Павел Карастелин. Риски и сложности при заключении энергосервисного контракта

Минэкономразвития России разъяснял свои подходы к “перезагрузке” госполитики энергоэффективности, обсуждается и развитие энергосервиса.

IV Международная конференция «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ» состоялась 18 мая 2017 г. на площадке Аналитического центра и была организована журналом «Региональная энергетика и энергосбережение», РАЭСКО и Исполнительным комитетом электроэнергетического совета СНГ.

 

Павел Карастелин,
отраслевой эксперт

Имел честь присутствовать на этом мероприятии, поэтому считаю возможным прокомментировать отдельные моменты по сути.

Первая задача. Фундамент заложен, здание построено, сегодня наступил этап чистовой отделки. Необходимо убирать недопонимание и сохраняющиеся в НПА противоречия, чему отлично служат разъяснения от соответствующих ведомств.

Чем помочь? Если видите пробел в НПА или противоречие между несколькими — пожалуйста, сформулируйте в свободной форме и направьте нам в редакцию (admin@energiavita.ru) или на адрес Национального союза энергосбережения НОЭ, который взялся их аккумулировать.

 

С фундаментом понятно – он заложен. С чистовой отделкой что-то торопимся… У большинства может создаться впечатление, что для запуска энергосервисных контрактов в массовый тираж не хватает только желания заказчика. Это не совсем так, а правильнее сказать – совсем не так!

На местах желания что-то улучшить или поменять в достатке – как у ГРБС, так и у его подведомственных учреждений. Однако есть ряд сложностей.

Заказчик сегодня может самостоятельно разместить закупку разве что по 223-ФЗ. В большинстве регионов и муниципалитетов есть отдельный уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за размещение закупок по 44-ФЗ. Его компетенция в вопросах энергосервиса имеет существенное значение для размещения закупки.

Плюс к этому, ни одна закупка не обходится без контроля уполномоченного финансового органа за тем, что не превышены установленные лимиты бюджетных обязательств. Именно здесь происходит самый большой пробел и в НПА, и в компетенции, и в желании найти приемлемое решение.

Как планировать учреждениям закупку по энергосервисному контракту на срок, превышающий…, как вносить изменения в план закупок и план-график, как избежать технического задвоения утвержденных лимитов по статьям соответствующих расходов и т.д.?

Эти вопросы не вчера возникли, они известны коллегам, и в том числе РАЭСКО точно в курсе. Возможно, это технические вопросы, которыми скучно заниматься «наверху», но без их решения энергосервис «внизу» у заказчика  просто не запустится.

Это и есть, если хотите, фундамент. Мы же сразу переходим к факторингу. Допускаю, что этот инструмент нужен, полезен и будет востребован в ближайшей перспективе. Но факторинг – следствие реализованных контрактов, а методологическое сопровождение – причина их успешности. Сколько на сегодня имеется договоров факторинга по энергосервису? Успешной практикой в рамках специальной панельной дискуссии так никто и не похвастался.  Да и дискуссии тоже не очень получилось, к сожалению, регламент не предусматривал больше одного вопроса одному докладчику.

Вопрос к центру(ам) компетенции по энергосервису в стране, может быть, надо уже провести более рабочее, приземленное мероприятие, собрать для скучного обсуждения проф.участников рынка, региональные органы исполнительной власти, уполномоченные федеральные органы власти? Ну хотя бы раз в год?

За отличную организацию мероприятия – спасибо, а вот использовать такие возможности хочется результативнее.

 

Согласиться или поспорить с мнением П.С.Карастелина можно в комментариях.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.