Минстрой России разработал правила софинансирования модернизации объектов ЖКХ с износом более 60% (уже получившие название «программа 60+»). Износ коммунальной инфраструктуры – вопрос для регионов чрезвычайно актуальный. И предоставление госсубсидий на мероприятия по модернизации сетей может существенно снизить аварийные ситуации и средства на их ликвидацию. Рассмотрим предлагаемый проект программы 60+ подробнее, чтобы понять, к чему готовиться.
Авторская колонка
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт по энергоэффективности
в бюджетной сфере
Изменения вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017г. №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», что является неоспоримым плюсом в части регулирования, мониторинга и контроля, все-таки государственная программа.
Открыть проект постановления (размещен для рассмотрения и обсуждения)
Как видим, вводится понятие Оператора, т.е. возникает посредник между федеральным и региональным бюджетом, который может размещать свободные средства (пока непонятно, как определяется объем этих «свободных средств»).
Указано, что Оператор и Минстрой России используют сервисы государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Странно выглядит предоставление справок в Минстрой России в наш век цифровых технологий и сервисов. Предусматривается подписание трехстороннего соглашения между Минстроем России, субъектом РФ и Оператором.
Как получить софинансирование
Итак, самое интересное. Для получения софинансирования на модернизацию коммунальной инфраструктуры субъектам РФ необходимо:
- Выпустить нормативно-правовой акт, предусматривающий бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий по реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры, износ которых превышает 60%.
- Обеспечить софинансирование субъектом РФ мероприятий в объеме не менее 2%.
- Прописать соответствующие бюджетные ассигнования на модернизацию коммунальной инфраструктуры в бюджете региона в полном объеме на три года бюджетного планирования.
- Заключить соглашение с Оператором.
На какие цели предоставляется федеральное софинансирование
В рамках программы государственные субсидии могут предоставляться на следующие цели:
- Собственно капитальные вложения в объекты коммунальной инфраструктуры.
- Возмещение затрат или части затрат на уплату процентов по кредитам. Они должны быть получены в российских банках на цели реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры. Существует ограничение – не более ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на 3 процентных пункта.
- Компенсацию затрат концессионера на реконструкцию (модернизацию) объектов коммунальной инфраструктуры.
- Компенсацию бюджету региона выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением льготы по налогу на имущество тем организациям, которые осуществили реконструкцию (модернизацию) указанных объектов. Как рассчитываются льготы по налогу на имущество? Видимо исходя из затрат и ставки налога.
Требования к заявке на получение государственной субсидии
Решение о предельном размере средств финансовой поддержки по субъектам Российской Федерации принимается Правительством по предложению Минстроя России на основании соответствующего заключения Оператора.
Состав заявки и перечень проектов должны соответствовать определенным требованиям:
- Мероприятия по реконструкции (модернизации) проводятся (планируются к проведению) на объектах коммунальной инфраструктуры в сферах теплоснабжения (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), водоснабжения и водоотведения, износ которых превышает 60%.
- Финансирование мероприятий, включенных в заявку, не предусмотрено за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, и затраты на проведение этих мероприятий не учтены (не будут учтены) при установлении регулируемых (цен) тарифов.
- Срок реализации мероприятий по реконструкции (модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры, износ которых превышает 60%, не превышает трех лет.
- В отношении соответствующих объектов разработана проектно-сметная документация, а также получены результаты технического обследования, подтверждающие указанный в заявке износ объекта коммунальной инфраструктуры.
Как организовать работу для получения софинансирования
Требование наличия разработанной проектно-сметной документации (а она должна быть явно с госэкспертизой результатов и смет), означает, что регионы должны уже в 2020 году:
- Перераспределить средства (февраль-март-апрель, на практике – в мае стандартно идут корректировки бюджетов, параллельно готовить технические задания на ПИР, разрабатывать сметы на ПИР и искать финансирование на оплату работ).
- Определить/утвердить объекты коммунальной инфраструктуры с износом более 60% (а это либо результаты обследований, либо инвентаризация, ведь результатам энергоаудита мы не верим давно… Данные РСО необходимо перепроверять с учетом реализации производственной и инвестиционной программы).
- Заключить контракты (а это 44-ФЗ или 223-ФЗ, ФАС и прочее).
- Подготовить внесение изменений в собственные программы, касающиеся коммунальной инфраструктуры, и изменения в Законы о бюджетах.
Проблема – в наличии данных
Здесь своевременно будет вспомнить о ГИС ТЭК. Цитирую ст. 4 федерального закона от 03.12.2011 №382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»:
Задачами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса являются:
1) сбор, обработка информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса в целях включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, хранение такой информации, обеспечение доступа к ней, ее предоставление и распространение;
2) обеспечение формирования аналитической информации о состоянии и прогнозе развития топливно-энергетического комплекса (далее – аналитическая информация) и включение ее в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса.
Данные о состоянии, их хранение, обеспечение доступа к ним…
Если бы ГИС ТЭК функционировала, и были бы созданы региональные системы ГИС ТЭК, Минстрой России получил бы реальный инструмент для формирования «Программы 60+»:
- фактический износ коммунальной инфраструктуры,
- планируемый объем финансирования на модернизацию
- а с учетом прогнозов по модернизации – расчет эффективности субсидирования, то есть, грубо, на сколько 1 млн руб. субсидии изменил/уменьшил износ сетей.
Пока не очень понятно, на что будет опираться Минстрой России и Оператор программы в отсутствии подобной базы.
Ну и вдогонку, вроде цифровизация, а у нас все бумага, справки, подписи, печати… Ограничение конкуренции налицо!))
upd 04.02.2020
Минстрой предложил указывать процент износа коммунальных сетей при их обследовании
Вроде всё понятно. Разъяснение полное.