Применение светодиодов: Минстрой и энергосервисные контракты

Павел Карастелин, отраслевой эксперт:

Как у профессионала, занимающегося реализацией энергосервисных проектов в сфере освещения, у меня вызывает многочисленные вопросы соответствующий Свод правил, введенный в действие со 2 марта текущего года приказом Минстроя России.

Итак, СП 256.1325800.2016 (действует вместо СП 31-110-2003) «Свод правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 29.08.2016 N 602/пр.

И пунктом 5.3.7. указанного СП установлен запрет на применение в учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений светодиодных источников света.

Последствия данных нововведений с самого первого дня вызывают неоднозначную реакцию, прежде всего, со стороны потенциальных потребителей светодиодной продукции.

Специфика работы с нормативно-правовыми документами у потенциальных заказчиков «на местах» особенная – в подавляющем большинстве выхватывается кусок из контекста, особенно, если он имеет такие запретительные сигналы «Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается». Раньше или позже читать и вникать уже не обязательно.

Как не принимаются во внимание и такие разумные аргументы, как:

  • своды правил являются документами добровольного применения;
  • «Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов» (п.4. ст.16.1. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184‑ФЗ «О техническом регулировании»);
  • «Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий (п.1.1. СП 256.1325800.2016);
  • прочие ссылки на НПА обязательного применения, включающие запреты закупать и обязательства исполнять.

В этой ситуации возникают два вопроса:

  1. Каким образом в краткосрочной перспективе исправить создавшееся недопонимание?
  2. Как пункт 5.3.7. СП в такой редакции вообще мог появиться в нормативно-техническом документе?

На первый вопрос сразу есть конкретное предложение.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право «давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства» (п.6.2. Положения о Министерстве).

Предлагается выпустить разъяснения с конкретизацией статуса объекта, на которые распространяется действие злополучного пункта 5.3.7. СП.

Конечно, хорошо бы, чтобы за разъяснениями обратилась организация, представляющая интересы целой группы интересантов (а случившаяся коллизия затрудняет жизнь многим энергосервисным компаниям), например РАЭСКО.

По второму вопросу было бы разумно проявить инициативу тем самым общественным образованиям, в функции которых входят вопросы содействия развитию, снятию барьеров и прочие координирующие функции по отраслям и направлениям деятельности, тут сразу на ум приходит Рабочая группа под руководством Елены Леонидовны Николаевой.

Чтобы такой Свод правил появился в действующей редакции, ему необходимо было пройти определенную процедуру обсуждения и (или) согласования (п.12 Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 624).

В частности, было бы интересно взглянуть на пакет документов, который Минстрой России обязан был представить на регистрацию в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации:

  1. копия приказа об утверждении свода правил;
  2. пояснительная записка;
  3. перечень замечаний, полученных в ходе публичного обсуждения;
  4. документы, подтверждающие межведомственное согласование проекта свода правил (в случае, если оно проводилось);
  5. экспертное заключение технического комитета по стандартизации (проектного технического комитета по стандартизации).

Где в вышеуказанных документах содержится обоснование, позволяющее включить в нормативный документ, пусть даже добровольного применения, фразу «Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается». На основании какого заключения или каких проведенных исследований это было сделано?

Пока в общем доступе известно только об одном адресном письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 октября 2012 г. № 01/11157‑12‑32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света» и об одном Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821‑10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Никаких запретов на использование светодиодов там нет, а есть рекомендации о соблюдении ряда условий.

Содержание разъяснений соответствующего департамента Минстроя России, способных разрешить создавшуюся ситуацию, видится примерно таким (см.врезку).

Проект

В связи с поступающими многочисленными запросами от юридических лиц и общественных объединений в отношении правильности трактовки пункта 5.3.7. «СП 256.1325800.2016. СП 31-110-2003. Свод правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 29.08.2016 N 602/пр) в отношении применения в учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений светодиодных источников света, а также в соответствии с пунктом 6.2. Положения «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», Департамент… сообщает следующее.

Своды правил являются документами добровольного применения, а неприменение таких сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов (п.4. ст.16.1. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»).

СП 256.1325800.2016 устанавливает правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий (п.1.1. Свода правил), и не распространяется на модернизацию внутреннего освещения объектов.

В соответствии с вышеизложенным, а также принимая во внимание содержательную часть Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 октября 2012 г. № 01/11157‐12‐32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света», не устанавливающих запретов на использование светильников со светодиодами, а лишь рекомендующих соблюдать ряд условий при их применении, Департамент… считает возможным применение светодиодных источников света в учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений, в том числе посредством заключения энергосервисных контрактов, с учетом соответствия ряду качественных и количественных показателей освещения.

Подборка материалов по теме

upd 4 мая 2017: Минстрой России вносит поправки в два СП

upd 18 мая  Роспотребнадзор в письме региональным управлениям выпустил разъяснения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.