Роль энергетики в экономике и обществе требует пересмотра – концепция естественного монополизма не соответствует современным запросам и представлениям, а приоритет должно получить качество на стороне потребителя.
Авторская колонка
Яков ЩЕЛОКОВ,
коллегия СРО «Союз «Энергоэффективность»
Правила для сектора энергетики
Роль энергетического сектора в развитие экономики РФ принято сводить к мировым ценам на нефть и газ. В жизни все сложнее. Обратимся к концепции мирового энергетического совета (WEC, МИРЭС) о роли энергетики в экономике [1].
Сформулированы три Энергетических цели: доступности, наличия и приемлемости энергии. Это фундаментально необходимо для обеспечения политической стабильности в мире, стратегии энергетического бизнеса и достижения миром устойчивого будущего (это цитата).
На этой основе предложены десять политических действий для достижения указанных целей: Применительно к РФ, очевидно, их следует интегрировать по уровням управления, начиная с Федерации, далее к отрасли, предприятию и заканчивая конечным потребителем, в том числе, населением. Обратим здесь внимание на три из десяти ключевых энергетических правил [1].
Первое. Энергия является важной частью программы развития, которая включает в себя макроэкономику и неэнергетические сектора, проведение беспристрастной финансовой фискальной и социальной политики, обеспечение низкой инфляции, сбалансированность бюджетов и другие ключевые действия по созданию эффективной экономической и социальной основы для роста экономики.
В этом плане у нас пока прослеживается только озабоченность в части снижения инфляции, но только за счет достаточно высокой ключевой ставки, т.е. сокращения так необходимых «длинных», инвестиционных денег.
Второе. Цены для конечных потребителей являются ключевым фактором развития эффективного энергопотребления. Они должны отражать долговременные замыкающие затраты и включать надежно определяемые стоимости внешних факторов (таких как обеспечение надежности снабжения или защита окружающей среды). В противном случае это негативно влияет на мотивацию людей, размеры ВВП и экономику в целом.
Весь предыдущий опыт развития энергетики в СССР и России показывает, что это правило остается совершенно невостребованным. Например, создание оптового рынка электроэнергии способствовало умиранию в России когенерации. Законодательная база сформирована так, что ТЭЦ вынуждены по собственной инициативе уходить с рынка электроэнергии: рынок электроэнергии есть, а рынка тепловой энергии нет. ТЭЦ невыгодно работать в режиме когенерации, и электростанции переводятся в режим котельных [2].
Выходит, что цены для конечных потребителей могут только расти, опять же, ссылаясь на динамику инфляционных процессов, не вникая в суть проблемы. Создается иллюзия, что чуть ли не все проблемы энергетики РФ можно решить за счет регулярной корректировки в тарифе инфляционной составляющей.
Третье. Этика – обязательная часть управления энергетикой. Это честность, отказ от коррупционной практики, а также добровольные аудиты, общественные стандарты и другие вопросы глобального организационного и корпоративного руководства.
Российская практика регулирования энергетики
В апреле 2018 г. появилось распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 г. №703-р, которым утвержден Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики РФ.
Комплексный план предусматривает реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение энергоэффективности экономики РФ, в отношении предприятий промышленности, регулируемых организаций, организаций с государственным участием, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов. Вопроc, а где торговля как энергоемкая отрасль?
При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 января 2019г. № 45 Минэкономразвития, в частности, осуществляет функции:
- выработка государственной политики по нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышению энергетической эффективности, по вопросам проведения энергетических обследований;
- методическое обеспечение разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- оценка эффективности региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Минэкономразвития России должно осуществлять мониторинг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации плана и докладывать в Правительство РФ о ходе его выполнения раз в полгода. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано организовать работу по повышению энергоэффективности экономики в субъектах РФ в соответствии с соответствующими Методическими рекомендациями [3].
Что говорят цифры
Мероприятия комплексного плана направлены на увеличение вклада технологического фактора в снижение энергоемкости ВВП не менее чем до 1,5% в год, а также на обеспечение сокращения технологического отставания РФ от ведущих стран. То есть, предприятия и организации должны также снижать энергоемкость, а значит – энергетическую составляющую себестоимости продукции – не менее, чем на 1,5% в год. Но это означает, опять стричь всех под одну гребенку.
2016 год объявлен базовым. Динамика удельного расхода топлива при производстве: электроэнергии в нем составила 319,3 кг/МВт*ч, тепловой энергия 245,05 кг/Гкал. Сумма по 2016 году 564,35 кг у.т.
В 1985 г., по данным Госплана СССР [4], показатель удельного расхода топлива: при производстве электроэнергии составлял 356 кг/МВт·ч, тепловой энергии – 175 кг/Гкал, сумма по 1985 г. – 531 кг у.т.
Т.е. более чем за 30 лет практически нет роста энергоэффективности при комбинированной выработке электроэнергии и тепла! По тепловой энергии есть рост расхода условного топлива на 40%. Таким образом, подтверждается тезис НП «Ростепло» [2], что снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии выросло в основном за счет роста расхода топлива на тепловую энергию. Причина? См. выше. Динамика коэффициента использования мощности (КИМ) тепловых генерирующих объектов 16,43%, а электроэнергетических генерирующих объектов – 46,6%. КИМы снизились в разы, особенно в котельных, то есть резервные мощности растут не управляемо. Почему?
Мировая практика регулирования энергетики
В экономике ЕС действуют обязательные энергетические правила (ЭП), которые оформлены законодательно в каждой стране – члене ЕС. Важно обратить внимание на ключевые определения [5]:
Конечный потребитель энергии – это юридическое или физическое лицо, которое покупает энергию для конечного использования в своих целях.
Повышение энергетической эффективности – это повышение эффективности конечного использования энергии в результате технологических, поведенческих и/или экономических изменений.
ЭП-1. Все работают на повышение энергоэффективности у конечного потребителя! Почему так? Согласно ООН конечное потребление энергии является энергетической мерой цивилизации, особенно для социально-экономической и политической сфер [8].
ЭП-2. В ЕС существует необходимость в улучшении конечного использования энергии, управления спросом на энергию…, т.к. спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии заключается: либо в строительстве новых мощностей, либо в оптимизации системы передачи и распределения энергии [5].
Отсюда вытекает ЭП-3. Наличие при капитализме неоправданных рыночных стимулов для производителей энергоресурсов к увеличению объемов поставки энергии для конечного потребителя.
В итоге сложилось ЭП-4. Энергетика превратилась в политическое условие устойчивого экономического развития, а экономия энергии играет главную роль в снижении затрат производства и улучшении экологической ситуации.
Отсюда курс ЕС на «устранение непосредственной связи между экономическим ростом и энергопотреблением», что будет формировать вектор на «повышение конкурентоспособности промышленности ЕС, способствующий устойчивому развитию» [6].
Отражение в энергетическом законодательстве
Основу германского энергетического права составляют Закон об энергетическом хозяйстве (действует с 2005г.) и Закон об обеспечении энергией, а также нормы «конкурентного, договорного и экологического права в энергетической сфере» [7].
В России нет закона об энергетическом хозяйстве страны, а до сих пор бытуют представления о т.н. «естественном энергетическом монополизме», который имел право на существование в эпоху тотальной плановой экономики. Нет и четких энергетических правил в области взаимоотношений между производителями и конечными потребителями топлива и преобразованных видов энергии.
Какое решение?
Предлагается формирование в российском законодательстве новых нормативных актов по энергетической эффективности, известных и применяемых в ряде развитых стран, например, в Германии. В итоге, будет создана основа для успешного применения ключевого принципа рыночных отношений и при нашем капитализме: исключение из практики «неоправданных рыночных стимулов для производителей энергоресурсов к увеличению объемов поставки энергии для конечного потребителя».
Список литературы
- Энергетика для завтрашнего мира. Действовать сейчас. Заключение МИРЭС 2000 г.//Электрические станции, 2005. № 2. С. 67-70.
- Яровой Ю.В. Появилась надежда, что ситуация в теплоснабжении будет меняться в лучшую сторону//Энергосбережение. 2013. № 3. С. 36-40.
- Письмо Минэкономразвития РФ от 03.07.2019 г. № 21641-МР/Д05 и «О методических рекомендациях».
- Сальников А.Х., Шевченко Л.А. Нормирование потребления и экономия топливно-энергетических ресурсов. М.: Энергоатомиздат. 1986. 240 с.
- Директива 2006/32/ЕС Европейского парламента и Совета от 05.04.2006 г. «Об эффективности конечного использования энергии и энергетических услугах».
- Справочный документ ЕС по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности, 2009, с. xiv, xxv.
- Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / П.Г. Лахно и др. М.: Юрист, 2011. 1074 с.
- Статья в википедии