Мария Степанова. Госдоклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности – дайте больше амбиций!

Минэкономразвития России опубликовало Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации за 2018 год. Если коротко – с энергоэффективностью в России ничего существенного не происходит, ситуация стагнирует. В то же время глобально рост энергоэффективности – один из главных признаков качественного развития любой экономической системы, причем само понимание целей и приоритетов рыночной экономики на наших глазах претерпевает значительные изменения, как и понимание всеобщей, на всех уровнях, ответственности. И мерилом этой ответственности также может считаться энергоэффективность. От Госдоклада ожидается именно такой, широкий горизонт рассмотрения вопроса и заявка на высокие амбиции здесь России, однако пока это бесстрастный анализ, отчет о работе и планы на будущее.

 

 

 

Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро “ЭнергиаВита”,
главный редактор energiavita.ru, к.э.н.

 

Это второй Госдоклад, составленный Минэкономразвития в качестве органа, уполномоченного на разработку и реализацию госполитики энергоэффективности, и первый “сознательный”, разработанный при наличии времени и возможности разобраться в ситуации, собрать информацию. Действительно, разница заметна, анализ пусть бесстрастен, но хорош, включая сферы, где плановый орган профи – методику расчета энергоемкости в зависимости от различных факторов и прогноз.

Спорить с прогнозом можно, и даже хочется, если коллеги готовы спорить аргументированно – с удовольствием опубликуем на ЭнергиаВита.ру.

 

Что мы видим из госдоклада о состоянии энеросбережения

Констатируется, что цель по снижению энергоемкости экономики не выполняется, внебюджетные инвестиции в энергоэффективность снижаются. Тот факт, что с энергоэффективностью в экономике России ничего существенного не происходит, подтверждается и неизменной структурой потребления в последние годы (основные потребляющие сектора – ТЭК, обрабатывающая промышленность, население, транспорт в тех же долях), и минимальной, на уровне 0,1% в балансе, не считая гидроэнергетики, долей возобновляемых источников (атом не в счет, это уж совсем лукавство, когда его засчитывают в ВИЭ).

Даже в корпоративном секторе, где всегда мотивация к энергосбережению была наиболее высокой под давлением рыночной конкуренции, показатели в рамках статистической погрешности. “Энергосервис развивается стабильно” – политкорректная фраза, по сути, этот сектор стабильно слаб и не выполняет своих функций, а ведь в отсутствии бюджетных инвестиций как раз энергосервис является одним из ключевых механизмов модернизации инфраструктуры, но давайте скажем честно, он так и не приобрел массового характера (0,5% от затрат на энергоресурсы составил объем энергосервисных контрактов в 2018 году).

То есть среды для бизнеса, направленного на повышение энергоэффективности, в России пока не создано, стимулы (рыночные или административные) к энергосбережению недостаточны для основных секторов – как потребления, так и генерации, и сетей. Кстати эта неразрывность цепочки, кажется, недостаточно показана в Госдокладе, при этом в Комплексном плане повышения энергоэффективности экономики России она есть, так что, надеемся, есть и в госполитике,

 

Анализ, отчет и план

Потенциал же повышения энергоэффективности очень велик – об этом говорят не только цифры энергоемкости по сравнению с другими странами, в т.ч. с подобным климатом, но и трехкратная разница в удельном потреблении энергии в одинаковых домах в одинаковом климате. Однако учета недостаточно, картинки баланса нет, классы энергоэффективности пока не работают. Над этим разрывом явно предстоит работать, и в Госдокладе это указано.

Документ построен так, что в первой части ситуация с энергоэффективностью анализируется как бы отстраненно, будто это все происходит само по себе. Следующим разделом идет отчет Минэкономразвития как уполномоченного органа о том, какая работа в этом направлении ведется. И завершается госдоклад о состоянии энергосбережения своеобразной white paper – декларацией о намерениях, по сути, в развитие Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики (распоряжение 703-р) от 2018 года.

Будем считать, собственная аналитическая база создана, положения Комплексного плана подтвердили свою адекватность и сколько-то скорректированы, понятно, как уполномоченный орган будет действовать, и чего ждать всем участникам энергетической цепочки.

 

Больше амбиций и глобальный контекст!

Чего не хватило в Госдокладе о состоянии энергосбережения. Все же Минэкономразвития единственное ведомство, кто видит слона (экономику) целиком, а не отдельно хобот, ногу, бивень, как другие ФОИВ. Никто больше не может поставить эти вопросы в глобальном контексте, а это необходимо делать. Нужно расширять горизонт, показывать энергоэффективность в контексте происходящих тектонических сдвигов в мировоззрении и экономике в глобальных масштабах. Такая страна как Россия однозначно имеет здесь собственные мандат и ответственность, однако из Госдоклада, к сожалению, этих амбиций совершенно не видно.

Энергоэффективность – не самоцель, а инструмент и индикатор, необходимый атрибут качественного развития любой экономической системы от домохозяйства до предприятия, отрасли, региона, страны. Управляя энергоэффективностью, можно влиять на качество экономики и качество жизни.

Это все так или иначе упомянуто в Госдокладе, однако это тот случай, когда “один пишем, три в уме”, а хотелось бы полных объяснений. Называются четыре очень общих цели – высвободить топливо для экспорта, “озеленить” энергобаланс, снизить выбросы в атмосферу (видимо, парниковых газов) и повысить качество жизни. Однако без анализа внешней ситуации и ее динамики непонятен прогноз и сроки потребности в экспортируемом топливе, а там тоже есть сдвижки, риски и сценарии; не видна цель озеленения энергобаланса, кто бенефициар и каковы преимущества; не понятна цель по снижению выбросов парниковых газов, когда Президент и Минэнерго заявляют, что все обязательства по Парижскому соглашению Россия уже выполнила и перевыполнила; как влияет энергоэффективность на качество жизни, также требует уточнения.

Если энергоемкость не снижается, значит, нет технологической модеранизации, т.е. и конкурентоспособности, в промышленности; нет улучшений в комфорте в жилищном секторе и общественных зданиях, нет удовлетворения конечных потребителей, они по-прежнему не влияют ни на свой платеж, ни на условия пребывания в зданиях.

Рост энергоэффективности находится в прямой зависимости со снижением экологического следа, а это становится приоритетом совершенно другого порядка. Более того, в мире меняются подходы к пониманию экономики и ее движущих сил – экстенсивный рост признан злом, налицо запрос на смену моделей потребительского поведения, появляется новая этика бизнеса, меняются прежние метрики и цели развития и корпораций, и стран. В этом ключе энергоэффективность приобретает новое звучание, мы не энергию и не деньги экономим, мы позиционируем человека как биологический вид, обладающий новой глобальной ответственностью. Это больше не пафос, это нормальный ежедневный контекст.

Устойчивость развития, да и успех экономики уже не измеряется ВВП, надо вводить новый аналитический и метрический аппарат. Пусть от ВВП как индикатора сейчас не уйти, но именно через энергоэффективность надо говорить о новой повестке, которая все больше становится преобладающей – нужны новые модели, счетно, цифрами и коэффициентами связывающие рост энергоэффективности, улучшение экологической обстановки, улучшение показателей качества жизни.

Единицей анализа, точкой сборки могут стать города – они отвечают и за львиную долю потребления энергии, и за основной экологический след, здесь же самые быстрорастущие требования к комфорту и уровню жизни. Здесь же легче всего применить новые цифровые технологии в помощь новым задачам.

Очень хочется надеяться, следующий Госдоклад о состоянии энергсбережения и повышения энергетической эффективности за год продвинет ведомственную, отраслевую и общественную мысль и сможет и лучше объяснить важность этой повестки, и выстроить более сложные внутренние связи различных видов отраслевых политик для достижения общих целей.

 

Открыть Госдоклад с сайта Минэкономразвития

 

Мария Степанова. 10 лет 261-ФЗ об энергоэффективности — букварь усвоен?

 

Мария Степанова. Повышение энергоэффективности — теперь по-новому

 

 

1 thought on “Мария Степанова. Госдоклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности – дайте больше амбиций!

  1. В госдокладе я не нашёл двух важных, как мне представляется, раздела, а именно:
    – результаты мониторинга внедрения НДТ и лучших мировых практик, направленных на энергосбережение, повышение энергоэффективности, снижение уровня выборов/сбросов ЗВВ, снижение уровня НВОС;
    -анализ наличия государственных, региональных и муниципальных программ по внедрению возобновляемых, нетрадиционных и вторичных источников энергии;
    – предложения по внесению изменений и дополнений в НПА, направленные на совершенствование государственной политики в сфере эгергосбережения и повышения энергоэффективности, в части, касающейся стимулирования реализации соответствующих инвестиционных проектов, особенно применительно к объекта генерации на сыновей ВИЭ

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.