40 руб. (34+ млн рублей за штуку)
- эксплуатация на протяжении 15 лет – 2 254 756 200,00 руб. (1,5 млн рублей в год на один электробус) или 25,01 руб./км (90 000 000 км / 100 шт / 15 лет = 60 000 км/год/автобус).
В рамках оказания услуг Поставщик обязуется обеспечить ежемесячный коэффициент технической готовности (КТГ) поставленных по Контракту электробусов на уровне 0,9 в течение 15 лет с момента принятия товара по соответствующему Акту приёмки-передачи товара.
Открыть на сайте госзакупок
Поставка городских электробусов с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП «Мосгортранс»
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК):: 11 384 791 406,80 руб., в том числе:
- поставка 200 электробусов – 6 875 279 006,80 руб. (34+ млн рублей за штуку)
- эксплуатация 15 лет = 4 509 512 400,01,00 руб. или 25,05 руб./км (из расчета 180 000 000 км / 200 шт / 15 лет = 60 000 км/год/автобус).
В рамках оказания услуг Поставщик обязуется обеспечить ежемесячный коэффициент технической готовности (КТГ) поставленных по Контракту электробусов на уровне 0,9 в течение 15 лет с момента принятия товара по соответствующему Акту приёмки-передачи товара.
Видим, что закупки особо не отличаются от предыдущих, реализованных на старте проекта по закупке электробусов, кроме снижения стоимости единицы электробуса. В 2018 первые электробусы закупали по 37 млн руб., в новых закупках цена уже 34 млн рублей за штуку.
Также отметим, в соответствии с п.9.1. ТЗ в электробусе должен быть установлен дизельный отопитель с топливным баком для работы системы в течение 20 часов.
Отопитель включается при температуре ниже 0°С. Класс экологичности не указан. Умножив расход топлива в 4,2 литра в час при морозе -10°, получаем, что за 20 часов работы на линии электробус в день будет потреблять 84 литра топлива. Если разделить этот показатель пополам (при слабом морозе 0°…-5°), за смену электробус будет сжигать 42 литра топлива – почти половину дизельного автобуса (средний пробег автобуса в городе – 250 км, 40 литров на 100 км, т.е. 100 литров в день). Только 200 таких дизельных электробусов Москвы при 0° будут потреблять 8 400 литров дизельного топлива в день – расчеты взяты у коллег.
Это портит общую концепцию экологичности нового вида транспорта. Дизель сегодня вряд ли может рассматриваться как перспективный вид топлива, особенно учитывая потребности Москвы в транспорте. К слову, последние троллейбусы, которые закупали, имели печки повышенной мощности на электричестве. Этот вопрос и технически, и с точки зрения экономики и экологических последствий, очевидно, еще предстоит разрешить.
Интересно было бы увидеть результаты фактической эксплуатации первой партии московских электробусов. На официальном сайте мэра Москвы в сентябре 2018г., при старте проекта, приводились ожидаемые цифры экономии, в среднем 10% по сравнению с троллейбусом. За истекший год их наверняка можно обновить по фактическим показателям и сделать выводы о целесообразности использования модели контракта жизненного цикла.
Ну и с учетом технологического развития хочется верить, что в перспективе 15 лет эксплуатационные затраты должны сокращаться (будет развита зарядная инфраструктура, автоматизированы техническое обслуживание и ремонт, изменятся качество и сроки эксплуатации комплектующих, запасных частей и проч. Можно же помечтать?
upd 30.12.19 от EnergiaVita
В СМИ появилась информация со сравнительными характеристиками эффективности различных видов общественного транспорта, и электробусы там как бы на последнем месте.
Однако не будем забывать, что как раз экологические эффекты здесь не учтены.