Яков Щелоков. Будущее российской экономики и энергетика

Принята дорожная карта Энерджинет, появилась для обсуждения Концепция развития электроэнергетического рынка, Россети недавно приглашали на круглый стол Умная инфраструктура «Энерджинет» как будущее российской экономики».

Говорят о трансформации традиционной энергетики, формировании энергетики будущего, развитии накопителей энергии, распределённой генерации, в том числе на базе возобновляемой энергетики. Это не просто глобальные тренды, это вызов и для России. Для ответа разработана и утверждена дорожная карта EnergyNet в рамках НТИ (Национальной технологической инициативы). Она призвана обеспечить развитие отечественных технологий в сфере интеллектуальной энергетики и обеспечить выход российских компаний на лидерские позиции на новых мировых высокотехнологичных рынках энергетики будущего.

 

Яков Щелоков,
председатель Коллегии СРО19 «Союз «Энергоэффективность»,
член-корреспондент РИА РФ

Конечно, здесь есть явная интеллектуальная составляющая. Но, в основном, не для экономики России и даже не для ее энергетики, а для конкретной подотрасли под названием «Россети». Почему?

Энергосбережение многолико и не воспринимается однозначно как средство, приводящее к экономии финансов. Экономия энергии конечным потребителем всегда вызывает проблемы в виде уменьшения прибылей и отчислений в бюджет у предприятий – производителей энергоресурсов.

В то же время, конечный потребитель не может обойтись без эффективного использования ресурсов. Это противоречие должно быть в  поле зрения законодателей любой страны, тем более развивающейся. Но пока в общероссийском измерении сложилась устойчивая точка зрения: зачем экономить энергию, все равно тарифы повысят, вместо того чтобы заставить производителя снижать издержки!Отсюда, практика государственного регулирования монопольных структур развивается по двум направлениям: в России, это ориентация исключительно на критерий затрат (тарифный вариант), в ФРГ, например, это попытки поощрения конкуренции при контроле за эффективностью на основе сравнительного анализа (бенчмаркинг).

В зависимости от типа государственного регулирования, в стране формируется и структура энергетического права. Соответственно, в РФ, как и в СССР, главной целью энергетического законодательства сохраняется защита интересов производительно-распределительной части энергетического сектора экономики, которая  получила название – топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

В Германии основу энергетического права составляют: единый закон об энергетике (энергетическом хозяйстве), закон об обеспечении энергией (точнее, сетевыми ресурсами), а также и нормы конкурентного, договорного права в энергетической сфере [1].

Такой подход должен сопровождаться введением принципа эффективности преимущественно конечного использования энергии. Почему конечного?

Управляющие в РФ финансисты настаивают, что условия экономического развития определяются только выбором финансовых инструментов, например, через управление инфляцией. Цели заключаются в достижении стабильности цен, собственной валюты, да низкой инфляции и приватизации всего. Это якобы и обеспечить темпы роста ВВП.

Но еще век назад было доказано, что и рыночное образование цен не может быть свободным от искажения базовой цены любого товара. Практическим подтверждением этому стало выявление тесной зависимости между ВВП и расходом энергии на душу населения.

Практика показала, что страны должны обеспечивать ежегодно определенные темпы роста ВВП: развивающиеся 5–9%, развитые страны 3–3,5%, высокоразвитые 1,5–2%. А стабильность роста ВВП обязательно должна сопровождаться снижением его ресурсоемкости. Достижение взаимосвязи этих не чисто финансовых показателей возможно, но при введении принципа эффективности преимущественно конечного использования энергии.

В РФ нет документа подобного Директиве ЕС (2006/32/ЕС): «Об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах». Необходимость улучшения конечного использования энергии, управления спросом на энергию и развития производства энергии потребителем очевидна,так как спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии заключается в бесконечном строительстве новых мощностей, развитии системы передачи и распределения энергии, что, нередко, в рыночных условиях противоречит здравому смыслу.

Монопольные структуры в РФ должны функционировать не сами по себе, а в формате программ эффективного конечного использования энергии. И еще, целесообразно разработать законопроект о дополнении 261-ФЗ новой главой «Энергетическая эффективность экономики» [2,3].

Есть рейтинг по уровню энергетической эффективности экономики, где Российская Федерация среди стран мира сохраняет 132 место из 142. Энергоемкость ВВП РФ в два раза выше среднемирового уровня, в три раза выше, чем в Германии и Японии. За последние несколько лет РФ ухудшила свои показатели в деятельности по повышению энергетической эффективности, в том числе и за счет сокращения инвестиций в соответствующие проекты (источник: письмо Минэкономразвития России от 27.09.2016 № 29204-ЕЕ/Д07).

Выбор вариантов для выполнения требований новой главы 261-ФЗ остается за предприятиями, компаниями, организациями и, конечно, населением. Им предоставляется право принятия решений и свобода действий. Такой способ (матрица принятия решения) позволит компаниям определить версию действий с наибольшей выгодой (добавленной стоимостью) для себя. А не так, как это принято в нашей стране, выбор варианта развития однозначно определяется назначенным федеральным органом исполнительной власти. Однако, какую альтернативу мы имеем к настоящему времени? Это законопроект об альтернативной котельной [4].

Отсюда следует, что пока в РФ не будет «единого закона об энергетике (энергетическом хозяйстве)», нацеленного на введение принципа эффективности преимущественно конечного использования энергии, для конечного потребителя (населения) по-прежнему сохранится хронический рост тарифов, несмотря на «выход российских компаний на лидерские позиции на новых мировых высокотехнологичных рынках энергетики будущего».

 

Список литературы

  1. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование. Под ред. П.Г. Лахно и Ф.Ю. Зеккера. М.: Издательская группа «Юрист», 2011. 1076 с. (русск. изд.).
  2. Щелоков Я.М. Энергетическая эффективность экономики России – возможные варианты// «Энергоэконом». 2017. № 1. С. 26-27.
  3. Щелоков Я.М. Энергетика России: вопросы энергоэффективности и политики//Энергосбережение. 2017. № 1. С. 28-32.
  4. Щелоков Я.М. Законопроект об альтернативной котельной// ЭнергоStyle. 2017.№2. С. 8-10.
Share:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.