Сергей Ледовский. Показания счетчика – его продукт

Мы привыкли, что весам в магазине можно верить, как и чеку, выбиваемому кассовым аппаратом. За этим доверием стоят законодательные требования и развитая инфраструктура обслуживания этих приборов. Для средств измерения расхода коммунальных ресурсов такую индустрию предстоит создать в ближайшее время.

 

 

 

Сергей ЛЕДОВСКИЙ,
Председатель Совета
СРО НП «Метрология энергосбережения»

 

Настал момент, когда уже не только профессионалам от метрологии очевидно, что существующая система обслуживания приборов учета не отвечает требованиям времени. Более того, она мешает формированию здоровых экономических отношений на рынке коммунальных услуг, и этот вопрос стоит как никогда остро в условиях роста неплатежей, тарифного давления, ухудшающихся экономических показателей ресурсных организаций, нарастающего недовольства населения. Такая ситуация на рынке коммунальных ресурсов с его колоссальными для страны объемами и социальной значимостью может усугубиться бессилием лиц, принимающих решения, однако, к счастью, государство в лице уполномоченных ведомств начинает наводить порядок в системе учета коммунальных ресурсов, привлекая к этому и экспертное сообщество. Которое, надо сказать, готово предложить пути решения и взять на себя определенную ответственность.

Согласно Гражданскому кодексу, собственниками приборов учета являются потребители ресурсов, то есть собственники жилья. Однако их стратегия – минимизировать как платеж за ресурсы, так и вообще расходы за коммунальные услуги, что приводит к игнорированию необходимости обслуживания счетчиков, в том числе за счет экономии на мероприятиях, обязательных с точки зрения законодательства о единстве измерений. Собственник не является хозяином, поскольку у него нет к этому мотивации. В свою очередь, такое отношение приводит к тому, что парк приборов учета физически присутствует (средства были потрачены на приобретение и установку), однако не выполняет своей основной функции – давать честную цифру потребления.

Заинтересованы в корректности получаемых данных о потреблении ресурсов, прежде всего, государственные органы и органы местного самоуправления, в целях мониторинга ситуации на территории и обоснования принимаемых решений, в том числе о тарифах, распределении средств государственных и муниципальных программ, социальном обеспечении; ресурсоснабжающие организации, поскольку это является залогом управляемости бизнеса; сами потребители ресурсов, прежде всего институциональные (управляющие компании и ТСЖ, промышленные предприятия), чтобы быть полноправными участниками отношений на коммунальном рынке, и не сомневаться в честности контрагентов.

Необходимо до всех этих групп донести тезис о том, что нельзя доверять показаниям прибора, не подтвердившего своевременно свои метрологические характеристики, как нельзя, к примеру, принимать просроченные лекарства. Однако сегодня фальсификация поверок носит на рынке массовый характер.

Поверка и ремонт средств измерения – специализированный вид работ, требующий компетенций и определенной оснастки – это средства для ремонта, стендовое оборудование, которое, в свою очередь, должно быть поверено, документация от завода-изготовителя. Организация, выполняющая эти работы, должна иметь официально аккредитованную метрологическую службу, штат квалифицированных специалистов-поверителей, подтвердивших свою квалификацию и имеющих допуск к работам, и так далее. И сегодня на рынке появляется пласт организаций, отвечающих всех этим требованиям и готовых взять на себя, с одной стороны, квалифицированное обслуживание приборов учета в полном соответствии с требованиями законодательства, а с другой – ответственность за корректность их показаний в каждый момент времени.

Требования к обслуживанию приборов учета четко регламентируются нормативной базой. Свидетельствовать об их выполнении (то есть обеспечить корректные показания счетчика) можно, если все факты его обслуживания в течение жизненного цикла документировать и актировать, а затем хранить в автоматизированной системе. Это позволит всем заинтересованным субъектам получать информацию о состоянии прибора и статусе его показаний. На рынке уже появляются подобные веб-сервисы – они вмещают в себя функционал технического центра, а также отражение всех функций инспектора и обслуживающего прибор инженера, предлагают синхронизацию с учетной системой. В ближайшее время мы увидим на рынке рост спроса на подобные инструменты, ведь они гарантируют ответственностью оператора системы, подтверждая все произведенных с прибором действия (был снят, прошел проливку на стенде, поставлен на место и так далее). Подобные системы станут частью создаваемой профессиональным сообществом инфраструктуры по решению вопросов качественного проектирования, строительства и эксплуатации средств учета коммунальных ресурсов.

В развитие этого тренда в июле 2015г. была впервые зарегистрирована саморегулируемая организация по профессиональному обслуживанию приборов учета коммунальных ресурсов – такой статус получило НП «Метрология энергосбережения». Зарегистрирована также система добровольной сертификации, для проведения испытаний на соответствие сертификационным требованиям завершается создание специализированной лаборатории.

Учитывая разворачивающуюся с подачи уполномоченных министерств дискуссию по проекту закона об учете коммерческих ресурсов и возрастающий на рынке спрос на достоверность показаний счетчика, можно утверждать, что мы являемся свидетелями начала нового тренда для отрасли учета – появления специализированной индустрии обслуживания приборов учета, не аффилированной ни одной из сторон. Для этого созданы все предпосылки.

(Материал опубликован в электронном журнале «Энергосовет» № 4/2015)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.