Александр Вилесов. Каким быть учету в тепле

На днях заместитель министра энергетики России Ю.Маневич в интервью отметил, что опыт внедрения интеллектуального учета в электроэнергетике распространят на тепло и газ. Мы спросили Александра Вилесова, насколько такая экстраполяция реальна и полезна.

 

(Текст создан для телеграм-канала ЭнергоА++)

 

Никаких инвестиций в тепле не может быть, если не сделать учёт, он предшествует инвестициям. Пока учёта в тепле, фактически, нет.

Да, есть особенности. В тепле имеет смысл говорить не столько об учёте, сколько сразу о регулировании режима, иначе деньги на ветер. В тепле учёт нужен сразу в трёх точках: на источнике, в сети, у клиента. Первый более-менее есть у крупных компаний, второго почти нет, третьего нет совсем.

 

Учет в тепле дороже удельно учета в электроэнергии. Но это клондайк для бизнеса и гигантская возможность для страны – технологическая модернизация и информация для различных сценариев развития отрасли. Ценность учёта для клиента – это минус 20-30% от выставляемого счета с поставщика за качество, ценность для поставщика – минус 20% лишних операционных и капитальных издержек на ненужный клиенту продукт, для государства – полный контроль энергоэффективности и способ без рисков, надолго и c доходностью разместить пенсионные накопления, для вендоров, продающих решения IoT – доступ к клиенту.

Государство пока размышляет, но очевидно, что без учёта никакой прозрачности, контролируемости… проще говоря, могут растащить все инвестиционные средства, которые с неизбежностью потребуются в ближайшее время. Отрасль имеет 1 рубль на инвестиции, требуется как минимум 4, а без учёта будет потрачено 8. Поэтому не надо ждать РСО, надо обязать всех иметь учёт, а тех, кого обязать нельзя (хотя всех можно) – поставить его за гос.счёт.

Если делать, то сразу с технологиями интернета вещей (когда приборы сами общаются по настроенным протоколам, и сдавая показания, и сообщая о своем статусе и т.п.). Нужна система, когда данные со счётчиков сливаются на сайт в заданном государством формате, и ни один суд не принимает дела о разногласиях между РСО и клиентом, если нет сертификата с этого сайта.

По срокам – ну какие 15 лет?? За 5, в ленивом сценарии за 7 лет можно обеспечить системой всю страну. Это сметёт целый класс «управленцев», подобно эффекту такси Яндекса на таксопарки.

Опыт интеллектуального учёта в электрике все же пригодится в тепле: не платить тем поставщикам, кто не поставил прибор – это работает, и брать 3 цены с тех клиентов, кто не поставил – тоже хорошо, вводить это можно поэтапно, с предупреждением.

Главное – нужны общие протоколы и стандарты и созданная на их основе платформа. Это как печатная плата в компьютере – ее размер и перечень элементов примерно одинаковы, а наполнение разное. Никакие производители приборов это не вытянут – самые умные из них уже пришли к интеграции систем управления подачей ресурса и слежением за работоспособностью системы. Как не вытянет никто из тех, кого мы знаем. Но такой субъект вот-вот найдётся.

Субъект, которому нужен учёт, и который может его вытащить, это тот, кто встанет на сторону потребителя против РСО. Т.е. настоящий сбыт, а не сбыт, живущий в основном как представитель РСО. Но и клиент должен быть готов заплатить, пусть в рассрочку. Государство таким субъектом действия вряд ли станет, поскольку кроме верных слов о заботе о каждом и соблюдения установленных правил у него просто нет требуемых ресурсов, да это и не его роль.

Появление такого субъекта предполагает некую степень зрелости всех сторон отношений, но она, по моему мнению, на сейчас ещё не достигнута. Хотя это то, что может очень быстро измениться: со скоростью появления продуктовой розницы и магазинов в шаговой доступности или сервиса доставки времен массовой пандемии.

Кто все элементы прошьёт на материнской плате компьютера? Кому положено, тот и прошьёт :). Просто надо захотеть компьютер.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.