Почему отмена постановления №18 об установлении требований к энергоэффективности зданий и определении класса энергоэффективности негативно скажется на рынке, и кому придется отвечать за энергетически неэффективное строительство жилья.
Григорий ВАСИЛЬЕВ,
доктор технических наук,
Научный руководитель ОАО «ИНСОЛАР-ИНВЕСТ»,
председатель секции «Энергоэффективное строительство»
Объединенного Научно-технического Совета
по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы
Смена регулирования
Минстрой России опубликовал проект постановления правительства, в котором предложил новую редакцию правил определения классов энергетической эффективности и правил утверждения требований энергоэффективности, ранее регламентированных постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 – документом, который до сих пор являлся краеугольным камнем политики энергосбережения при проектировании, строительстве и эксплуатации МКД. Именно Постановление № 18 определяло сроки изменения требований к энергоэффективности зданий, структуру и параметры, по которым оценивалась полученная при эксплуатации энергоэффективность МКД. С 1 января 2021 года документ теряет силу, как следует из принятого 29 июля 2020 года постановления Правительства РФ № 1136.
По мнению ведущего советника Аппарата Комитета Государственной Думы по энергетике Александра Фадеева, пришло время обновить регулирование в отношении энергоэффективности зданий и отменить Постановление Правительства № 18, как «компромиссно-сборный документ», ставший таковым в результате многочисленных согласований и поправок.
Александр Фадеев. Требования к энергоэффективности зданий – что будет после постановления №18?
Возможно, это так. Но что же предлагает Минстрой взамен?
Что предлагается в новом проекте
Первое, что обращает на себя внимание в разработанном министерством проекте постановления – это отсутствие конкретных определений, сроков и темпов снижения показателей энергоэффективности зданий в отличие от предшествующего постановления.
Напомним, что в ПП РФ № 18 регламентировано нормативное снижение энергопотребления зданий за период 2018-2022 гг. на 20% по отношению к базовому уровню 2009 года, на 40% – в 2023-2027 гг., на 50% – с 2028 г. Теперь поэтапного изменения подобных показателей в новом нормативном документе нет, а застройщикам предложено ориентироваться на удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении и сооружении. Эти показатели определяются влияющими на энергоэффективность архитектурными, функционально-технологическими, конструктивными и инженерно-техническими решениями, а также требованиями к отдельным элементам и конструкциям зданий согласно СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий», применение которого обеспечивает соблюдение Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Второе. Согласно проекту постановления, «определение класса энергетической эффективности по проектным параметрам, предусмотренное новыми требованиями, является достаточным для определения соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности». На практике такой формальный подход к определению энергоэффективности если и означает снижение энергопотребления зданий, то только на стадии проекта, то есть «на бумаге», а в итоге ведет к профанации государственной политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Действительный, а не фиктивный контроль показателей энергоэффективности МКД возможен только при вводе дома в эксплуатацию, пока с объекта не ушел застройщик и не закрыта смета. В предлагаемой редакции постановления классы энергоэффективности будут присваиваться МКД при прохождении экспертизы проекта, но никем и никоим образом не станут контролироваться ни на этапе ввода объектов, ни в ходе их дальнейшей эксплуатации, поскольку у жителей сегодня нет и, судя по всему, не будет источников финансирования для проведения энергетических обследований.
К чему приведет отсутствие регулирования
В то же время эксперты наблюдают растущее расхождение между расчетными и фактическими значениями энергопотребления в большинстве новых МКД. По данным проведенных в Москве комплексных исследований, удельные тепловые договорные нагрузки (отопление, вентиляция и ГВС) вводимых в эксплуатацию МКД после снижения до минимума в 2011-2012 гг. в дальнейшем существенно росли. При этом увеличивается расхождение между фактическими и проектными объемами энергопотребления жилых зданий.
На графике 1 – Средние удельные присоединенные договорные нагрузки на отопление и вентиляцию от года постройки зданий,
На графике 2 – Средние удельные присоединенные договорные нагрузки на ГВС от года постройки зданий
Теперь о самом главном: в Пояснительной записке к проекту постановления декларируется, что утверждение этих документов снизит энергопотребление МКД на 25%.
Все с точностью до наоборот – утверждение этого постановления отбросит ситуацию с энергоэффективностью МКД в прошлый век. Отсутствие контроля за фактическим энергопотреблением вводимых в эксплуатацию МКД перестанет сдерживать застройщиков и энергоснабжающие компании, что повлечет за собой существенный рост энергопотребления МКД. А рост энергопотребления и платежей населения за энергоресурсы в конечном счете неминуемо приведет к усилению социальной напряженности в стране! Для справки, рост тарифов на энергоресурсы в Москве с 2000 года составил 1500-2000%.
Выводы
Таким образом, в случае принятия обновленных правил определения энергетической эффективности возникнут новые барьеры в реализации Национального проекта «Жилье и городская среда», поскольку постановление в его новой редакции приведет к повышению энергетических нагрузок МКД и увеличению стоимости их технологического подключения к городской инженерной инфраструктуре.
Кроме того, утверждение нового постановления в предлагаемой редакции фактически аннулирует норму прямого действия пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 261-ФЗ, согласно которому «не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности оснащенности их приборами учета энергетических ресурсов». Эта норма основного закона, направленного на улучшение энергосбережения и повышение энергоэффективности, становится бессмысленной, так как теперь никакого механизма проверки фактического энергопотребления в МКД не предполагается.
При этом вместе с отменой Постановления Правительства РФ № 18 из правового поля уходит ответственность Застройщика за энергоэффективность здания. Пункт 13 пока еще действующих «Правил установления требований энергетической эффективности …» предусматривает гарантийные обязательства Застройщика по подтверждению инструментальными и расчетными методами нормируемых энергетических показателей как при вводе дома в эксплуатацию, так и в ходе эксплуатации не реже одного раза в пять лет.
В новых условиях одним из путей решения проблемы представляется внесение поправок в Федеральный закон № 261-ФЗ, предусматривающих замену нормы прямого действия пункта 6 статьи 11 о запрете ввода в эксплуатацию зданий, не соответствующих требованиям энергетической эффективности, на 5-летнюю финансовую ответственность Застройщика перед собственниками квартир за превышение энергопотребления МКД над проектными значениями.
Почитать по теме
Читаем проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики