Постановление № 1289 – как организовать работу в регионе. Часть 2. Энергосервисные контракты

Постановление №1289 требует от бюджетных учреждений заключать энергосревисные контракты для снижения потребления энергетических ресурсов. Как организовать эту работу в регионе?

 

 

 

 

Павел КАРАСТЕЛИН,
колумнист EnergiaVita,
начальник отдела координации проектов
СПбГБУ «Центр энергосбережения»

 

Энергосервис как инструмент привлечения внебюджетного финансирования уже достаточно давно живет своей жизнью во многих субъектах РФ и имеет шансы остаться востребованным механизмом вне зависимости от успешности реализации Постановления № 1289. Но в свете выхода постановления энергосервис должен обрести дополнительный импульс.

Постановление № 1289 – как организовать работу в регионе. Часть 1. Актуализация программ энергосбережения

 

Впервые за срок действия закона №261-ФЗ в правовом акте такого уровня, как постановление Правительства РФ, появилось слово «обязанность» в отношении энергосервиса – «…организации обязаны осуществить действия, направленные на заключение энергосервисного договора (контракта)…».

Очень качественная, на мой взгляд, формулировка «совершать действия» дает четкое понимание – вопросы энергосервиса в той или иной степени затронут подавляющее большинство Организаций бюджетной сферы! Минимальное количество Организаций даже в самом скромном по масштабам регионе будет измеряться сотнями, в крупных регионах и мегаполисах – тысячами. И по логике Постановления № 1289 каждая из них «…обязана совершить действия…». Какие? Искать инвестора? Или готовить самостоятельно конкурс?

Вопрос координации работы по подготовке энергосервисных проектов во многих регионах решился уже давно – это обычно функционал и обязанность региональных центров энергосбережения (РЦЭ). Безусловно, уровень готовности специалистов, кадровое и материально-техническое обеспечение, цели и задачи у каждого РЦЭ могут значительно отличаться.

Но даже самый «укомплектованный» всем необходимым РЦЭ, обеспечивший заключение не одного десятка энергосервисных контрактов в своем регионе, понимает разницу. Одно дело, когда в работе десяток пилотных проектов, предварительно отобранных «зашедшей» в регион энергосервисной компанией (ЭСКо), предлагающей формат работы только на собственных, зачастую односторонних, но практикой наработанных решениях. И совсем другое, когда речь пойдет о сотнях одновременно запущенных проектов, где задачей координатора будет не только свести потенциального заказчика с исполнителем, а обеспечить полный цикл взаимодействия со всеми заинтересованными структурами по всей цепочке подготовки проектов, а также в дальнейшем сопровождать ход исполнения обязательств по действующим контрактам.

При этом задача – заключить и исполнить энергосервисный контракт, а не заключить и отчитаться. Разница существенная!

Централизация данного процесса на уровне субъекта, на мой взгляд, должна быть решена вне зависимости от планов реализации Постановления № 1289. В противном случае реализация контракта превращается в бесконтрольный и малоэффективный для бюджета инструмент, пригодный только для красивой отчетности о количестве заключенных энергосервисных контрактов и объеме привлеченных инвестиций.

 

Роль регионального центра энергоэффективности

В чем должна заключаться централизация управления энергосервисного процесса в отдельно взятом регионе? В чем основная роль координатора (РЦЭ)?

На мой взгляд – это четыре основных направления:

  1. Популяризация энергосервисных услуг. Информировать об эффективности данного инструмента привлечения денег для бюджетного сектора нужно обязательно – для кого-то с упором на вопросе «зачем», для кого-то с ответом «как».
  2. Координация подготовки проектов. В идеале должен быть регламентированный порядок подготовки проектов – с чего начинаем, что делаем и в какой форме согласовываем существенные условия закупки.
  3. Методологическое сопровождение Заказчика. На всех этапах подготовки/сопровождения контракта возникает множество вопросов, требующих разъяснений, уточнений и решений. Каждая Организация, которую привлекли в это долгосрочное сотрудничество, должна знать, что есть специально обученные специалисты, которые помогут-разъяснят-подскажут.
  4. Контроль за реализацией энергосервисного контракта. Постоянный мониторинг за исполнением обязательств обеих сторон по действующему контракту. Исполнение функции квази-арбитража, если понятнее.

Без системной организации работы на уровне субъекта – от целеполагания сверху до исполнительской готовности на уровне всех заинтересованных правительственных структур и специализированных подведомственных организаций в регионе, – ставить максимальные задачи о масштабировании энергосервисных проектов, на мой взгляд, преждевременно.

Без системной организации работы на уровне региона невозможно кратно нарастить количество энергосервисных проектов

В предыдущие годы в ряде регионов уже была подобная практика гонки за количеством заключенных энергосервисных контрактов при очень условной готовности всех заинтересованных чиновничьих структур именно к специфике энергосервиса. Последствия оставляют желать лучшего. Как и в случае участия полупрофессиональных посредников по поиску потенциальных инвесторов и сопровождению их к заказчикам.

Основная задача по координации  энергосервисного направления в регионе – создать понятные правила для взаимодействия как с ЭСКо, так и с потенциальными заказчиками (их ГРБС). Все заинтересованные стороны должны понимать, с чего начинать подготовку проекта, какие последующие этапы, как считать, где экономический эффект, в каких форматах согласовывать, и по каким единым правилам проводить конкурс. Энергосервисным направлением необходимо управлять, и управлять с пониманием и комплексно.

 

Сложности реализации 

В имеющейся отрицательной практике реализации энергосервисных контрактов нет ничего удивительного или осуждающего – это абсолютно естественная реальность, как любого другого нового инструмента развития на начальной стадии.

Но в энергосервисе, бюрократическая система функционирует практически неизменно, и активным оказывается потенциальный инвестор. Чем он более убедителен, тем больше риск, что контракт получится односторонним и трудноисполнимым.

На энергосервис обращает внимание все больше и больше непрофильных структур, а с учетом масштаба задач по Постановлению №1289, число потенциальных инвесторов будет расти. В этих условиях отсутствие единой политики в регионе приведет к хаосу в реализации и изжоге от самого слова «энергосервис». Именно это уже происходит в регионах – в одном за другим.

Однако, если у инвесторов реально есть деньги, которые они действительно готовы вложить в среднесрочные социально значимые проекты, то необходимо создать для них понятные и прозрачные правила взаимодействия и администрировать этот процесс отдельной, специально обученной для этого проправительственной структурой.

Реальной проблемой в большинстве случаев является взаимодействие сторон, недостаточно компетентных в специфике вопроса.

 

Централизовать работу по организации энергосервиса в регионе

Именно по причине неорганизованной коммуникации инвестора и заказчика мы видим такое мнение на любом уровне бюджетного сектора о якобы недееспособности энергосервиса и его дискредитацию как явления.

Утверждаю, что любые сложности по ходу исполнения энергосервисного контракта (а они в том или ином объеме будут присутствовать) решаются либо организационным, либо методологическим путем. Но координатор энергосервиса в регионе должен быть готов эти вопросы решать, и его компетенция должна позволять, в случае необходимости, предложить сторонам контракта иное компромиссное решение в случае возникновения каких-либо проблем.

Подводя краткий итог вышесказанному. Эффективная реализация Постановления № 1289 на уровне любого субъекта будет иметь успех только в случае централизации управления всеми процессами (от установления целевых показателей до подготовки энергосервисных проектов) на уровне одного уполномоченного органа исполнительной власти с ответственностью за результат. При этом вся политика реализации соответствующих направлений должна быть максимально регламентирована по всей вертикали власти.

Все причастные ГРБС и их подведомственные учреждения должны четко исполнять принятые правовые акты и директивы, не допуская самодеятельности. Для этого на уровне субъекта должны быть приняты все необходимые документы, регламентирующие порядок действий всех заинтересованных и причастных к реализации Постановления № 1289.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.