Как подать энергетические декларации (декларации о потреблении энергетических ресурсов) в 2020 году, в особенности, как быть бюджетным учреждениям, успевшим подать декларации в ГИС Энергоэффективность до выхода соответствующего приказа Минэкономразвития России? Позиция Национального центра энергоэффективности при Минэкономразвития России.
Екатерина КВАША,
Директор
“Национального центра энергоэффективности”
при Минэкономразвития России
Мне бы хотелось прокомментировать пункт 1 рекомендаций, данных на портале ЭнергиаВита А.Богатенковым, т.к. он вводит читателей в заблуждение. Действующая редакция 261-ФЗ не предусматривает обязанности (требований) по предоставлению информации по приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Поясню почему:
- 16 января 2019г. вступили в силу изменения Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261‑ФЗ), в том числе введена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.
- Согласно части 2 статьи 16 Закона № 261-ФЗ порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2019 № 683 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России наделено полномочиями по разработке и утверждению порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы такой декларации.
- 27 февраля 2020 в Минюсте России зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов».
- Приказ № 401 Минэнерго России регламентирует форму и порядок подачи информации об энергосбережении и о повышение энергетической эффективности, в нем ничего не говорится про декларации о потреблении энергетических ресурсов.
- Формы, которые ранее заполнялись в текущей версии ГИС «Энергоэффективность», соответствуют приказу № 401 Минэнерго России, следовательно, тоже не имеют никакого отношения к декларациям о потреблении энергетических ресурсов.
Из всего вышеприведенного делаем два важных вывода:
- В период с момента вступления в силу требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении деклараций о потреблении энергетических ресурсов до вступления в силу приказа № 707 об утверждении порядка предоставления деклараций (с 16 января 2019 года по 13 марта 2019 года) состав для административного правонарушения фактически отсутствовал, т.к. таким составом является нарушение требований к форме и порядку предоставления декларации, которые в этот период не были регламентированы.
- Предоставление информации по приказу № 401 не является выполнением требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении декларации о потреблении энергетических ресурсов.
ЭнергиаВита напоминает всю историю:
Андрей Богатенков. Как подать энергодекларацию в 2020 году без ГИС Энергоэффективность
Андрей Богатенков. Как подать энергетическую декларацию в 2020 году
Андрей Богатенков отвечает:
Вот, удалось всё-таки получить комментарий, ладно хоть такой, но по крайней мере можно понять позицию…
Хотя нет, нельзя. Вот если будет письмо от Минэкономразвития в Региональные центры за подписью Расстригина, тогда имеет смысл вести дискуссию.
По сути ответа, мы все зря сдали декларации, или информацию об энергосбережении (суть то одна) за 2018 год и нарушили Федеральный закон.
Но, коллеги забыли упомянуть и остальные нормативные акты, касающиеся основного инструмента декларирования – ГИС Энергоэффективность:
– Постановление Правительства РФ от 23.07.2018 № 859 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности”;
– Постановление Правительства РФ от 1 июня 2010 г. № 391
“О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования” (с изменениями от 25.09.2019).
В соответствии с этими документами, Минэкономразвития России должно было принять ГИС и обеспечить ее функционирование (включая модуль Деклараций).
И да, ещё раз, межведомственного взаимодействия между Минэнерго и Минэкономразвития – нет, или не было.
Позицию и мнение не изменил.
Коллегам надо разобраться в полномочиях и сопутствующих НПА.
ИМХО.
Кто “родил” декларацию в энергосбережении? Минэнерго РФ. Цель? Что бы ликвидировать систему обязательности энергетических обследований в той же бюджетной сфере, с целью экономии бюджетных средств. Удалось сделать это по полной: обязательность ликвидирована, по сути, полностью в сфере энергоэффективности. Декларации в этом формате стали “паразитным” звеном. Вопрос: зачем отчетность, если нет и тени обязательности? Ответ очевиден.