За конкретным конъюнктурным поручением, например, наполнения ГИС ЖКХ, стоят более системные потребности. Общий «запрос на правду» в части потребления коммунальных ресурсов раскладывается на ряд задач, в том числе, как обеспечить корректный переход от цифры потребления на приборе учета к цифре, хранящейся в информационной системе, т.е. достоверность данных учета на жизненном цикле.
Сергей Ледовский,
Генеральный директор НПО «Карат»,
Председатель Совета СРО НП «Метрология энергосбережения»
Комплекс создаваемых государственных информационных систем (ГИС) призван закрыть ряд проблем, в том числе, обеспечить органы власти различных уровней, лиц, принимающих решения (включая инвесторов и бизнес) полномасштабными достоверными данными об объемах потребления различными объектами топливно-энергетических ресурсов. Это, в первую очередь, жилье и здания учреждений бюджетной сферы.
Владение информацией обеспечит управляемость. Она позволяет не только принимать обоснованные точечные решения о модернизационных мероприятиях, включении объектов в государственные и муниципальные программы, адресно привлекать частных инвесторов, но и разрабатывать энергетические балансы различных уровней, что, в свою очередь, является основанием для формирования стратегических направлений и в целом государственной политики повышения энергетической эффективности и модернизации ЖКХ.
Необходимо четко понять, что установка прибора учета и переход на оплату за ресурсы в соответствии с его показаниями – само по себе не энергосберегающее мероприятие. Возможна ситуация, когда потребитель станет платить больше, чем ранее платил по нормативу. Цель установки прибора – получение честной цифры и достижение прозрачности в отношениях всех сторон, вовлеченных в поставку и потребление коммунальных ресурсов.
Исходя из этой логики, положительным результатом мероприятий по установке приборов учета должна являться не сама установка «железа», но полный цикл работ и процедур, ведущих к появлению измеренной цифры потребления на соответствующих государственных информационных ресурсах, что уже затем приведет к соответствующим управленческим решениям.
Сегодня ситуация такова, что в результате проведенных кампаний по оприбориванию, объекты жилья и бюджетной сферы в целом неплохо оснащены приборами учета энергетических ресурсов и воды. Однако, сохраняется ряд проблем, блокирующих результат и фактически ставящих под сомнение эффективность вложенных средств.
Во-первых, далеко не все приборы приняты в эксплуатацию и участвуют в начислении оплаты за потребленные ресурсы. Во-вторых, для тех приборов, чьи показания учитываются, остается острым вопрос их эксплуатации, поверки и в целом профессионального обслуживания, что необходимо для обеспечения достоверности показаний.
И в-третьих, не решены вопросы обработки данных. Движение информации – это процесс, на протяжении которого есть риск потери или искажения данных, что, в свою очередь, ведет к рискам всей идеи оприборивания, грозит обманом в отношениях сторон и потерей вложенных средств.
При установке приборов не было единых требований к ним и к информации, с них снимаемой, в результате сегодня стал актуальным вопрос синхронизации протоколов передачи данных и обеспечения корректности обрабатываемых цифр на каждом из этапов.
Различные счетчики по-разному подходят к вопросу передачи данных. В ряде случаев их технические характеристики достаточны (имеется импульсный выход), где-то требуются дополнительный действия.
Учитывая множество типов приборов и форматов, с которыми они работают, а также программного обеспечения, обрабатывающего их показания на различных уровнях, обеспечение прозрачности и корректности данных представляется задачей, требующей многочисленных точечных взаимных согласований и увязок, множества сертификатов и соглашений.
По пути от экрана прибора до ГИС данные проходят несколько этапов, и на каждом нужно обеспечить центр ответственности, отвечающий за их достоверность.
Метрологические функции остаются на низовом уровне приборов и организаций, их обслуживающих, здесь действуют привычные требования Росстандарта, речь сегодня идет также о создании института операторов коммерческого учета. Следующий уровень (или несколько), о котором идет речь, трансформирует данные информационно-измерительных систем в данные информационных систем, цифру «в цифру».
Мы говорим о том, что нужны технические центры движения информации, контролирующие качество данных на основе решения задачи стандартизации протоколов передачи данных. Причем преобразование форматов данных с различных приборов до формата, принимаемого ГИС, должно происходить максимально близко к самим приборам, то есть на территории, уполномоченными серверами, являющимися региональными элементами ГИС.
Функция таких «агентов ГИС ЖКХ» – скорее техническая – опрашивать свой куст приборов, собирать с них данные, преобразовывать и выгружать на следующий уровень либо в ГИС, отвечая за эти уже электронные, но коммерческие, достоверные для расчетов по ним, цифры.
Очевидно, что для построения подобной надежной цепочки востребованы элементы стандартизации, испытания и проч., однако необходимо исключать избыточную взаимную сертификацию, чем вся система грешит сегодня. Нужна техническая политика, формирующая единые требования или ограниченный набор стандартных способов преобразования данных. И программное обеспечение, используемое участниками отношений, должно поддерживать эти определенные способы.
Так может быть сформирована организационная модель, в которой за метрологией (где обеспечены эксплуатация и обслуживание) следует уровень корректного технического преобразования данных, в результате чего на верхнем уровне уполномоченные органы получают единую информационную систему, оперирующую подтвержденными и верифицированными, корректными цифрами.
***
Цель снижения энергоемкости и модернизации жилищного и коммунального хозяйства городов, использования для этого резервов отечественного бизнеса по-прежнему требует решения задачи обеспечения расчетов за потребляемые ресурсы на основе показаний приборов учета. А для этого необходимо параллельно работать сразу в нескольких направлениях – установка новых приборов учета, ввод в эксплуатацию установленных, их профессиональное обслуживание, снятие и обработка показаний приборов с тем, чтобы эти данные могли использоваться уполномоченными лицами для целей проведения политики модернизации.
Почитать по теме: