Доклад “Тарифная политика в Российской Федерации в отраслях коммунальной сферы: приоритеты, проблемы, перспектива” подготовлен экспертами из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей при участии Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ с целью анализа основных тенденций в сфере государственного тарифного регулирования.
Представляем краткое резюме.
📌 тарифы влияют на благосостояние населения не только через стоимость энергоресурсов, но и через величину инфляции
📌 в России тарифы устанавливаются по принципу “инфляция минус” (прогнозируемая инфляция с учетом отраслевого коэффициента), и этот подход принят на долгосрочную перспективу
📌 такая предсказуемость должна сдерживать инфляцию, не ухудшать уровень жизни граждан, но и стимулировать снижение издержек и рост эффективности организаций субъектов естественных монополий в условиях отсутствия конкуренции
📌 сохраняется существенный разброс цен и тарифов (региональные особенности энерго- и коммунальных систем, жесткое регулирование, неэффективность инфраструктурных организаций)
📌 потребители – наиболее защищенная категория, однако за кадром остается стимулирование к оптимизации в сферах производства и потребления
📌 по случаю COVID обещано учесть доп.расходы организаций в тарифах, однако нормативные акты пока не приняты
📌 основная задача – кардинальный рост инвестиционной активности – в этих условиях не может быть решена
📌 по-прежнему регулируемым организациям надо активно искать резервы повышения внутренней эффективности в отсутствии роста цен в реальном выражении
В разрабатываемый ФАС законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» эксперты предлагают включить:
📍 отвязать тарифы от инфляции, выработать критерии эффективности тарифной политики (уровень и динамика тарифной нагрузки на бизнес и потребительский сектор, эффективность потребления энергоресурсов, а также инвестиционная привлекательность и уровень инновационного развития инфраструктуры)
📍 снизить адм.давление (приватизация организаций инфраструктурного сектора, либерализация рынков, упрощение регуляторных процедур)
📍 обеспечить предпринимательскую уверенность в стабильности проводимой тарифной политики
📍 кардинально усилить стимулирующую функцию тарифного регулирования
📍создать качественную информационную среду регулирования
Открыть доклад