Умный город vs цифровой город — противоречие или синергия?

Почему недостаточно пройтись по рынку и выбрать цифровые решения и технологии, чтобы сделать город умным? Почему нет готовых решений, и на какие вопросы город должен найти свои ответы? Всегда ли проблема умного города — в нехватке инвестиций?

 

 

 

Авторская колонка
Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»,
главный редактор energiavita.ru

Эксперты ООН прогнозируют, что на горизонте 2050 года в городах будет проживать уже 85% населения Земли. Именно города отвечают за основной объем потребляемых ресурсов, а значит, и выбросов в атмосферу. Города конкурируют за ресурсы всех типов — инвестиции, предпринимательство, креативных людей,  — все, что создает добавленную стоимость. Поэтому и основные вызовы современной цивилизации должны принимать города. Запрос на устойчивое развитие, смену технологического уклада, модернизацию инфраструктуры, не только на комфорт, но и на интерактивность и способность влиять на городские изменения, в том числе через цифровизацию, смену моделей потребления и бизнес-взаимодействий. Большинство людей почувствует эти изменения именно через свой город в энергетике, транспорте, жилье.

Для российских городов характерен продолжающийся износ инженерной инфраструктуры, инвесторы продолжают жаловаться на недостаточно надежную инвестиционную среду, горожане — на недостаток внимания к их мнению. В этих условиях недостаточно поставить датчики и собрать информацию на сервер, ни одна цифровая технология не будет панацеей.

 

Спрос и предложение технологий умного города не совпадают

Умный город – не про связь и сенсоры, он про систему управления и согласованные сторонами стандарты взаимодействия. Умный – не оцифрованный, уверены ли мы в оптимальности процессов, чтобы переносить их в цифровой вид? Разве все уже делается в одно окно? Минимизировано количество согласований и документооборота? Оптимальны коммуникации? Всегда прозрачен алгоритм принятия решений? А если нет, зачем делать цифровой хаос?

Нередко получается так, что предложения интеграторов, поставщиков оборудования и решений для умного города пока не учитывают реальные потребности российских городов.

 

Что такое умный город

Умный город принято представить в составе нескольких ключевых принципов:

  • «умная экономика» (инновации, предпринимательство, сотрудничество вовне);
  • «умная связь» (среда передачи и обработки данных с учетом безопасности, открытых стандартов, высоких скоростей передачи);
  • «умная мобильность» (транспортная доступность);
  • «умное правительство» (электронные услуги, участие населения в принятии решений, прозрачность управления, социальные услуги);
  • «умный образ жизни» (медицина, образование, культура, наука, общины и сообщества);
  • «умные люди» (квалификация, креативность, социальная активность);
  • «умная окружающая среда» (менеджмент ресурсов, снижение экологического следа, экономика замкнутого цикла, менеджмент отходов);
  • «новая энергетика» (управление гибкостью) с элементами самобалансировки;
  • «умный учет» (дистанционное снятие показаний с приборов учета, диагностика состояния инженерного оборудования, возможность сводить балансы и прозрачность для участников рынка энергоресурсов).

Признаем, это весьма далекие от прикладных практик направления, «миру-мир», и каждый город столкнется с собственными вопросами и развилками. Однако есть и общие для всех.

 

Умный город: ключевые вопросы

Как совместить цифровую и аналоговую трансформацию

Имеют ли смысл цифровые технологии при столь высоком уровне износа инфраструктуры и импортозависимости? Как не оцифровать хаос, а сначала обеспечить эффективность систем управления? Как понять, что цифровизация нужна, или лопату не надо переводить «в цифру», а пора заменять на экскаватор? Нужны собственные признаки и критерии, в т.ч. в распределении ресурсов, последовательности целей.

 

Каковы цели цифровизации городских и правительственных сервисов

Зачастую программы цифровизации превращаются в самоценный процесс, но целями должны быть повышение качества жизни, прирост деловой активности, наращивание добавленной стоимости за счет цифровых технологий, быстрота принятия решений. Выбор kpi цифровизации – творческая задача для города (региона).

 

Умный город: единая концепция или децентрализованный набор сервисов

Похожий вопрос — концептуальные изменения или быстрые истории успеха?

Хотелось бы замахнуться на целостный умный город, но велик риск и цена ошибки, да и бюджетные ограничения всегда присутствуют. Отдельные предложения типа теплых остановок или умных домофонов вряд ли можно назвать умным городом.

Можно оглянуться на умные города первого эшелона, они уже вынесли определенные уроки. Кто-то шел через отдельные локальные проекты – телемедицина, умный транспорт. Например, в Барселоне пришли к выводу, что умный город надо развивать в единой концепции, создавая общую платформу с открытыми данными, чтобы защититься от риска зависимости от проприетарных решений, недостаточной конкуренции и разнообразия.

В любом случае решения должны быть растущими, масштабируемыми и совместимыми, и каждому городу предстоит найти свой баланс – идти сверху вниз или снизу вверх.

 

Мандат на данные умного города

Законодательство по работе с данными продолжает появляться на наших глазах. Важно определиться, кто получит доступ к собираемым в городе данным, и какой. Открытие данных поможет развитию малого бизнеса, в том числе айти, но более рискованно с точки зрения кибербезопасности.

Отраслевой пример – умное ЖКХ. Уже созданы и действуют отдельные облачные системы, хранящие и обрабатывающие показания с приборов учета. Используя их с информацией о зданиях, потребительских нагрузках и т.п. таким образом можно экономически обоснованно принимать решения по капитальному ремонту и модернизации. Кто получит доступ к этим данным?

Однозначных и правильных решений нет, каждый город на пути к умному должен будет искать собственные ответы на эти и множество других вопросов.

 

Затраты или прибыль?

В наших условиях технологии умного города принято воспринимать как затратные, и муниципалитеты давно бы все сделали, но нет денег. В то же время зарубежный опыт показывает, что эти же технологии рассматриваются как инвестиции, которые принесут прибыль, экономию, добавленную стоимость.

Один из самых простых примеров решения этого противоречия – умный свет, реализуемый на основе энергосервисного контракта. Такие проекты реализуются без бюджетных расходов, помимо модернизации сети уличного освещения создают архитектуру для дальнейших сервисов. Да, это пока не умный город, но очень понятное, считаемое и востребованное решение, делающее шаг в эту сторону.

 

Синхронизация автоматизированных информационных систем

В каждом городе объекты характеризуются определенными данными, хранящимися в различных АИС, базах данных. Это региональные сегменты ГИСов, собственные городские и региональные системы, у ресурсников и сбытов – собственные «феодальные» системы. Умный город предполагает, что придется принимать решение – делать новую систему (платформу) или договариваться и как-то унифицировать и синхронизировать существующие.

 

Умный город — сначала в «аналоге», потом в «цифре»

Умность города проявляется не в цифровых сервисах, она начинается с умных процессов. Работа в одно окно, минимум дублирования информации, прозрачность процедур, координация и т.д.

Инженерная инфраструктура и энергетика — базовые слои в жизнеобеспечении города, их процессы необходимо совершенствовать в первую очередь. На схеме этот слой назван «энергоменеджментом», имеются в виду здравые и системные подходы к управлению энергопотоками. Критерии рационального ресурсо- и энергопотребления должны стать обязательными при принятии любых решений. Инструментами для города являются схемы тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения, переработки ТКО, программы комплексного развития территории (ПКР) и т.д. И, собственно, внедрение энергоменеджмента в жилом секторе и бюджетных учреждениях, а также на уровне городской администрации.

Система управления — по сути это государственные (муниципальные) услуги. Однократный ввод — не запрашивать одну и ту же информацию с одних и тех же субъектов в различные адреса по нескольку раз для целей разных ведомств. Синхронизация ГИСов и любых баз данных, содержащих информацию для реализации функций государственного (муниципального) управления; разграничение прав доступа; комфортные способы получить госуслуги для граждан.

Новая урбанистика — это новые принципы градопланирования. Наука и практика здесь далеко шагнули — какими инструментами и принципами сделать город и городскую среду не только дружественными жителям, но и генерирующими добавленную стоимость, способствующими экономической активности, привлекательными для граждан. Здесь увязаны проектирование, архитектура, строительство и эксплуатация; и здания, и инженерная инфраструктура, и общественные пространства.

Когда эти слои пусть не сделаны идеально, но проинспектированы и понятны, есть планы их совершенствования, тогда вступает цифровизация, которая дает для этого новые удобные возможности.

В энергетике и ЖКХ это интернет вещей, дистанционное снятие показаний приборов и сведение любых энергобалансов, мониторинг технического состояния оборудования, управление спросом и управление гибкостью, сочетание распределенной и централизованной энергетики. Смарт контракты, новые возможности «безопасного города», расшивки транспортных и экологических проблем, новые подходы к мониторингу состояния здоровья людей. В градопланировании это то, что принято называть smart city и даже internet of city.

И залог успеха — собрать для такого проекта междисциплинарную команду, которая будет достаточно мотивирована, компетентна и интерактивна.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *