Андрей Богатенков. Заключение энергосервисного контракта на теплопотребление в бюджетных учреждениях

Новые требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях потребляемых энергоресурсов и воды (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289) вводят обязанность при отсутствии бюджетного финансирования на выполнение мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключать энергосервисные контракты. Продолжаем серию статей в помощь заказчикам энергосервисных контрактов. Сегодня – о специфике эско на модернизацию системы отопления в бюджетных учреждениях.

 

 

 

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем

 

Требования к энергосервисному контракту

  • Важно! Предмет энергосервисного контракта – «осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов» (в данном случае тепловой энергии) заказчиком (ст. 19 261-ФЗ).
  • Как определить начальную максимальную цену договора (контракта) – НМЦК? Читаем постановление Правительства РФ от 18.08.2010 №636.
  • Как определиться с формой контракта? В помощь письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и.
  • Что еще надо знать? Есть соответствующие Методические рекомендации – письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и.
  • Энергосервисные контракты подразумевают корректировку базовой линии на сопоставимые условия – открываем ГОСТ Р 56743-2015 «Измерение и верификация энергетической эффективности. Общие положения расчета экономии энергетических ресурсов» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2015г. №1929-ст).
  • Не менее важно осознанное применение в энергосервисных контрактах расчетно-измерительного способа. Поможет приказ Минэнерго России от 04.02.2016 №67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

 

Этого набора нормативных документов достаточно, чтобы выступить добросовестным и квалифицированным заказчиком в энергосервисном контракте не модернизацию системы теплоснабжения в бюджетной организации. Такая практика среди российских бюджетных учреждений вполне распространена, чему свидетельство данные Единой информационной системы в сфере закупок.

 

Рекомендации по заключению энергосервисного контракта

Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).

Ожидаем, когда появятся следующие документы (новые требования к программам энергосбережения, методические рекомендации по расчету показателей и составу мероприятий). Пока же действовать предлагается следующим образом:

  1. Вносим изменения в программу энергосбережения, актуализируем ее в части мероприятий по модернизации системы отопления объектов;
  2. Выявляем необходимый объем финансирования для реализации сформированных мероприятий;
  3. Направляем в соответствующий орган исполнительной власти (в соответствии со структурой управления реализацией региональной программы энергосбережения), для начала, соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, запрос на выделение дополнительного финансирования для реализации мероприятий;
  4. Если в ответ приходит отказ с аргументацией об отсутствии дополнительных бюджетных средств – прописываем в источниках финансирования реализации мероприятия по модернизации системы отопления внебюджетные средства, энергосервисный контракт.

Вся работа по подготовке и проведению закупки на энергосервис проводится в соответствии с положениями федерального закона №44-ФЗ и региональными требованиями к осуществлению закупок бюджетными учреждениями.

Каждому региону целесообразно разработать и утвердить собственную типовую форму энергосервисного контракта (в составе принципов, списка основных статей и разделов контракта), технического задания к нему и состав приложений. Сделать это можно, адаптировав под свои условия форму, рекомендованную Минэкономразвития России. При адаптации рекомендуемых форм нужно учесть региональные особенности закупок. Впоследствии наличие региональных рекомендаций значительно упростит всем бюджетным учреждениям на территории работу с энергосервисными компаниями, взаимодействие с контролирующими органами.

Предмет контракта формулируется как «оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса».

Срок проведения строительно-монтажных работ рекомендуем предусматривать не более 120 календарных дней от даты заключения контракта: данное требование надо включить и в Техническое задание, и в проект контракта.

Двусторонние обязательства Заказчика и Исполнителя оформляем в соответствующих разделах контракта.

 

Десять советов бюджетному заказчику энергосервисного контракта

  1. Критерии оценки кандидатов

При формировании критериев оценки заявок нельзя забывать о следующих:

  • опыт работ за последние три года до окончания подачи заявки
  • финансовая устойчивость
  • необходимые допуски и лицензии (если есть «отделы», «правильные линии связи» – требование иметь лицензию по гостайне не станет препятствием для контракта)
  • с учетом необходимости проектирования – членство в СРО проектировщиков и соответствующие допуски для персонала.

 

  1. Разделение дополнительной экономии

Еще один момент, который нужно предусмотреть заранее – разделение дополнительной экономии, если она возникнет. Мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Однако на месте каждый регион или бюджетная организация при согласовании условий контракта может рассудить по-своему.

Аргументируем. ЭСКО, планируя контракт, имеет представление о составе работ, текущем состоянии системы отопления, оценила финансовую модель и предложила свою цену – процент от экономии. Если же в договоре будет содержаться пункт о разделении дополнительно полученной экономии между заказчиком и исполнителем, у исполнителя есть соблазн в контракте прописать минимально возможный размер экономии, достичь его без усилий, а все сверху будет считаться дополнительной экономий. Это менее выгодно заказчику. В любой формулировке положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит соответствующие вопросы от контролирующих органов.

 

  1. Документооборот

Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.

 

  1. Расторжение договора

Чем подробнее прописаны условия по расторжению, в том числе, по одностороннему, тем спокойнее будет обеим сторонам контракта. Например, основанием для досрочного расторжения контракта являются случаи, когда федеральные, региональные или местные нормативные правовые акты устанавливают нормы, которые существенно ухудшают положение Исполнителя, при условии, что Договор не может быть изменен для того, чтобы в достаточной степени компенсировать Исполнителю потенциальный ущерб от таких норм.

 

  1. Досрочное расторжение

Необходимо расписать, в каких случаях возможно досрочное расторжение, порядок определения остаточной стоимости Оборудования и услуг Исполнителя, иначе придется долго доказывать свою правоту в Арбитражном суде.

 

  1. Досрочное исполнение обязательств

Также нельзя забыть этот пункт, необходимо расписать документооборот и состав документов.

 

  1. Обеспечение исполнения договора

По законодательству, обеспечение составляет от 5% до 30%, рекомендуем ставить нижнюю границу. Кроме того, Минэкономразвития России выступил с предложениями по снижению ставки – до 5%.

 

  1. Право собственности на оборудование

Оборудование, установленное Исполнителем в ходе осуществления мероприятий на объекте, является собственностью Исполнителя в течение срока действия контракта, за исключением права собственности на неотделимые улучшения, которые с момента их создания на Объекте принадлежит Заказчику.

Переход права собственности происходит без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанные усовершенствования и оборудование в исправном состоянии по Акту приема-передачи, который подписывается вместе с Актом реализации контракта.

 

  1. Бюджетные риски

К сожалению, от них никуда не деться, их необходимо прописать (предусмотреть разлиные) в соответствии с законодательством

 

  1. Взаимодействие сторон

Для ускорения процесса обмена информацией, в том числе для устранения аварий, обеспечения гарантийных ремонтов в состав раздела/статьи «Прочие условия» рекомендуем включить персональный состав лиц для информирования со стороны как Заказчика, так и Исполнителя.

 

Особенности теплотехнического оборудования

Что необходимо знать об оборудовании, которое обычно внедряется в рамках энергосервисных контрактов по модернизации системы отопления:

АУУ – автоматизированный узел управления – предназначен для автоматического регулирования параметров теплоносителя (температура, давление), поступающего в систему отопления. Регулирование параметров производится в соответствии с температурой наружного воздуха. При понижении температуры воздуха температура теплоносителя увеличивается, при увеличении температуры воздуха, температура теплоносителя, поступающего в систему отопления уменьшается. Также с применением АУУ обеспечивается расчетный перепад давления между подающим и обратным трубопроводами систем отопления.

ИТП – индивидуальный тепловой пункт представляет собой устанавливаемый в подвале здания и работающий автоматически комплекс насосов, теплообменников и датчиков, регулирующий подачу ресурса в системы отопления и горячего водоснабжения дома в соответствии с заданной программой и температурой наружного воздуха. В стандартной комплектации схема индивидуального теплового пункта состоит из двух модулей – системы отопления и системы горячего водоснабжения. Получив теплоноситель из системы централизованного теплоснабжения, ИТП задает необходимые тепловые параметры в системе отопления здания, а также готовит и подает в помещения горячую воду. Источником тепла для ИТП служат теплогенерирующие предприятия (котельные, теплоэлектроцентрали). ИТП соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Источником воды для систем холодного и горячего водоснабжения служат водопроводные сети.

БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт представляет собой законченное изделие заводской готовности, предназначен для установки в помещении индивидуального теплового пункта зданий или сооружений и присоединения систем теплопотребления (отопления, вентиляции, ГВС и др.) к водяным тепловым сетям. В зависимости от назначения функциональных модулей, БИТП выполняет задачи коммерческого учёта воды и тепла, автоматического управления значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления, горячего водоснабжения, систему теплоснабжения для оптимизации процессов теплопотребления.

АУУ – это самое простое, ИТП и БИТП – уже другой уровень (в том числе по цене), соответствующий современным возможностям автоматизации и учета.

По каждому из видов регулирующего оборудования в наличии множество комплектаций и схем подключения. Поэтому для корректного выбора оборудования необходимо, во-первых, осуществить технико-экономическое сопоставление вариантов:

1) установка АУУ от распределительных сетей ЦТП;

2) устройство ИТП от городских магистральных теплопроводов и сетей водопровода.

При этом необходимо помнить о «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и необходимость корректировки гидравлических и тепловых балансов по итогу реализации мероприятий.

Во-вторых, в состав работ (в Техническое задание) нужно обязательно включить проектирование и согласование проекта установки оборудования с РСО.

 

Особенности энергосервисного контракта в сфере теплоснабжения

Базовый и отчетный уровни потребления

Если на объекте отсутствуют приборы учета, базовый уровень потребления следует определять расчетно-измерительным методом, призвав на помощь приказ Минэнерго России от 04.02.2016 №67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности»:

  • В качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанной в договоре теплоснабжения;
  • определение объема потребления тепловой энергии, теплоносителя после реализации мероприятий осуществляется по приборам учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 5.5 приказа)

Таким образом, при отсутствии приборов учета в состав мероприятий обязательно следует включить их установку на объекте.

Если приборы учета тепла есть, дополняем документацию сведениями о них – датой ввода в эксплуатацию, датой последней поверки, фактом наличия/отсутствия коммерческого учета (при наличии прибора учета принятие или непринятие его показаний зависит от многих факторов).

Тариф

Если расчеты ведутся по двухставочному тарифу, это надо отметить в составе контракта и описать его условия.

Метеостанция

Нужно указать метеостанцию, показания которой о температуре наружного воздуха принимаются в расчет сторонами. Мало написать «ближайшая к месту расположения объекта», лучше указать конкретную.

Температурный график

К контракту необходимо приложить тепловой (температурный) график – текущий график, являющийся приложением к договору теплоснабжения, он необходим для оценки/выбора вариантов применяемого оборудования.

Целевая температура

Еще один показатель – температура комфорта. Его также надо прописать в контракте. Предлагающийся в нормативной базе уровень 16-18 градусов Цельсия вряд ли устроит, детям с такой температурой точно будет не комфортно. Советуем добавить пункт об ответственности Исполнителя за недостижение данной температуры, случаи, если она будет ниже указанного значения, с фиксацией либо актами, либо в автоматизированном режиме.

Если счетчик не работает

Дополнительно в контракте необходимо прописать, как будет происходить расчет потребления (достижения экономии) при выходе из строя прибора учета. Например, если прибор учета устанавливал Исполнитель – период неработоспособности до 15 календарных дней, объем потребления за месяц берется в соответствии с договором поставки, более 15 календарных дней – экономия не достигнута.

 

Документы, подтверждающие выполнение обязательств по энергосервисному контракту

Основными документами для фиксации сроков выполнения работ и расчетного/отчетного периода и закрытия реализованного контракта будут являться:

  • Акт ввода в эксплуатацию оборудования (АУУ, ИТП, БИТП) со штампами и подписями РСО;
  • Акт ввода в эксплуатацию узла учета (прибора учета) со штампами и подписями РСО;
  • Акт достигнутой экономии за отчетный период с приложением теплового отчета (ведомости) со штампом РСО;
  • Акт реализации Контракта.

 

Состав приложений

(рекомендации от эксперт-бюро EnergiaVita):

Приложение 1. Техническое задание.

Приложение 2. Сведения об Объекте и его технические характеристики.

Приложение 3. Перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии.

Приложение 4. Приборы учета.

Приложение 5. Потребление тепловой энергии за базовый период. Показатели экономии тепловой энергии (планируемые).

Приложение 6. Стоимость единицы энергетического ресурса, действующей на дату опубликования и (или) размещения извещения.

Приложение 7. Акт сдачи-приемки результатов мероприятий. Примерная форма.

Приложение 8. Акт достигнутой экономии за отчетный период. Примерная форма.

Приложение 9. Акт реализации Договора. Примерная форма.

Приложение 10. Акт приема-передачи оборудования. Примерная форма.

Приложение 11. Технический регламент гарантийного обслуживания оборудования.

Приложение 12. Договор теплоснабжения.

 

Не забывайте, в рамках исполнения энергосервисного контракта необходимо всегда быть в диалоге с РСО, начиная с запроса ТУ и разработки проекта.

 

ЭнергиаВита также советует ознакомиться с другими статьями А.А.Богатенкова:

Андрей Богатенков. В помощь заказчикам энергосервисных контрактов на внутреннее освещение в бюджетных учреждениях

 

Андрей Богатенков. Как регионам организовать работу и получить госсубсидию на модернизацию коммунальной инфраструктуры с износом более 60%

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.