Андрей Богатенков. Потребление тепловой энергии в МКД – как заключить энергосервисный договор?

Плата за тепло составляет наибольшую часть платежа за коммунальные ресурсы в жилищном секторе. Поэтому среди мероприятий по повышению энергоэффективности в МКД особое место занимает экономия тепла. При этом меры эти зачастую достаточно дороги, и неудивительно, что жильцы предпочитают реализовывать их не за свой счет. Сегодня – рекомендации эксперта по заключению энергосервисного контракта на потребление тепловой энергии в МКД.

 

 

 

Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем

 

Действительно, одна из возможностей – заключение энергосервисного контракта на установку оборудования, регулирующего подачу тепла в доме – АУУ, ИТП, БИТП (БТП).

 

Особенности теплотехнического оборудования

Небольшое знакомство с видами оборудования, которое может быть установлено в рамках энергосервисного контракта на теплоснабжение.

АУУ – автоматизированный узел управления – позволяет автоматически регулировать температуру и давление как основные параметры теплоносителя в системе отопления, в зависимости от уличной температуры. Чем теплее снаружи – тем ниже температура воды, подающейся в дом, что и позволяет достигать экономии. АУУ также поддерживает заданную разницу давления в подающем и обратном трубопроводах.

Теплоноситель поступает от ЦТП в АУУ. Контроллер в составе АУУ после сравнения заданной в температурном графике (режимной карте) температуры теплоносителя с фактической дает команду насосам. Они смешивают теплоноситель из обратной магистрали с теплоносителем из подающей магистрали для достижения нужной температуры. Подача теплоносителя регулируется с помощью регулирующего клапана. Перепад давления в системе отопления регулируется с помощью регулятора перепада давления.

ИТП – индивидуальный тепловой пункт – это более сложная система. Целый комплекс датчиков, насосов и теплообменников фактически служит тепловым пунктом для отдельного дома, в зависимости от погоды автоматически снижает или повышает потребление домом тепла. Устанавливается обычно в подвальном помещении МКД. Подключен как к тепловым сетям (получает теплоноситель от ЦТП и регулирует его температуру подачи в контур отопления дома), так и к сетям водоснабжения (осуществляет подогрев воды для контура ГВС).

БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт. В отличие от ИТП, это законченное изделие заводской готовности, такой plug-and-play для коммунальной теплоэнергетики. БИТП устанавливают в помещении индивидуального теплового пункта здания, присоединяют к системам отопления, вентиляции, ГВС и другим потребителям тепла, а также к входящим теплосетям. БИТП может содержать различные модули, от этого зависит его функционал: коммерческий учёт воды и тепла, автоматическое управление температурой и давлением воды в системах отопления и ГВС.

Как бы просто мы ни старались объяснить, это сложное инженерное оборудование, возможны различные комплектации, разница будет и в схемах подключения. Поэтому потребуется разработка проекта, и эту работу необходимо включить в Техническое задание в список работ.

Два базовых варианта:

  • Установка АУУ с подключением к ЦТП
  • Установка ИТП с подключением непосредственно к магистральной теплотрассе города и водопроводной сети.

Для разработки проекта и технико-экономического расчета (и сравнения вариантов) нужны профессиональные компетенции. Обычно это сделает подрядчик – энергосервисная компания или РСО.

Подрядчик должен обеспечить соответствие проекта «Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и помнить о необходимости корректировки гидравлических и тепловых балансов после реализации проекта. Проект необходимо будет согласовать с ресурсоснабжающей организацией.

 

Энергосервис на тепле в МКД – оценка масштаба

В отличие от предыдущих статей, здесь мы не можем сказать, что вся нормативная база создана, путь протоптан, нужно только разобраться, и можно заключать договор.

 

Андрей Богатенков. Энергосервис на замене освещения в местах общего пользования МКД – советы заказчику

 

Андрей Богатенков. Заключение энергосервисного контракта на теплопотребление в бюджетных учреждениях

 

Именно по заключению энергосервисного договора в МКД на тепло есть множество нюансов, которые буквально «кричат» – еще рано, еще не все НПА приняты, еще сохраняются вопросы для обеих сторон. А Инвестор может просто не получить возврат своих инвестиций.

Однако все же разберемся подробнее. Сначала оценим, насколько такая практика получила распространение.

С учетом того, что в подавляющей части жилищного фонда в России управление осуществляют коммерческие организации (УК), и именно они являются потенциальной стороной энергосервисного договора, заключение таких договоров можно отследить только через статистическую отчетность, к которой нет открытого доступа. Будем пользоваться доступными источниками информации. В одной из статей на EnergiaVita автор ссылается на данные официального сайта энергосервисной компании. Согласно им, только в МКД города Москвы заключено более 1,2 тысяч энергосервисных контрактов, согласитесь, это серьезный объем инвестиций и обязательств перед жителями.

 

 

Переход МКД Москвы на погодное регулирование отопления — почему это пока невозможно

 

Однако там же ставится под сомнение юридическая чистота подобных сделок. Разберемся, почему.

 

Требования к энергосервисному контракту

По энергосервису на тепловой энергии знать нормативные документы важно, как ни в каких других направлениях – они просто обязательны к прочтению и осмыслению.

  1. Статья 19 федерального закона №261-ФЗ (указывает, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком).
  2. Статья 12 того же закона №261-ФЗ (регламентирует обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд).
  3. Статьи 154, 159, 160 Жилищного кодекса РФ – нужны в части структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
  4. Пункт 38.2 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора для повышения эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества с УК, ТСЖ, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом. Они также вправе наделить указанные организации полномочиями по заключению такого договора в интересах собственников или от их имени с энергосервисной компанией.

Если энергосервисный договор на общедомовые нужды заключается между собственниками и управляющей организацией, это отдельный договор наряду с договором управления многоквартирным домом.

Если дом управляется без УК, непосредственно собственниками, они вправе принять решение о заключении энергосервисного договора на общедомовые нужды с ресурсоснабжающей организацией или иной организацией, оказывающей энергосервисные услуги.

  1. Пункт 38.3 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Решение собственников помещений о заключении энергосервисного контракта принимается на общем собрании собственников помещений и должно содержать в том числе следующие условия заключения энергосервисного договора на общедомовые нужды:
  • величина экономии тепла в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленной на общедомовые нужды тепловой энергии), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды,
  • срок, необходимый для достижения такой величины экономии,
  • цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты,
  • срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.
  1. Пункт 38.4 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Оплата цены энергосервисного договора на общедомовые нужды осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения.
  2. Пункт 38.5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Цена энергосервисного договора на общедомовые нужды определяется соглашением сторон такого договора. Обращаем внимание! Положения постановления Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» не действуют для расчета цены договора, она является результатом джентельменского соглашения сторон, зафиксированного условиями договора.
  3. Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса». Казалось бы, но нет. Рекомендованных форм энергосервисного договора такого рода нет, данное письмо содержит лишь форму для бюджетных учреждений. Поэтому единственный выход – если после прочтения статьи у вас возникнет желание заключить энергосервисный контракт – взять ручку/карандаши/ластик и отредактировать эти формы под себя.

По-хорошему, каждый регион должен утвердить типовую форму такого договора собственным нормативным правовым актом или приказом или распоряжением органа власти, курирующего ЖКХ. Имеет смысл поискать подобный акт в своем регионе.

На проект договора, по которому заключаются контракты в городе Москве, и который размещен на сайте энергосервисной компании, использовать не советуем. Он не утвержден никаким нормативным актом, в городе фактически действует устаревшая форма 2010 года (распоряжение Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы никто не отменял), которую никто не использует. Да и сам проект вызывает одни вопросы, но его уже рассматривали коллеги по цеху (ссылка в начале статьи).

 

Особенности заключения энергосервисного контракта на теплоснабжение в МКД

В сухом остатке от изучения нормативной базы: пока заключать такой договор опасно.

Во-первых, допускается заключение энергосервисного договора по экономии тепловой энергии только на общедомовые нужды. А как выделить величину отопления на эти самые общедомовые нужды? По площади? А как же нежилые помещения, которые массово на первых этажах сдаются в аренду? А прибор-то общедомовой,  индивидуальных приборов учета во всех квартирах и помещениях МКД нет.

Что говорит судебная практика? То же самое – только на общедомовые нужды:

Дело А41-31074/2016 (кассация пройдена). Важное внутри. Позиция Департамента ЖКХ Минстроя России в лице заместителя директора департамента: энергосервисный договор на отопление заключается в отношении всей тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом. Однако эта позиция была отклонена судами первой и апелляционной инстанций.

Действительно, из постановления №491 следует, что энергосервисный договор может распространяться только на общедомовые нужды. Апелляционный суд указал, что в силу требований жилищного законодательства управляющая компания не вправе присваивать излишне уплаченные собственниками МКД денежные средства за оказание коммунальных услуг, иных услуг, согласованными с управляющей компанией, в отсутствие на то правовых оснований.

Во-вторых, как быть со льготниками? Ведь при снижении потребления тепла, снижается и размер льгот, а компенсации не предусмотрены (вопрос давно обсуждается, но до настоящего времени соответствующие изменения не вышли).

Много вопросов, и непростых. Однозначных ответов пока нет.

 

Энергосервис на тепло в МКД: перспективы

Что может спасти энергосервис по тепловой энергии? Попробуем изучить протоколы совещаний в ФОИВ, ведь в них появляются поручения о развитии механизмов энергосервиса применительно к МКД, поручения по разработке НПА.

 

Протокол заседания Экспертного совета Минстроя РФ от 03.04.2018 (есть в редакции):

подготовить, внести, рассмотреть поправки в Жилищный кодекс РФ, постановление Правительства РФ №354 по энергосервису…

и вдруг

«Предложить региональным органам исполнительной власти на территории субъектов РФ до принятия законопроекта разработать и принять региональные нормативные правовые акты о направлении части сэкономленных при реализации энергосервисных договоров (контрактов) бюджетных средств на льготы по платежу по энергосервисным договорам (контрактам) для отдельных категорий граждан, аналогично применяемым льготам на соответствующие коммунальные платежи, с учетом того, что такое перераспределение бюджетных средств не повлечет дополнительных затрат региональных и муниципальных бюджетов»

Это значит, что потерянные льготы предложено компенсировать региональным бюджетам, забрав (секвестировав) полученную бюджетными учреждениями экономию по заключенным ими энергосервисным контрактам! Бюджетник страдал, заключал энергосервисный контракт в надежде высвободить часть средств, модернизировать системы энергообеспечения, а у него достигнутую экономию заберут. Ну и в конечном счете – это все равно наши с вами налоги и сборы. Да и без системы мониторинга результатов энергосервиса это сделать нереально.

Пожалуй, данный протокол можно забыть. Изменения в НПА до настоящего времени не вышли, эра А.В.Чибиса в Минстрое закончена.

 

Протокол совещания у заместителя Председателя Правительства РФ В.Л. Мутко от 20.02.2019 «Об энергосервисных контрактах в ЖКХ» (Звучит? Уровень? – есть в редакции):

п.4 – в срок до 01.04.2019 доработать и направить в установленном порядке проект Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ…» в части мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении отопления и коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.

п.6 – в срок до 30.04.2019 Минстрою России обобщить лучшие региональные практики по энергосервису в ЖКХ, сформировать рабочую группу по мониторингу и изучению, обеспечить методическое сопровождение проектов.

Итог мы видим, процесс не остановить, и нет предела совершенству.

 

Для смелых: алгоритм подготовки энергосервисного договора на тепло в МКД

Нас не запугать, общее собрание собственников решило заключить контракт по общедомовым нуждам, что делаем?

  1. Определяемся с методикой распределения потребления на жилые, нежилые, общедомовые нужды.
  2. Обращаемся в РСО (поручаем УК обратиться) для определения возможности установки АУУ, ИТП, БИТП, стоимости и сроков установки (включая разработку проекта).
  3. Готовим технико-экономический расчет, за сколько лет окупится энергосервисный контракт по экономии тепла на общедомовые нужды?
  4. Стандартно готовим общее собрание собственников, ОСС (объявления, повестка, место и время встречи, порядок голосования, проекты документов).
  5. В решении фиксируем все согласно п.38.3 постановления Правительства РФ №491, наделяем УК (или представителя собственников) правом подписать энергосервисный договор с РСО.
  6. С учетом методик расчетов за потребленную тепловую энергию, оборудование, установленное в рамках энергосервисного договора, должно быть введено в эксплуатацию в декабре текущего (в год заключения договора) года, так как в январе идет перерасчет по фактическому потреблению за истекший год.
  7. И даже при соблюдении данных пунктов, будет непонятен механизм платежей, так как мы (потребители) платим либо по схеме 1/7, либо 1/12. В случае, если договор заключается с РСО, можно по согласованию с ней прописать, что отчетный период по договору – год, соответственно в январе происходит стандартный пересчет на основании фактических результатов за истекший период и корректировка в пользу жителя.
  8. Для РСО это также является плюсом – если они подписали регуляторное соглашение, то экономия, полученная в рамках исполнения энергосервисного контракта, может оставаться у РСО в распоряжении и направляться на собственные нужды РСО, в том числе на установку приборов учета по МКД.
  9. Не забываем отправить документы по ОСС в ГЖИ и загрузить их в ГИС ЖКХ.

 

Общий вывод. Давайте подождем выхода изменений в ЖК (их все-таки ждем в эту весну), проанализируем, что еще нужно поправить и изменить в региональном законодательстве и примем взвешенное (а не навязанное) решение о заключении энергосервисного договора по тепловой энергии на общедомовые нужды. Ну а кому невтерпеж – вперед в РСО! Хоть не так печально будет.

 

EV: Не согласны с нашим колумнистом? Напишите свое обоснованное мнение на stepanova@energiavita.ru, мы опубликуем.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.