Энергосервис в школе – участвуют ученики

Сколько известно успешных примеров реализации проектов и мероприятий по энергосбережению в школах, не меньше на слуху и неудачных. Ключевым фактором успеха является вовлеченность самой школы в этот процесс. Ниже описан яркий пример создания такой вовлеченности. Это энергосервис в школе, проект «КИТ Энергетика», который реализуется в школах энергосервисной компанией ООО «Ватт Групп».

 

Виталий КОВАЛЬЧУК, референт Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации

Все знают, что бюджетная сфера – одна из самых энергорасточительных. При этом зачастую все попытки начать экономить энергию в образовательных учреждениях наталкиваются на самый настоящий саботаж и противодействие, самой мягкой формой которого можно считать классическую фразу, что «учителя должны учить, а не энергосбережением заниматься». Против такой логики не находится контраргументов, и в результате, вместо того, чтобы направить средства, сэкономленные на оплате энергоресурсов (а это могут быть 20‑30 %), на стимулирование тех же преподавателей, мы продолжаем «топить улицу».

Скрытый резерв экономии энергии типовой общеобразовательной школы достигает, по оценкам компании «Ватт групп», полумиллиона рублей (таблица 1). При этом школы составляют самую большую группу бюджетных учреждений (в России работают около 35 тысяч средних образовательных школ).

 

 

Этот резерв экономии есть практически в каждой школе, и его можно реализовать без дополнительных бюджетных затрат. На рисунке показана декомпозиция расходов на оплату энергии одной из школ в проекте, такую ситуацию можно назвать типичной.

 

Рис. 1. Потребление энергии и скрытый резерв экономии

 

Школы, с одной стороны, обязаны, согласно российскому законодательству, за пять лет снизить потребление энергоресурсов на 15% от базы 2009 года, а с другой, не умеют реализовать этот скрытый потенциал экономии в отсутствие профессионального и комплексного подхода к снижению энергопотребления. Среди причин:

  • вопросы снижения потребления энергии в школе носят несистемный характер, нет мотивации и вовлеченности;
  • отсутствуют функции единого ответственного лица и центра компетенций;
  • нет опыта общения с профессиональными инвесторами;
  • отсутствует система мониторинга потребления энергии.

 

Так и получилось, что, начав с классического проекта энергосервис в школе, команда «Ватт групп» достаточно быстро уперлась в обычные барьеры: «а зачем нам это надо», «а мы это не умеем», «не учите нас жить» и т.д.

В результате, традиционную схему пришлось «перевернуть», так что главной движущей силой стали сами ученики. А мероприятия по энергосбережению явились естественным продолжением обучения школьников шестых – седьмых классов в форме внеклассного (дополнительного) образования, причем с критерием соревновательности как школьных команд, так и учащихся.

Фактически в этой модели школьники взяли на себя роль внутренних энергоаудиторов и контролеров, а энергосервисная компания оставила за собой консультационную и инженерно-техническую часть.

Главной движущей силой проекта являются ученики, которые формируют команды, распределяют роли внутри и приносят присягу энергоменеджера.

  • Капитан команды выбирается большинством голосов и несет личную ответственность за командный результат.
  • Роль Инженера предполагает техническую поддержку команды в соревновательном процессе между школами.
  • Блогер является одним из центров креативных идей команды. Он создает уникальные тексты и новости, рассказывает о своей команде.
  • Дизайнер помогает ему в создании визуального контента.
  • Репортёр и Оператор-монтажер делают интересные репортажи и снимают видеосюжеты для социальных сетей.
  • PR–менеджер также занят информированием и распространением культуры энергосбережения – он привлекает внимание к работе команды, продвигает видеорепортажи и блоги. Интерактивность игры поддерживается с помощью «Журнала Энергетика», где каждый из участников команды может создать запись о неэффективном использовании энергии. Наставник команды может принять или отклонить запись, назначить ответственного и срок исполнения заявки.

 

Рис. 2. Скриншот сайта

 

Учебный план соревнований рассчитан на весь учебный год и охватывает такие темы как бережливое использование энергии, организация информирования младшеклассников, подготовка к проведению общешкольного спектакля, информирование одноклассников, изучение невозобновляемых источников энергии, а также источников энергии, питающих школу, организация энергомониторинга, а также внедрение энергосберегающих мероприятий: энергосберегающего освещения, управления тепловой энергией и т.д.

Образовательная программа полностью соответствует новому Федеральному государственному образовательному стандарту и содержит подробные конспекты уроков для преподавателя. Весь курс построен на принципах проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Участвующая школа регистрируется в личном кабинете и работает на сайте проекта КИТ-Энерго, на котором размещены все учебные кейсы, и через который осуществляется поддержка школьных команд.

Через сайт ведется непрерывное сопровождение проекта, кроме того, участвующие школы, по желанию, могут быть обеспечены соответствующими атрибутами:

  • корпоративная форма для учащихся 6-8 классов в количестве пяти штук (шейный платок и значок);
  • информационный стенд: ящик для сбора обратной связи и плакат;
  • плакаты и наклейки для снижения пассивного энергопотребления;
  • наградные грамоты (предусмотрены 3 номинации).

Школьные команды ежемесячно получают и размещают данные о потреблении энергоресурсов в школе. По мере прохождения школьными командами кейсов по энергосбережению, в личном кабинете школы формируются проекты потенциальных энергосберегающих мероприятий. Платформа КИТ-Энерго видит все проекты – они включены туда в режиме онлайн, на платформе отслеживаются и сравниваются результаты по разным школам. Фактически создается своеобразный долгосрочный игровой квест, цель которого – экономия энергии.

И такая синергия оказывается выгодна всем, так и начинает работать энергосервис в школе. Ученики получают не абстрактные, а прикладные знания. Появляется возможность инициировать и реализовывать энергосберегающие мероприятия в своей собственной школе и на практике проверить полученные результаты. А энергосервисная компания получает максимально заинтересованного и подготовленного заказчика.

По состоянию на конец февраля 2017 в проекте принимают участие 37 школ из трех регионов. Сформирована база из более чем 10 типовых проектов по энергосбережению со сроком окупаемости от 2 до 15 лет.

Продукт «КИТ-энергетика» – это комплексное решение по внедрению энергоменеджмента в школе, дополнительному образованию и пропаганде энергосбережения среди учащихся и реализации энергосберегающих мероприятий, в том числе за счет привлеченного внебюджетного финансирования.

Хочется надеяться, что этот опыт будет тиражироваться и развиваться.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.