ГИС мечты, государственная платформа для биллинга ЖКХ — мнения экспертов

В прошлом месяце на ЭнергиаВита эксперты обсуждали слабо работающие ГИСы, растущие долги за коммунальные ресурсы, непрозрачность потоков и ресурсов, и денег в их оплату. Колумнист EnergiaVita Андрей Богатенков высказал свое мнение о том, как может выглядеть и быть построена национальная система биллинга в ЖКХ.

Андрей Богатенков. Нужна государственная платформа для биллинга ЖКХ

Сегодня приводим сборку мнений экспертов по итогам той публикации.

 

 

 

 

 

Евгений ДОЛИН,
эксперт по энергоэффективным технологиям в освещении

 

Платформы не взлетают в условиях бардака в первичном звене. Низовой уровень агрегирования, качество исходной информации — вот что надо изначально обеспечить. Если там бардак и нестыковки, то все, о чем мы здесь говорим — как дом на гнилых сваях. Не верите — поговорите с теми, кто пытался создать на порядки менее сложные с меньшим количеством источников данных КОММЕРЧЕСКИЕ платформы.

Отсылка к платформам ФНС — свидетельство поверхностного знакомства с их реальной работой — сразу оговорюсь — знаком в части граждан, но мы ведь в ЖКХ об этом биллинге?

Но с другой стороны, пока будем проливать кровь в низовом звене, система управления сколлапсирует.

С третьей стороны, одновременное построение платформ и источников верифицированных данных требует реальных инвестиций с прямыми рисками, а наш бюджет так работать не умеет.

Как вариант : «цифровая Госкорпорация» по типу Роснано, РВК , АСИ, которая прямо не аффилирована с активами, внебюджетная контора с большим аппаратным ресурсом.

Думаю, что надо искать уже работающие решения. Например в эко- и метеомониторинге, про раннее обнаружение ракетного удара я конечно не мечтаю, но наверняка масштабные системы с высокой региональной распределенностью точек сбора информации есть.

 

 

 

 

Михаил ШЕХТМАН,
эксперт в сфере
промышленной автоматизации, к.т.н.,
колумнист EnergiaVita

 

Количество цифровых счетчиков превышает численность населения страны. Если все они в ОДНОЙ системе учета, и если сбор данных хотя бы раз в сутки, то коллапсы такой системы неизбежны.

Черт прячется в мелочах. Перечень «мелочей» длинный:

1. Сбой связи со счетчиком. Необходимость вычитывания не одного показания, а истории.

2. Поломки/замены счетчиков. Требует высокой оперативности связи с Центром (не часовой, а мгновенной).

3. Настройка тарифов — аналогично.

4. Контроль «вверху» изменений/манипуляций, которые производятся кем-то «внизу» (в счетчике). Тоже требует оперативности.

5. Необходимость в один момент считать показания с сотни миллионов счетчиков в конце отчетного периода.

6. Необходимость интеграции почти в реальном времени со смежными инфосистемами: кадастр, паспортный стол и др. Каждая из них работает небезупречно. Когда они соберутся вместе — мало не покажется.

7. … да много чего ещё.

Главное. Над базовыми функциями в настоящей цифровой платформе должны постоянно надстраиваться новые сервисы, которые и дадут добавленные ценности. Например, передача данных по давлению от теплосчетчиков зданий в системы управления теплосетями. А это требует высокой оперативности (минуты/секунды), если хотим ловить аварии, протечки, режимы и др. А это значит, что сбор данных должен осуществляться не раз в месяц/сутки, а на несколько порядков чаще. Коллапс неизбежен.

Централизация в масштабе страны в данном случае не приведёт к желаемому результату. Будет ровно наоборот.

Распределенное решение для этой задачи кажется намного более надежным — надежность будет на два порядка выше (а у нас около 100 регионов).

1. Выпуск ГОСТов/регламентов на форматы данных и протоколы обмена.

2. Создание независимых регцентров учета и биллинга (пусть расцветают 100 цветов).

3. Создание ГИС, в которую передаются только КОНСОЛИДИРОВАННАЯ информация. Живой пример реализации такого подхода есть в электроэнергетике.

А агрегирование данных из различных баз достаточно организовать на уровне регионов. Потому что потребление воды в кв.23 на ул. Иванова во Владивостоке ну никак не связано с потреблением воды в кв.5 по ул. Петрова в Калининграде. При этом риски «падения» такой системы будут на несколько порядков меньше.

 

 

 

 

Николай ПЕТРОВ,
создатель платформы
Lampaonline.ru

 

«Взлетает» все и везде, вопрос только грамотного управления и финансирования.

100 лет назад можно было собраться с друзьями в гараже, собрать Харлей и делать бизнес.

20 лет назад можно было занять у родственников 30 000 руб., открыть ларек, и через годик купить лэндкрузер.

10 лет назад можно было за две минуты сделать бесплатно яндекс-визитку, закинуть на рекламу 5000 руб., и через год купить лэндкрузер.

Сегодня чтобы заставить интернет магазин зарабатывать, нужны десятки миллионов рублей, а за кнопкой «Купить» на OZONE и двумя полями, которые мы заполняем (куда доставить книгу) труд сотен сотрудников, которые работают пятидневку, поэтому это дорого.

Интегрировать можно что угодно и куда угодно, вопрос желания, умения и финансирования.

 

EnergiaVita рада слышать ваше мнение — напишите в комментариях! Работает премодерация.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *