Дмитрий Песков, Зимний остров: Чему учить детей, готовя к будущему?

На рабочем интенсиве Зимний остров в Сочи 1 декабря 2019 состоялась визионерская лекция спецпредставителя Президента России по цифровому развитию Дмитрия Пескова «Чему и как учить в 20-е годы». Приводим конспект.

 

Контекст: дети чувствуют беспомощность по вопросам климата и обвиняют предыдущие поколения

Крах уклада и футурошок

100 лет назад место, где сегодня располагается Силиконовая долина, зарабатывало исключительно на нефти. А потом все, во что они верили с точки зрения индустрии и инфраструктуры, исчезло на протяжении одной человеческой жизни. Мы верим тоже в добычу нефти и газа, что они и дальше долго будут обеспечивать нас работой, зарплатой и проч. Точно?

100 лет вперед – кажется, что боевые человекоподобные роботы неизбежны. Но рядом неизменно будут традиционные уклады. Универсального рецепта и будущего нет. Одновременно будет несколько.

Сегодня все страны переживают развернутую в прошлое политику, потому что футурошок это больно – свергают статуи, переигрывают прошлые войны и копаются в прошлом другими различными способами.

Шизофреничность, мозаичность и раздвоенность – вот чем будет характеризоваться будущее.

 

Дети будут воевать с нами

Основной контекст будущего – климат, страх, дети.

Страх потери управляемости, осознания того, что мы стремительно уничтожаем свой одинокий шарик во вселенной, и сделать ничего нельзя – страх плюс обреченность. Этот страх у детей и будущих детей. Плюс возложение вины на предыдущие поколения. И этот страх будет побуждать к действию

Поэтому повестка 20-х – не цифровизация и не техноразвитие, а попытки понять степень ужаса и безостановочности сценария, в котором мы потеряли власть над своей планетой. Россия отказывается пока принять неизбежность изменения климата, потому что это разрушает наши посылы в экономике, невыгодно нашему экономическому укладу. Эта волна придет к нам позже. Мы это отрицаем, но дети будут воевать с нами за принятие этой реальности.

Страх наших детей по поводу климата в мире приведет к тому, что государства классифицируют как терроризм – к молодежному экологическому терроризму.

Молодое поколение плохо знает историю, культуру, географию, но хорошо знает комиксы. Их моральная развилка – между супергероем и главным злодеем вселенной, Таносом из Марвелла, который своей перчаткой может уничтожить полмира. Перенаселенная Земля умирает, и моральный выбор прост. Перчатка Таноса понятна молодому поколению и хорошо описывает восприятие мировой политической системы.

Климатическая ЧС – самое популярное выражение этого года. Climate emergency.

 

Крах доверия усугубляется ИИ

Мы входим в эпоху неопределенности, баланс между мечтой и страхом быстро уходит в сторону страха, последовательных действий в сторону сценария мечты не просматривается.

Мы видим крах подавляющего большинства форм, в которых мы сегодня взаимодействуем, и крах доверия. Диплом? Соглашение? Стандарт? Больше доверия нет.

При этом накатывает первая волна цифровизации – решения принимаются искусственным интеллектом (ИИ).

Вопреки мифам, на 10-летнем горизонте ИИ не лишает работы почти никого, скорее наоборот, создает новые рабочие места. Юристы, водители, бухгалтеры и проч – через 10 лет будут работать. Обещания Убера, Теслы, Яндекса, Когнитив по беспилотникам выполнены не будут.

Но доверие будет разрушено и здесь. ИИ лучший диагност, чем врач, но мы не хотим к ИИ, при этом перестаем доверять врачу. В большинстве процедур с ИИ нельзя провести аудит кода. А можно ли доверять черному ящику или людям, однажды заложившим туда нечто?

 

Детская педагогика как лучшая инвестиция

2020 годы – рост спроса на образование. Демографический тренд таков, что средний класс в Китае и Индии удвоится до 2 млрд человек, и они хотят не вещи .а образование.

Страх инвестиций. Стабильные и понятные финансовые инструменты закончились (недвижимость, депозит, золото, валюта и др.). Надежных инструментов сбережения на горизонте более 5 лет не существует. Как сберегать? Пенсии? Солидарная модель пенсионной системы становится невозможной по мере старения населения.

Что гарантирует будущее? Инвестиции в детей. Двое, трое и больше детей, которые хорошо подготовлены к будущему, могут обеспечить родителям комфортную старость. Но они должны быть хорошо образованы, хорошо зарабатывать и нас любить J. Так детская педагогика становится финансовой инвестицией.

Это великая семейная контрреволюция, и стратегия России, обращенная в консервативное прошлое, оказывается дальновидной. Семейственность, много детей, традиционные ценности окажутся в эволюционном выигрыше. Логических возражений нет, но принять это носителям либеральной идеи невозможно.

 

Так чему учить детей?

Работать с рисками

Если будущее не определено, работать с ним надо как со стратегией в условиях неопределенности. При этом базово люди стремятся к снижению неопределенности. А что это за навык – работа в условиях неопределенности?

  1. На базовом постоянном уровне оценивать риски.
  2. Принимать эти риски.

Как научиться работать с вероятностью? Игра в домино. Стратегия – постоянное уменьшение неопределенности. Каждый выбор фишки работает на это. Играть в домино и рефлексировать – полезно. Еще лучше шахматы. Любые настольные игры с ролевой компонентой сегодня могут готовить к новому миру. Принимать риски — делать высокие ставки.

 

Искренние и простые решения

Эпоха новой искренности – священный выбор простоты. Вы все равно мне не доверяете, я могу говорить правду. Доверие – ключевой дефицит, и чтобы уменьшать неопределенность, надо инвестировать в искренние и простые решения. Они будут понятнее и легче приняты. Если я не разбираюсь детально, я не буду развязывать узел, а разрублю его. Это видно в сегодняшней политике.

 

Проблемы образования

Сложность выбора, растущая избыточность, отсутствие оснований, массовая уникальность.

Нет больше зависимости качества от репутации университета.  Бренды и рейтинги деградировали. Стандартных модулей пока нет, каждый уникален, и их множество. Пока не попробуешь, не поймешь, что внутри.

Аналоговыми средствами эту проблему не преодолеть (новый рейтинг или адм.структура, которая будет решать). Поддерживать стратегию большинства не выход. Отдали ребенка в робо-кружок? Снизили его конкурентные шансы, учитывая Китай, Индию и ЮВА.

 

Корпорация или стартап – национальный выбор

С 2001 года добавленную стоимость в основном создают не корпорации, а стартапы – те, кто научился создавать нужные вещи быстрее, чем корпорации. Вопрос национальный – кто будет героем экономики – корпорация или стартап?

Аналоговые модели компетенций смертельно устарели. А это все, кого мы уважаем, цитируем, верим. На весь список компетенций, провозглашаемых нужными, 10 жизней не хватит. Результат – клиповые компетенции, а значит, недостаточная глубина. И нигде не указано, а на какой срок это будет актуально.

Любая современная модель компетенций формируется под конкретный запрос и существует четко определенное время.

Пирамида Маслоу про цифровые монополии. Замещение традиционных потребностей цифровыми субстратами. Чем выше ваш бизнес на этой цифровой пирамиде, тем вы уязвимее. Вас эксллуатируют, вы раб. И нет процедуры обжалования. И 20-е будут борьбой государств против цифровых монопольных платформ.

 

Базовая модель компетенций

Pushkin.AI — нейросеть. В базовой модели компетенций нет экспертов. только сущности – базы данных, вакансии, данные опросов, интервью… 14 Гб данных в черный ящик, анализ разный умный, семантика, таксономия, кластеризация…

И что делать? Чему учить?

Т-модель компетенций больше неактуальна (одно глубокое поле знаний и много эрудиций по широкому кругу вопросов). V-модель отражает междисциплинарность, (не биолог и айти отдельно, а биоинформатик).

Еще лучше W-модель. В центре – self skills, наше неизменное ядро, в т.ч. предрасположенности. Воля, удержание внимания, память, работа со стрессом – тренируемы! И позволяют быстрее проходить любую новую предметную область. 10 тыс часов, чтоб стать экспертом больше не действуют, это можно хакнуть.

 

Здесь же – нужны глубокие, фундаментальные знания в физике, математике, биологии и т.д. Надо углублять достижения советской школы, которая ставила фундаментальные знания по базовым дисциплинам, это станет конкурентным преимуществом наших детей. И базово этого для выживания достаточно в будущем.

Но кто хочет больше – цифровые навыки, межкультурная коммуникация и другие софт скиллы, чтобы работать с людьми.

Важны национальные приоритеты, если мы принимаем ценности России, это диктует дальнейший выбор.

Как понять, что вы не занимаетесь фигней? (с)

  • Понимание себя через обратную связь на основе объективных достижений. Отправлять ребенка на соревнования в том, чему его хотим учить.
  • Командные проекты с высокой вероятностью потери активов. Работать в командах, онлайн, лучше кросс-культурных. И если вы не рискуете – то не учитесь принимать риски. Важен навык предприимчивости. Не будет стабильных социальных лифтов. Надо уметь быстро пересобирать ресурсы, идеи, команды.

Здесь же – сеть доверия. Мы пока плохо умеем с ней работать, конвертировать, делиться. Но это социальный капитал в будущем. Сегодня это доверие формируется из школьных друзей или вузовских. Поэтому чем больше проектных команд, где человек поработал, тем больше его социальный капитал и сеть доверия.

Еще одно звено в W-модели – роль советника, к кому обратиться, чтобы сменить жизненную траекторию. Их мало, на всех не хватит. Университет 20.35 хочет вырастить протез Советника, пока это и есть нейросеть Pushkin.AI.

 

Выводы:

  • Глубокие фундаментальные знания
  • Высокая ставка
  • Фиксация этой ставки ставки
  • Научное предпринимательство
  • Сочетание национальных и глобальных ценностей
  • Сеть доверия

 

Ссылка на трансляцию

Репортаж подготовила Степанова Мария. Написать «Спасибо»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *