Эксперты продолжают обсуждать, как выстроить работу в регионах и муниципалитетах для выполнения новых требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Основополагающим нормативным документом здесь является постановление Правительства РФ от 7 октября 2019 года №1289.
Андрей БОГАТЕНКОВ,
эксперт в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности
в бюджетной сфере
и информационных систем
Как раз сегодня официально утверждены изменения в постановление №1289 в части сроков. Много было статей и мнений по реализации данного постановления, но хотелось бы все-таки отметить один важный аспект.
Представляется, что целевые показатели необходимо устанавливать изначально в целом на регион. Далее уже с уровня региона посредством анализа ранее исполненных мероприятий и достигнутых результатов реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности нужно бы показатели устанавливать и доводить до каждого конкретного учреждения (и здесь бы могли помочь региональные центры энергоэффективности).
Поясню позицию.
С чем подошли бюджетные учреждения к постановлению 1289
С момента принятия 261-ФЗ, бюджетные учреждения (в силу специфики административного управления) находятся в состоянии постоянного марафона, а иногда и спринта – догнать, обогнать, достичь… Последние 10 лет, мы, бюджетники, реализовываем программы, внедряем мероприятия, снижаем потребление. А цель была не менее 3% в год.
И вот 2020 год. Новый порядок по постановлению 1289. И скоро в соответствии с методическими рекомендациями (которые особо никто не видел, и на стадии утверждения никто из экспертов не давал на них заключение, да и смысл в них кто объяснит?) – раз, и падает установка – ты, руководитель бюджетного учреждения, должен снизить потребление ТЭР и воды, достигнуть следующих целевых показателей, для этого – вот тебе срок, откорректируй программу энергосбережения, утверди у вышестоящего органа и go в реализацию. Энергосервис тебе в помощь (бюджет-то пуст скорее всего). А мы помним, мы реализовывали, внедряли, достигали… То есть, остались скорее всего самые затратные мероприятия для снижения потребления либо самые трудные для подготовки и реализации.
Это напоминает анекдот, про стратегию и тактику. Стратегия в этом случае – снизить и достичь такого-то показателя. А какая тактика? Да мы ж стратеги.
Что было бы целесообразно изменить в постановлении 1289
Побудем тактиками, чтобы не как в анекдоте.
Представляется, надо изменить положения постановления 1289 в части установления целевого показателя для региона, а регион, с учетом ретроспективных данных, энергетических деклараций, реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности – уже сможет его распределить, балансируя между отраслями и учреждениями, в том числе с регулируемыми видами деятельности, распределение нагрузки.
Это уже работа и функционал регионального центра энергосбережения (РЦЭ). О чем мы уже не раз писали – они в текущем режиме недооценены, отсутствует необходимый функционал и полномочия.
Капля дегтя (еще одна)
Занудно заметим, любые методические рекомендации – это рекомендации, не обязательные для исполнения, это вам любая юридическая служба органа исполнительной власти скажет сразу. “Ты чего пришел, это же не постановление Правительства, не ведомственный приказ. Методические рекомендации – они не обязательны к использованию”. Поэтому любые методические рекомендации лучше бы оформлять правильным соответствующим нормативным правовым актом, который будет являться обязательным к использованию.
И мы уже видим, что, пользуясь разночтениями в документах, проектами НПА, размещенными на regulation, бюджетным учреждениям исполнители просто «впаривают» проведение различных обследований, экспресс-энергоаудитов, расчетов потенциала энергосбережения для формирования программ энергосбережения.
Выход или вход
В чем решение? Рекомендовал бы на уровне субъектов РФ задуматься об автоматизированной системе энергосбережения, максимально интегрированной с ГИС “Энергоэффективность”. С соответствующим функционалом и нормативной правовой обвязкой, с формированием программ энергосбережения и расчетом показателей внутри системы и привязкой к каждому объекту, энергетическим декларациям и РСО с другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. Все в одном месте, для аналитики и расчета, для прогноза и ТЭБ, для установления показателей в зависимости от уже достигнутых результатов. Это значительно облегчит работу в любом случае, в том числе при неполадках в ГИС, изменениях в порядке работы с федерального уровня, новых регламентах обработки деклараций и паспортов.