Андрей Богатенков. Как подать энергетическую декларацию в 2020 году

Переход полномочий по координации работ повышения энергоэффективности от Минэнерго к Минэкономразвития России не всегда идет гладко, как любая реформа. В этом году из-за неготовности нового модуля энергоэффективности ГИС у бюджетных организаций и муниципалитетов – субъектов подачи энергетических деклараций – могут возникнуть определенные проблемы, а затем и Минэкономразвития рискует столкнуться с недостатком информации.

 

 

 

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере

 

Как показала практика, портал EnergiaVita читают не только коллеги из профсообщества, но и специалисты Минэкономразвития России и региональных центров энергосбережения и повышения энергетической эффективности. После ряда статей мы как экспертная организация получили запрос одного из региональных центров энергоэффективности на рекомендации по декларационной компании за 2019 год.

Была предоставлена и копия письма Национального центра энергоэффективности при Минэкономразвития России, распространенного по региональным центрам энергоэффективности, с разъяснениями по предоставлению энергетических деклараций в 2020 году.

Открыть письмо

Пункт 8 статьи 9.16 КоАП РФ «Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» за непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления предусматривает:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей».

Поэтому для субъектов декларирования вопрос, как представлять энергодекларации за 2019 год, вскоре встанет остро.

Коллеги из Национального центра энергоэффективности правы, обязанность по предоставлению декларации о потреблении энергетических ресурсов установлена пунктом 5 статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ.

Однако дальше начинаются разночтения. Нельзя забывать про п.1 статьи 16 Федерального закона № 261-ФЗ:

«органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов»

Подчеркнем, именно «информационную систему», ведь из пп.1, 2 следует, что декларация подается посредством информационной системы.

Согласно проекту приказа Минэкономразвития России «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов», который прошел общественное обсуждение и находится, по информации Национального центра энергоэффективности, на регистрации в Минюсте России, п. 10 Порядка, энергетическая декларация представляется в форме электронного документа следующими способами:

  • за отчетный 2019 год декларации размещаются субъектами декларирования в ГИС «Энергоэффективность» в период с 1 июня по 31 июля 2020 года;
  • за отчетный 2020 год и последующие годы декларации размещаются субъектами декларирования в ГИС «Энергоэффективность» не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Пункт 11 Порядка утверждает, что в случае технических неисправностей в работе ГИС «Энергоэффективность» декларация, созданная в форме электронного документа, в срок, указанный в пункте 10, направляется с сопроводительным письмом в Минэкономразвития России по телекоммуникационным каналам связи (система межведомственного электронного документооборота, электронная почта mineconom@economy.gov.ru) в формате Portable Document Format (PDF) и в форме электронного документа в формате Microsoft Excel (XLS). Такой способ упомянут в письме Национального центра энергоэффективности.

Цитируем п.13 Порядка: «В случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа декларация составляется на бумажном носителе и подписывается руководителем субъекта декларирования. Копия декларации на бумажном носителе, заверенная руководителем субъекта декларирования в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, с приложением декларации на электронном носителе (флэш-накопителе, оптическом диске) в формате Portable Document Format (PDF) и в форме электронного документа в формате Microsoft Excel (XLS) представляется в Минэкономразвития России по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Это также предложено в письме.

Согласно пункту 14 Порядка Минэкономразвития России в течение 30 календарных дней со дня размещения декларации субъектами декларирования в ГИС «Энергоэффективность» или в случаях, предусмотренных пунктами 11 и 13 настоящего Порядка, со дня поступления декларации (копии декларации) в Минэкономразвития России проверяет указанные декларации.

Следует отметить, что приказ Минэнерго России от 30 июня 2014 г. № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» действует до тех пор, пока не будет утвержден соответствующий упомянутый выше приказ Минэкономразвития России.

 

Итак, что мы рекомендуем субъектом декларационной кампании, как сдавать декларации о потреблении энергетических ресурсов:

  1. В максимально короткие сроки сформировать и сдать декларацию по старой форме, в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 30.06.2014 № 401, пока не утвержден новый приказ, посредством модуля ГИС «Энергоэффективность» (модуль энергодеклараций еще работоспособен)
  2. Если сдать декларацию не успели, и новый приказ утвержден, необходимо подготовить энергетическую декларацию на бумаге (так как ГИС ЭЭ «заточена» под старую декларацию и новая не пройдет проверку на валидность) и отсылать Почтой России в Минэкономразвития.

 

И тут сложности возникнут у уполномоченного органа. Минэкономразвития России придется, видимо, сформировать новую структуру для осуществления проверки/приемки работ, так как переварить/проверить/согласовать все декларации в ручном режиме не представляется возможным, мы помним эпопеи с энергопаспортами в Минэнерго России. Автоматизированный ввод в модернизированную ГИС Энергоэффективность, модуль энергодеклараций (когда это счастье все же случится) тоже поможет не полностью, отсканированные и распознанные документы «зальются» в систему с массой ошибок.

Таким образом, к сожалению, если в ближайшее время ГИС «Энергоэффективность» не будет модернизирована для приема энергетических деклараций в новом формате, исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2019 №275 «Об утверждении Правил обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов…», находится под угрозой. Массив данных за 2019 год сформировать весьма сложно в условиях, когда большинство субъектов декларирования направит информацию на бумажном носителе.

 

Андрей Богатенков. Контракт на модернизацию ГИС Энергоэффективность расторгнут, декларационная кампания вызывает вопросы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *