Андрей Богатенков. Как регионам организовать работу и получить госсубсидию на модернизацию коммунальной инфраструктуры с износом более 60%

Минстрой России разработал правила софинансирования модернизации объектов ЖКХ с износом более 60% (уже получившие название «программа 60+»). Износ коммунальной инфраструктуры – вопрос для регионов чрезвычайно актуальный. И предоставление госсубсидий на мероприятия по модернизации сетей может существенно снизить аварийные ситуации и средства на их ликвидацию. Рассмотрим предлагаемый проект программы 60+ подробнее, чтобы понять, к чему готовиться.

 

 

 

 

Авторская колонка
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере

 

Изменения вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017г. №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», что является неоспоримым плюсом в части регулирования, мониторинга и контроля, все-таки государственная программа.

 

Открыть проект постановления (размещен для рассмотрения и обсуждения)

 

Как видим, вводится понятие Оператора, т.е. возникает посредник между федеральным и региональным бюджетом, который может размещать свободные средства (пока непонятно, как определяется объем этих «свободных средств»).

Указано, что Оператор и Минстрой России используют сервисы государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Странно выглядит предоставление справок в Минстрой России в наш век цифровых технологий и сервисов. Предусматривается подписание трехстороннего соглашения между Минстроем России, субъектом РФ и Оператором.

 

Как получить софинансирование

Итак, самое интересное. Для получения софинансирования на модернизацию коммунальной инфраструктуры субъектам РФ необходимо:

  1. Выпустить нормативно-правовой акт, предусматривающий бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий по реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры, износ которых превышает 60%.
  2. Обеспечить софинансирование субъектом РФ мероприятий в объеме не менее 2%.
  3. Прописать соответствующие бюджетные ассигнования на модернизацию коммунальной инфраструктуры в бюджете региона в полном объеме на три года бюджетного планирования.
  4. Заключить соглашение с Оператором.

 

На какие цели предоставляется федеральное софинансирование

В рамках программы государственные субсидии могут предоставляться на следующие цели:

  • Собственно капитальные вложения в объекты коммунальной инфраструктуры.
  • Возмещение затрат или части затрат на уплату процентов по кредитам. Они должны быть получены в российских банках на цели реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры. Существует ограничение – не более ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на 3 процентных пункта.
  • Компенсацию затрат концессионера на реконструкцию (модернизацию) объектов коммунальной инфраструктуры.
  • Компенсацию бюджету региона выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением льготы по налогу на имущество тем организациям, которые осуществили реконструкцию (модернизацию) указанных объектов. Как рассчитываются льготы по налогу на имущество? Видимо исходя из затрат и ставки налога.

 

Требования к заявке на получение государственной субсидии

Решение о предельном размере средств финансовой поддержки по субъектам Российской Федерации принимается Правительством по предложению Минстроя России на основании соответствующего заключения Оператора.

Состав заявки и перечень проектов должны соответствовать определенным требованиям:

  1. Мероприятия по реконструкции (модернизации) проводятся (планируются к проведению) на объектах коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), водоснабжения и водоотведения, износ которых превышает 60%.
  2. Финансирование мероприятий, включенных в заявку, не предусмотрено за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, и затраты на проведение этих мероприятий не учтены (не будут учтены) при установлении регулируемых (цен) тарифов.
  3. Срок реализации мероприятий по реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры, износ которых превышает 60%, не превышает трех лет.
  4. В отношении соответствующих объектов разработана проектно-сметная документация, а также получены результаты технического обследования, подтверждающие указанный в заявке износ объекта коммунальной инфраструктуры.

 

Как организовать работу для получения софинансирования

Требование наличия разработанной проектно-сметной документации (а она должна быть явно с госэкспертизой результатов и смет), означает, что регионы должны уже в 2020 году:

  • Перераспределить средства (февраль-март-апрель, на практике – в мае стандартно идут корректировки бюджетов, параллельно готовить технические задания на ПИР, разрабатывать сметы на ПИР и искать финансирование на оплату работ).
  • Определить/утвердить объекты коммунальной инфраструктуры с износом более 60% (а это либо результаты обследований, либо инвентаризация, ведь результатам энергоаудита мы не верим давно… Данные РСО необходимо перепроверять с учетом реализации производственной и инвестиционной программы).
  • Заключить контракты (а это 44-ФЗ или 223-ФЗ, ФАС и прочее).
  • Подготовить внесение изменений в собственные программы, касающиеся коммунальной инфраструктуры, и изменения в Законы о бюджетах.

 

Проблема – в наличии данных

Здесь своевременно будет вспомнить о ГИС ТЭК. Цитирую ст. 4 федерального закона от 03.12.2011 №382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»:

Задачами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса являются:

1) сбор, обработка информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса в целях включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, хранение такой информации, обеспечение доступа к ней, ее предоставление и распространение;

2) обеспечение формирования аналитической информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса (далее — аналитическая информация) и включение ее в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса.

Данные о состоянии, их хранение, обеспечение доступа к ним…

Если бы ГИС ТЭК функционировала, и были бы созданы региональные системы ГИС ТЭК, Минстрой России получил бы реальный инструмент для формирования «Программы 60+»:

  • фактический износ коммунальной инфраструктуры,
  • планируемый объем финансирования на модернизацию
  • а с учетом прогнозов по модернизации – расчет эффективности субсидирования, то есть, грубо, на сколько 1 млн руб. субсидии изменил/уменьшил износ сетей.

Пока не очень понятно, на что будет опираться Минстрой России и Оператор программы в отсутствии подобной базы.

Ну и вдогонку, вроде цифровизация, а у нас все бумага, справки, подписи, печати… Ограничение конкуренции налицо!))

 

upd 04.02.2020

Минстрой предложил указывать процент износа коммунальных сетей при их обследовании

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *