Минэкономразвития представило проект Комплексного плана энергоэффективности. Что изменилось, и как государство будет управлять и стимулировать повышение энергоэффективности.
Мария Степанова,
Директор Эксперт-бюро EnergiaVita
Признаюсь, что осознанно поддерживаю Комплексный план, он, судя по имеющемуся проекту, приведет к позитивному изменению отрасли. И вот почему
1. Теперь энергоэффективность воспринимается не только как объект, но и как субъект управления, она становится управляющей категорией. Энергосбережение не самоцель. Это, во-первых, признак здоровой конкурентоспособной экономики (хоть это промышленное предприятие, целая отрасль типа жилищно-коммунального хозяйства, бюджетной учреждение или экономика страны). Во-вторых, повышение энергоэффективности это рычаг для управления экономикой и социальной сферой. Стимулом к этой работе является улучшение экологической ситуации, что тоже ново для России. Еще одна цель – развитие и устойчивость ТЭК, а также развитие отечественных произодств. И так комплексно вопросы поставить может только Минэкономразвития.
2. Документ имеет дело со всей цепочкой – генерация, транпорт энергии и ее потребление. В случае энергоресурсов нет смысла рассматривать отдельные звенья. Документ содержит требования для каждого из этапов, причем они организованы снизу вверх – от мероприятий у конечного потребителя получается определить потребности в энергии и увязать с ними меры в сетях и на источниках. К сожалению, сводить балансы стало немодным, и пора к этому вернуться.
3. Приоритет отдается не принуждению, а рыночным стимулам (учет интересов участников обеспечит принятие ими реформ).
4. Большое внимание уделяется тарифам, что даст возможность возвратности инвестиций в реализацию мероприятий. Отдельно прописаны меры для регулируемых организаций (установление нормативов потерь, затрат топлива на источниках, методики тарифообразования).
5. В документе учтены все категории потребителей и их специфика – домохозяйства, бюджетная сфера, промышленность. Для производственных предприятий приводится общий круг возможностей, чтобы затем предложить конкретные инструменты (бенчмаркинг, обучение, технико-экономическое ранжирование технологий).
6. Предусмотрена работа с регионами.
7. Основной источник инвестиций – внебюджетное финансирование, и это реалистично.
8. Отдельно предусмотрена блок институциональной поддержки в составе перераспределения ответственности, создания координирующей площадки, рабочих органов).
9. Внимание информационной работе.
10. Контроль и ответственность.
Это лишь краткий конспект.
Создается впечатление, что Минэкономразвития предприняло попытку навести порядок в государственной политике энергоэффективности. Без такого порядка даже инвестиции эффекта не принесут, и это стало очевидным за последние годы.
При этом кроме Минэкономразвития с его компетенциями и полномочиями не может рассматривать энергоэффективность в комплексе с другими макроэкономическими показателями, с интересами игроков, с целевыми показателями отраслей.
Комплексный план – не лоскутное одеялко из отдельных мероприятий, механически сложенных вместе, а системный подход сверху вниз, от целеполагания к детализации в конкретных мерах. Если кто-то сегодня попытается хотя бы написать содержание документа “как повысить энергоэффективность в России”, столкнется с необходимостью поиска взаимных связей, эффектов прямых и косвенных и даже постановки цели.
upd 13 июня:
Сложно критиковать Минэкономразвития, потому что сложно предложить нечто равноценное в качестве альтернативы. Варианты: либо давать отдельные мероприятия в предложенной идеологии и структуре, либо – совершенно свой целостный вариант аналогичной степени проработки, то есть с общим целеполаганием, в том числе на уровне макроэкономики, взаимосвязями по цепочке от генерации до потребления, между разными типами потребителей, с другими отраслями, и т.д., с существующей нормативной базой и обязательствами, с понятными и реальными механизмами реализации в существующих условиях.