Проблемы неплатежей, неверных начислений, непрозрачности потоков, неработающих ГИСов заставляют экспертов искать все новые варианты решений. Недавно у коллег прозвучало даже предложение отдать администрирование начислений и платежей за коммунальные ресурсы Федеральной налоговой службе, ведь у нее больше данных. Когда мы говорим о начислениях и платежах за коммунальные ресурсы, можно ли, и нужно ли делать одну большую и всеобъемлющую базу данных, или это будет нечто другое? И кто может быть ее держателем?
Авторская колонка,
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Речь идет о платформе федерального уровня, обновляемой из интегрированных систем:
1. Нужен единый реестр собственников, увязанный с ЕГРН, системами ЗАГС, паспортными столами, ЕМИАС (системы по здравоохранению) – в части льгот, выбывших/прибывших/умерших
2. Плюс реестр нежилых помещений и их арендаторов/собственников
3. Это все накрывает блокчейн, и автоматически синхронизируется по изменениям в интегрируемых базах. Таким образом, получим субъекта (или объекта услуги), данные по которому постоянно обновляются – льготу получил, стал инвалидом, умер, продал жилье, прописал кого-то, взял на временное проживание. И т.п.
4. Далее, единая платформа ЕИРЦ. Типовой алгоритм, единое решение для всех ЕИРЦ, один в один. Причем созданное/внедренное по госзаказу, но переданное в эксплуатацию госбюджетному учреждению (никаких ООО ЕИРЦ) на жесткой смете.
В системе ЕИРЦ автоматизированная претензионная исковая работа – и с должниками-потребителями, и с РСО за качество ресурса, и с эксплуатантами ПУ за неработоспособность (хоть это и работа ГЖИ, но у нас же АСУПР прикручен) – значит, интеграция с системами судов – мировых, арбитражных и пр.
5. Системы АСУПР по всем общедомовым расходам плюс по индивидуальным на основе данных квартирных приборов учета по ХВС, ГВС, газу, электроэнергии, тоже с блокчейном, чтоб данные были единые и везде и всюду одинаковые. Здесь же перечень данных, которые передает ПУ – для контроля качества; утвержденные регламенты эксплуатации ПУ; единое окно по поверкам, что не может пока сделать Ростест.
6. Нужны утвержденные матмодели по расчетам/досчетам по всем видам ресурсов, а не как сегодня, 354 ПП поворачивают и так, и этак.
7. Наконец, биллинг на основе этих расчетов – тоже с блокчейном, чтоб никто (запикано) не лез в механизм.
А кроме того, каналы связи, коммерческий учет по ресурсам и биллинг со стороны государства, а не РСО и т.д., много чего еще. Но если коротко – устройство может быть именно таким.