Региональный центр энергоэффективности города Санкт-Петербурга – СПбГБУ «Центр энергосбережения» – не первый год ведет работу по заключению бюджетными учреждениями города энергосервисных контрактов. В июне 2020 года для заинтересованных организаций был проведен вебинар «Особенности подготовки энергосервисных проектов в бюджетной сфере Санкт-Петербурга. Системный подход». Его автор и ведущий Павел Сергеевич Карастелин поделился с ЭнергиаВита ответами на поступившие по итогам вебинара вопросы о том, в бюджетном учреждении заключить энергосервисный контракт.
Павел КАРАСТЕЛИН,
руководитель отдела координации проектов
СПбГБУ «Центр энергсбережения»
Вопрос: Что такое энергосервисные проекты, примеры их, основные понятия?
Ответ: Энергосервисный договор (контракт) – вид инвестиционного контракта, возврат средств по которому осуществляется из достигнутой экономии энергетического ресурса.
Энергосервисный контракт является уникальным инструментом привлечения внебюджетных источников финансирования в энергосберегающие проекты бюджетной сферы.
Энергосервисный контракт обеспечивает:
- осуществление энергосберегающих мероприятий за счет энергосервисной компании (ЭСКо), средства заказчика не привлекаются;
- снижение расходов потребителей на топливно-энергетические ресурсы;
- снижение затрат на ремонт и эксплуатацию инженерного оборудования;
- повышение энергоэффективности объектов за счет улучшения их качественных характеристик.
- основные виды энергосберегающих мероприятий по энергосервисному направлению:
- модернизация системы внутреннего освещения;
- мероприятия, направленные на оптимизацию расхода тепловой энергии.
Особенности заключения энергосервисных контрактов установлены статьей 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно указанной статье предметом энергосервисных контрактов является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов.
Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений, предусмотренных статьей 108 Закона о контрактной системе.
Нормативно-правовые акты, регулирующие энергосервисную деятельность для бюджетной сферы, приведены на сайте СПбГБУ «Центр Энергосбережения» в отдельном разделе. Рядом можно найти перечень учреждений Санкт-Петербурга, которые заключили энергосервисные контракты.
Вопрос: Каковы самые основные требования при отборе объекта?
Ответ. Вынужден перефразировать ваш вопрос, заменив слово «требования» на «критерии отбора», т.к. это более корректное выражение в данном контексте. На первоначальном этапе рассмотрения и отбора объектов для последующей работы по подготовке энергосервисных проектов рекомендуется использовать упрощенный порядок отбора, включающий аналитику информации, представленной в базе Деклараций о потреблении энергетических ресурсов.
1) По системе освещения два критерия отбора
а) процентное отношение установленных светодиодных световых приборов (не более 50%)
б) количество установленных световых приборов не должно быть менее 250 (без учета установленных светодиодных световых приборов).
2) По системе отопления первоначальных критериев больше. Основные из них – объем потребления не менее 800 Гкал/год, плюс наличие прибора учета, плюс отсутствие установленной погодозависимой автоматики. Это первоочередные критерии отбора, которые позволяют определить потенциальный круг объектов, с которыми целесообразно взаимодействовать для дальнейшей проработки проектов.
Вопрос. Если отозвали финансирование подведомственного ГБУ, обязаны ли мы предоставить предложения по корректировке программы и заключения энегосервисных контрактов за счет экономии по другим статьям расходов?
Ответ. Не на все вопросы, к сожалению, возможно дать однозначный и односложный ответ, особенно учитывая витиеватость сформулированных предложений. Вопросы финансового обеспечения на выполнение государственного задания бюджетных учреждений входят в компетенцию главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), поэтому обсуждать ситуацию с отзывом финансирования у ГБУ, его причинами и возможными последствиями, а также дальнейшими действиями, считаю делом бесперспективным.
Однако, по смыслу вопроса речь может идти об альтернативных статьях расходов на оплату ЭСК, помимо статей расходов на оплату соответствующего энергетического ресурса. Субсидия на выполнение государственного задания предоставляется бюджетным и автономным учреждениям без определения направлений ее использования в соглашении о предоставлении такой субсидии.
Направления использования средств, поступивших бюджетному или автономному учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе на коммунальные услуги и на услуги по энергосервисному контракту), утверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ПФХД). Корректировка ПФХД является компетенцией непосредственно ГБУ и ГРБС. При этом необходимо обратить внимание, что в соответствии с абзацем 13 раздела 17.2. государственной программы Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге» (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 № 486), цитирую, «При реализации государственными учреждениями Санкт-Петербурга и государственными унитарными предприятиями Санкт-Петербурга энергосервисных договоров (контрактов) лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов и воды для таких организаций фиксируются в натуральном выражении на уровне базового года, определенного в энергосервисных договорах (контрактах), и сохраняются на период действия энергосервисных договоров (контрактов). Основанием фиксации лимитов являются реестр и протокол согласования лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды по главным распорядителям и получателям средств бюджета Санкт-Петербурга, согласованные КЭИО».
Вопрос: Могут ли заключать ЭСК казенные учреждения?
Ответ. Казенные учреждения могут заключать энергосервисные контракты. При этом, расходы на оплату энергосервисных контрактов планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных государственному или муниципальному заказчику на соответствующий финансовый год, в соответствии с ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.
Вопрос: Планируется ли внесение изменений в целевые показатели эффективности глав администраций районов в области энергосбережения по показателю “количество заключённых энергосервисных контрактов» в зависимости не от общего числа подведомственных учреждений, а от количества объектов, в отношении которых принято решение о целесообразности заключения ЭСК?
Ответ. Рейтинг администраций районов Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности определяется в соответствии со значением сводного показателя энергоэффективности, рассчитываемого в отношении каждого района Санкт-Петербурга. Методические рекомендации по формированию рейтинга администраций районов Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере утверждены распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 27.06.2016 № 102. С Методическими рекомендациями, а также с результатами рейтингов администраций районов Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетной сфере начиная с 2015 года можно ознакомится в соответствующем разделе сайта СПбГБУ “Центр Энергосбережения”
Вопрос: Как быть с тарифом по электричеству? Ведь он меняется?
Ответ. В соответствии с ч.18 ст.108 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, цитирую, “Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта“.
Кроме того, в соответствии с ч.19 указанной статьи, Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия о его оплате (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), а также особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Требования к условиям энергосервисного контракта регламентированы постановлением Правительства РФ от 18 августа 2010 № 636 “О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)”.
Вопрос: Представленный план мероприятий предусматривает только «Модернизацию системы внутреннего освещения» и сводится лишь к замене светильников. Отсутствуют предложения по автоматизации систем наружного и внутреннего освещения, не предусмотрена установка датчиков движения, освещённости, как одного из немаловажных элементов энергосбережения в системе внутреннего освещения больницы.
Ответ. Учитывая практику реализации энергосервисных контрактов на территории страны, подавляющее их большинство предусматривают, прежде всего, требования к качеству реализации мероприятий, их безопасности, соответствия общим требованиям действующего законодательства после реализации мероприятий.
При этом заказчик энергосервисного контракта может включить в техническое задание любые дополнительные требования к результатам работ, предусматривающие, в частности, в отношении мероприятий по модернизации системы освещения объектов установку интеллектуальных систем управления освещением, в том числе датчиков движения, присутствия и прочих систем автоматического регулирования.
Однако внедрение подобных технических решений не всегда технологически применимо в рамках производственного процесса того или иного бюджетного учреждения (например, в системе среднего образования необходимо учитывать целесообразность отключения освещения в местах общего пользования в учебные часы, принимая во внимание особенности погодных условий в конкретном регионе, в том числе в зимнее время).
Кроме того, применение интеллектуальных систем освещения не всегда соответствуют расчетным экономическим эффектам от их применения, однако существенно увеличивает первоначальные затраты инвестора на реализацию проекта и, как следствие, может привести к отказу последнего от участия в закупке по причине экономической нецелесообразности его реализации.
Вопрос. Интересует две цифры: лимиты по 78 учреждениям с ЭСК и экономия по ним.
Ответ. Результаты исполнения ЭСК, в том числе в части достигнутой экономии по контрактам, обязаны размещаться заказчиками контрактов в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок.
Вопрос: Существует ли нормативная база и правоприменительная практика по формированию энергосервисных договоров на выполнение энергоэффективных мероприятий по водоотведению?
Ответ. Практика заключения энергосервисных контрактов, направленных на водосбережение и повышение эффективности использования Заказчиком водных и энергетических ресурсов в здании Заказчика, существует. С результатами реализации можно ознакомиться в открытом доступе на информационном портале в сфере закупок, например здесь
Видео – Павел Карастелин о сути постановления Правительства №1289: