Иннополис: влюбиться и не привыкнуть

Если вы никогда не слышали про Иннополис, вас легко удивить. 50 минут от Казани в комфортабельном шаттле, Волга, поля и перелески – и вот он, «город в чистом поле», построенный с нуля, современный, необычный, ни на что не похожий, самодостаточный, занятой, амбициозный и дисциплинированный.

 

 

 

Мария Степанова,

директор Эксперт-бюро ЭнергиаВита,
главный редактор EnergiaVita.ru

Что такое Иннополис

Иннополис (ударение на предпоследний слог) – российская «Силиконовая долина». Это банальная, но понятная аллегория. Стране нужны цифровые разработки и добавленная стоимость, полученная на интеллектуально емких продуктах, и конкуренция на мировом уровне, и экспорт. Сейчас это очевидно, однако город был задуман еще в 2010, в 2012 заложен, а в 2015 официально открыт. Амбиции Иннополиса – стать ИТ-столицей России, где разрабатываются и коммерциализируются лучшие инновационные решения.

Он весь – для айти и про айти. Иннополис – особая экономическая зона, предлагающая своим резидентам и налоговые преференции, и развитую инфраструктуру. Резидентами являются крупнейшие компании сектора информационных технологий, а в числе партнеров – Яндекс, Тинькофф, Сбертех, IBM, Барс Груп, ПФР и другие. Их офисы располагаются в Технопарке имени А.С.Попова. Он состоит из двух корпусов общей площадью более 75 тыс. кв. м – это офисные помещения, центры разработок и развитые конференц-возможности.

Отрасли нужны кадры, это реальное «бутылочное горлышко». Поэтому изначально был запроектирован и построен Университет Иннополис – интеллектуальное ядро города. Также в Иннополисе работают лицей и общеобразовательная школа как часть городской инфраструктуры.

Университет Иннополис

Университет специализируется на образовании и научных исследованиях исключительно в области информационных технологий и робототехники, причем здесь сочетают образование, науку и бизнес.

Образование в Университет Иннополис

В 2019 году в Университет Иннополис поступило 16 210 заявок из 162 стран: 5133 — из России, 1123 — из 8 стран СНГ, 7631 — из 153 стран дальнего зарубежья. 253 человека стали студентами, 14 человек — аспирантами. Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс, — 92,8.

В сезоне 2019/2020 здесь обучается 771 студент, им преподаются 135 курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по компьютерным наукам, разработке ПО, сетей и систем, управлению большими данными, робототехнике и компьютерному зрению. Все обучение в университете – на английском языке, заняты 216 профессоров и научно-педагогических сотрудников из 22 стран.

Университет помогает выращивать кадры гораздо раньше, чем с первого курса. Ежегодный охват довузовского направления деятельности – порядка 30 000 школьников, это образовательные смены по олимпиадным направлениям (15 смен в 2018 году), методическая поддержка 9 международных и всероссийских олимпиад и конкурсов для школьников по информатике, математике, робототехнике, финтеху, информационной безопасности, проектным инженерно-научным задачам.

Своих студентов университет старается развивать всесторонне, не ограничиваясь компьютерными науками. В частности, работает Центр развития карьеры.

Предвосхищая вопросы: обучение в университете платное, но есть реальная возможность пройти заочный и очный отборочные туры, хорошо сдать ЕГЭ и выиграть грант на обучение, покрывающий 100 % стоимости обучения.

Наука и бизнес в Иннополисе

Университет сотрудничает со 144 ведущими ИТ-компаниями России, есть более 60 академических партнёров по всему миру, включая ЦЕРН. В университете действуют 15 лабораторий и 6 научных центров. Вуз ведёт 42 НИР и НИОКР проектов с крупнейшими российскими компаниями: Газпром, Аэрофлот, КАМАЗ, Норникель, Россети, РусГидро, Северсталь и др.

В рамках НТИ в университете создан Центр технологий компонентов робототехники и мехатроники в составе 6 лабораторий. Они занимаются разработками в области антропоморфной и промышленной робототехники, беспилотного транспорта и летательных средств, нейронауки, искусственного интеллекта и др. В консорциуме 56 партнеров — вузы и академические институты, предприятия (например, Сбербанк, Аэрофлот, РЖД, Газпромнефть, РУСАЛ, КАМАЗ, ИТМО, ДВФУ, ВолГТУ, ИжГТУ и другие). В мае 2019 года специалисты центра в составе консорциума презентовали дорожную карту развития робототехники и сенсорики в России до 2024 года.

В университете в рамках дорожной карты Аэронет создана 4D-геоинформационная модель Республики Татарстан с применением компьютерного зрения и машинного обучения для анализа изображений. С июня 2019 года облачная геоинформационная платформа запущена в эксплуатацию для сервисов мониторинга охранных зон, распознавания объектов капитального строительства, мониторинга лесоизменений, сельского хозяйства.

Специалисты Центра информационной безопасности реализовали ряд проектов для Министерства обороны Российской Федерации.

Университет Иннополис: как здесь учиться

Если вы слышали об Иннополисе, но не были, удивить вас не так просто, но он сможет. Удивляться начинаешь, даже не въехав в город, при посадке в шаттл. Все привычно дисциплинированно пристегиваются ремнями безопасности и на 50 минут уходят в свои гаджеты, ощущение, что космонавты готовы к межзвездному броску.

Когда появляется город, он тоже необычный. Новенькие фасады, широкие улицы. На них принципиально нет светофоров, а перекрестки организованы кольцами. Зато есть беспилотные ЯндексТакси. Подав заявление онлайн с персональными данными и получив одобрение, любой может в обычном приложении ЯТакси вызвать беспилотник и проехать на нем. Еще непонятно, кому это непривычнее – пассажиру, видящему пустое водительское кресло и руль, поворачивающийся самостоятельно, или местным водителям, соседствующим на дорогах с беспилотниками. Недавно была смешная история, когда сотрудники ГИБДД остановили беспилотную машинку.

Университет тоже удивляет и внутри, и снаружи. Многоуровневая библиотека, разнообразие мест для индивидуальной и командной работы, переговорки, висящие над атриумом, и кампусы, соединенные с учебным корпусом теплым переходом. Плюс вся инфраструктура для удобства резидентов – от столовых до кофеен. Среда формирует сознание и привычки и помогает главной цели — учиться. Учатся здесь много. Иногда мало спят. Иногда ходят на лекции в домашних тапочках. Общаются с профессорами на самые разные темы, в т.ч. в проектах, не предусмотренных планом обучения. Здесь платят стипендию в зависимости от успехов – от 12 до 42 k, и это тоже отличное подспорье.

Но помимо конкурса на вход, есть конкурс и на выживание. На финальную оценку по предмету влияют результаты учебы в течение семестра, балл на midterm’ах – контрольных в середине семестра, и результат экзамена в конце семестра. Retake – пересдача – нередкое дело. Конечно, здесь нет одного учебника по дисциплине, которого достаточно, чтобы ее сдать. Кроме лекций, нужно изучать множество источников, и не всегда их назовут, студент-ресёрчер должен найти сам то, что считает нужным, чтобы освоить курс и сдать экзамен.

В каждом семестре совсем немного предметов, но по ним большая нагрузка – и лекции, и семинары (tutorials), и лабораторные работы, их ведут те, кого называют TA – Teacher Assistant. Физкультура засчитывается пребыванием в спортцентре, вход и выход отмечается на турникетах посредством электронной карты, отзанимался 45 часов в семестре – сдал физкультуру.

Многие вопросы здесь предпочитают решать онлайн – действуют несколько удобных телеграм-ботов как для горожан (например, хелп-бот Инна), так и для студентов (по учебе и внеучебным вопросам). Расписание автобусов, городские объявления, муниципальные услуги – в Иннополисе через бота. Если нужно провести опрос группы, это скорее сделают онлайн, чем будут собирать всех вживую.

Со студентами работают прежде всего учебная часть – Department of Education (DOE) и Департамент поддержки и развития студентов (Student Affairs Office, в просторечьи просто 319), куда можно обратиться по любому вопросу.

У каждого студента есть электронный личный кабинет, там можно заказать справку, выбрать электив или стажировку, topic для защиты по предмету. Здесь же заказывается план питания на месяц вперед, деньги за него вычитаются из стипендии – можно выбрать любое сочетание завтраков, обедов и ужинов для будних и выходных дней. В столовой для этого действует электронная карта.

Университет работает на платформе Moodle, где собрана вся информация по учебе – расписание, оценки и проч. Кроме того, у каждого есть корпоративный почтовый ящик, так ведется переписка внутри университета – например, уезжая на конференцию, студент напишет в 319 и профессору, чьи лекции пропустит.

В электронном календаре можно бронировать комнаты для командной работы, здесь же дублируется расписание.

В университете работают клубы по интересам – технические (например, разработчиков на Андроиде, по ИИ, олимпиадному программированию и т.п.), культурной направленности (фото, кино-, социальные танца и т.д.), спортивные (футбол, чирлидинг, скалолазание и другие), а также специфические досуговые (например, собираются любители аниме или игры в мафию). Любой студент может организовать свой собственный клуб.

Что еще? Двери комнат в кампусах не запираются, хотя гаджетовооруженность и мощности ноутбуков здесь зашкаливают. Потерянный смартфон или кошелек найдется в телеграм-чате. А сердобольные сотрудницы столовой нальют голодному студенту на ужин супчика, оставшегося с обеда, бесплатно.

Из окон открываются виды на поля и берега Волги. Адепты Иннополиса говорят, здесь удивительные закаты, а в той стороне как раз Свияжск, откуда Иван Грозный почти 500 лет назад брал Казань.

Концентрация беспилотников

Если вы были и Иннополисе, и то может остаться немало открытий, которые еще только предстоит сделать.

Моим персональным открытием во время приезда в Иннополис в первых числах октября 2019 стало знакомство с Лабораторией автономных транспортных средств в составе Центра технологий компонентов робототехники и мехатроники Университета Иннополис. Здесь создаются системы помощи водителю и беспилотники.

Сергей Гребенников, выпускник магистратуры Университета Иннополис, сотрудник лаборатории, был так любезен, что все рассказал, показал и даже прокатил на таком автомобиле.

Беспилотники лаборатории оснащены лидарами, сенсорами, камерами, радарами, инерциальной системой измерений, коммуникационным оборудованием и процессором, обрабатывающим поступающую информацию и отдающим команды системам автомобиля. Такой автомобиль не зависит от наличия внешней инфраструктуры.

Этот беспилотник устойчив к внешним возмущающим факторам (дорожные условия, погода, освещение, действия других участников движения) и может свободно перемещаться в условиях бездорожья. Скорость его реакции на внешние воздействия — 140 миллисекунд, тогда как у живого человека этот показатель от 0,4 до 0,6 секунды.

По словам улыбчивых и гостеприимных разработчиков, автомобиль надёжен как раз из-за того, что уменьшается влияние человеческого фактора: на момент старта испытаний на 1 тысячу километров вмешательство человека требуется только 80 раз. Алгоритм выбирает маршруты с минимальными затратами топлива и меняет скорость в зависимости от загрузки и типа дорог. Сейчас проект на этапе тестирований, примерно раз в два месяца происходит переналадка оборудования и замена на новое для оптимизации и улучшений, а также с целью исследований.

В лаборатории работа кипит – сами по себе беспилотные машины выглядят футурстично с лидарами и камерами на крыше и мониторами на пассажирских сиденьях, а еще вокруг роботизированные руки, подключенные к ним компьютеры и деловитые студенты-аспиранты-сотрудники, делающие со всем этим что-то исследовательское и перспективное.

Иннополис способен удивлять и, будем надеяться, еще удивит всех разработками своих резидентов – сегодняшних и будущих, сегодняшних и завтрашних студентов, которые и станут кадрами цифровой экономики, помогут внедрению цифровых технологий в самых разных сферах и обеспечат технологическое лидерство России. Побывав в Иннополисе, в это можно поверить.

Фото автора и пресс-службы Университета Иннополис

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.