Яков Щелоков. Российская энергетика – сто лет в поисках энергетического равновесия

Как электрификация всей страны и план ГОЭЛРО столетней давности учат нас построению энергорынков в 2020, как делить экономические эффекты при комбинированной выработке тепла и электроэнергии, и какого постулата не хватает российскому энергетическому законодательству.

 

 

 

Авторская колонка

Яков ЩЕЛОКОВ,
заслуженный энергетик РСФСР,
заслуженный изобретатель РСФСР,
лауреат премии Совета министров СССР

 

Коммунизм – это есть Советская власть
плюс электрификация всей страны

1920 год вошел в историю Советского государства как год ГОЭЛРО – великого Ленинского плана электрификации. Так на рубеже 1920 года после завершения победы над колчаковско-деникинскими и антиантантовскими силами контрреволюции и укрепления Советской власти был принят к реализации первый в истории человечества научный государственный план электрификации.На исходе года 2020 состоится столетие года ГОЭЛРО. Время подводить итоги эпохе «…плюс электрификация всей Страны».

Март 2020. Масса публикаций, растет статус участников. Так В. Матвиенко настаивает на введении единой государственной политики формирования тарифов на электроэнергию; промышленники бросили ФАС на Россети и др. О чем это: несмотря на рынок, нужна единая государственная тарифная политика! Один из основных векторов этих публикаций в марте 2020 – «исключить практику тарифной дискриминации крупных промышленныхпотребителей»?!

Здесь хотелось бы обратить внимание, какова была реальная, не только научная, а отчасти и идеологическая основа развития плана электрификации всей страны.

 

Наследство от СССР

  1. Фундаментальное идеологическое правило СССР – оценка эффективности по минимуму капитальных затрат. Особенно вредным оно оказалось для конечного потребителя основной продукции ТЭК, т.к. коэффициенты расхода энергии в ТЭК на единицу энергии, доставленной конечному потребителю на уровне 220 В, в кг у. т./кг у. т., сложились: электроэнергия – 4,94; тепло – 2,84 (источник: Башмаков И. Вопросы экономики. 2009. № 2. С. 71-89). То есть, наши централизованные энергетические системы способны работать с КПД не более 20 и 30%, соответственно, по электроэнергии и теплу.
  2. Первоочередное развитие энергетики. Строились крупные социалистические города, где до сих пор с одной электроподстанции подключают, например, сеть РЖД и коттедж губернатора, МКД и т.п. Что напрямую влияет на качество электроснабжения большинства потребителей. Вот где практически все оказались равны.
  3. Еще страшней – проблема разделения топлива на ТЭЦ между теплом и электроэнергией. Эта проблема до сих пор как проклятие для потребителя ТЭК и для нашей экономики в целом. АН СССР в 1952 г. разрешила задачу перераспределения энергетических благ, возникающих на ТЭЦ, в пользу потребителей электроэнергии. Это был политический заказ – показать, что при социализме электроэнергия обходится в 1,5 раза дешевле. Позднее, уже при капитализме, в РФ этот «заказ» был продлен и «украшает» нашу рыночную экономику до сих пор (Источник: Богданов А.Б.).

Это третье правило почти не работало до 1990 г., т.к. не было рынка. И если сейчас по электроэнергии он появился, то рынка тепловой энергии нет. Как итог – если расход топлива на выработку тепловой энергии в 1975 г. был 175 кг/Гкал (данные Госплана СССР), то в 2016 он составил уже 245 кг/Гкал (источник – распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 г.   № 703-р). Налицо рост на 40% – так рынок электроэнергии реализовал вынужденное решение АН СССР 1952 г.

 

О тарифе

Тариф – это система ставок за услуги. Можно ввести ставку и за отпевание при погребении, но электроэнергия – не услуга и даже не товар. Это субстанция, которая непрерывно меняет свои параметры, начиная от напряжения, частоты, силы тока и заканчивая частоколом гармоник. При этом в каждой точке ее потребления она имеет свою себестоимость, которая сводится в основном к величине потерь при ее неоднократном преобразовании и доставке. А эти потери можно представить как 5 к 1, где «1» – это то, что доходит до конечного потребителя на уровне напряжения «субстанции» 220 В, и все это вполне официально называется «физикой, которая не имеет отношения к тарифной экономике». А в итоге имеем экономику перекрёстного субсидирования!

Но никто из сильных мира российского не хочет знать, точнее, вникать в природу этого явления, возраст которому скоро сто лет. При М. Горбачеве рассекретили тайны экономики СССР, и оказалось, что «цены на топливо и энергию, планово установленные, ниже себестоимости их производства (по газу и нефтепродуктам в 2-2,5 раза, по углю в 2,5-3 раза и более)» (источник: А. Макаров. Нуждается в совершенствовании//Энергетика: экономика, техника, экология. 1987. № 4. С. 22-23).

Но за тридцать лет капитализма в РФ причины все прежние. Год 2020 – столетие процесса энергетического противостояния в РФ. Оценка этому процессу дана в №8 за 2020 год журнала «Эксперт» в самом названии статьи «Плохое энергетическое равновесие», цитата: «российская энергетика живет по запутанному клубку правил», от себя добавим – или вообще без правил (источник – Эксперт. 2020. №8. С.13-19), Вот такой момент истины сложился в нашей энергетике.

 

Мировая практика

В методиках, же, принятых в Западной Европе, экономия топлива комбинированных циклов относится на теплоэнергию, что, безусловно, повышает конкурентную способность ТЭЦ перед котельными. В результате без изменения суммарных затрат для потребителя, за счет некоторого повышения тарифов на электроэнергию, снизился на четверть тариф на теплоэнергию, полученной от ТЭЦ. В итоге в ФРГ нет котельных. У нас котлов столько, что они используются на 20-30%, см. выше распоряжение № 703-р.

Еще несколько примеров.

Не раз эксперты отмечали, что умная сеть невыгодна сетевым компаниям, т.к. ограничит их возможности наживаться на тарифах, основной ролью сетей будет «передача энергии обратно в сеть» (например, здесь – Маркетинг «умной» электросети в США, Энергоэффективность и энергосбережение. 2013. № 1), поэтому следует устанавливать четкие стандарты для различных технологий с учетом их интеграции. Иначе развивать что-то новое опасно. В итоге появились правила такой интеграции, и отсюда – некоторые правила мировой энергетики. Среди них – Кодекс строителя справедливого капитализма в мировой энергетике. 10 заповедей от “Мирового Энергосовета”, были опубликованы (Электрические станции. 2005. № 2):

  • Справедливое распределение доходов;
  • Сбалансированное регулирование тарифов,
  • Публичность,
  • Общественные стандарты и др.;
  • Снижение политических рисков;
  • Рост ВВП без роста энергетических затрат!;
  • Этика есть основа управления энергетикой и др.

Даже Википедия – эта народная интернет-энциклопедия, оценивает ситуацию однозначно, показывая душевое потребление энергии в качестве энергетической меры цивилизации (Источник). Это, в свою очередь, имеет важное значение для социальной, экономической и политической сфер деятельности любой страны. Эта мера определяется как «Индекс социального прогресса» конкретного государства.

Директива 2006/32/ЕС «Об эффективности конечного использования энергии» предполагает, что повышение энергетической эффективности – это повышение эффективности конечного использования энергии в результате технологических, поведенческих и/или экономических изменений. То есть все работают на повышение энергоэффективности у конечного потребителя, т.к. спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии заключается в строительстве новых мощностей.

Таким образом, при нерегулируемом капитализме налицо неоправданные рыночные стимулы для производителей энергоресурсов к увеличению объемов поставки энергии для конечного потребителя.

В чем же регулирование? Основу энергетического права ЕС составляют Закон об энергетическом хозяйстве (действует с 2005 г.) и Закон об обеспечении энергией, а также нормы «конкурентного, договорного и экологического права в энергетической сфере» (Энергетическое право России и Германии. М.: Юрист, 2011. 1074 с.)

Поэтому «их» энергетики вынужденно заинтересованы в снижении потерь, а российские – в увеличении объемов отпуска.

В России нет закона об энергетическом хозяйстве страны, а до сих пор бытуют представления о т.н. «естественном энергетическом монополизме», который имел право на существование в эпоху тотальной плановой экономики. В России нет цивилизованного капитализма в энергетике.

 

Заключение

Проблемы российского перекрестного субсидирования вызваны не столько тарифообразованием, сколько наличием в стране энергетического законодательства, где сохранены основные принципы социалистического хозяйства. И при этом полностью отсутствуют основные условия плановой системы управления энергетикой, которые сохранены в мировой практике и рекомендованы ООН к использованию, включая «конечное потребление энергии является энергетической мерой цивилизации».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.