Бизнес-игра «Наш город» на VI Всероссийском форуме «Энергоэффективная Россия», 4-6 сентября 2020

Цель игры

Наряду с деловой программой добавить на форуме интерактивности и практики, вовлечь участников во взаимодействие с использованием их профессиональных компетенций.

 

Заказчик

Заказчиком и постановщиком задачи, а также соорганизатором выступает НОЭ (Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности) как организатор форума.

Разработчик и модератор игры – Мария Степанова, Эксперт-бюро «ЭнергиаВита», в 2020 году при содействии Марии Никитиной, Добровольческое движение «Наша ЭРА».

Впервые в рамках форума игра была организована в 2019 году, игра 2020 года стала продолжением разрабатываемых концепций поселения будущего в новой игровой механике.

 

Задачи игры

  • поиск и отработка инновационных градостроительных и инженерных решений, выявление барьеров и определение возможностей их преодоления (результаты находят отражение, в частности, в резолюции Форума)
  • практическая совместная работа специалистов смежных отраслей, чьи компетенции дополняют и обогащают друг друга
  • освоение новых современных управленческих методов и техник, приобретение соответствующих практических навыков.

Отраслевая задача, постановку которой осуществляет НОЭ, дополняется организационной рамкой, которую разрабатывает и организует работу в ней команд ведущая игры М.Степанова.

Отраслевая задача, поставленная в 2019 году: в формате командной работы: приступить к формированию концепции города (поселения) будущего, на горизонте 2035 года.

 

Игровая механика 2020

В 2020 бизнес-игра проводилась второй раз, используя наработки прошлого года. По-прежнему команды проектировали поселение, в котором хотели бы жить в 2035 году.

В рамках игры в 2019 году команды определились с характеристиками своих поселений, и именно они легли в основу ТЗ на игру-2020: одна команда создавала поселение на 400 человек, три команды – по 6000 жителей, одна команда – 25 тыс. жителей.

Заказчиком (командой НОЭ) были подобраны конкретные участки в различных климатических зонах России и распечатаны картографически для команд, а также подготовлены брифы к каждому о климатических, географических особенностях территории.

Также были предоставлены результаты работы команд в 2019 году на первой игре. В целом команды оказались преемственны на 30-50 и более процентов.

Аналогично 2019 году, был сформирован Градсовет, в его состав вошли пять уважаемых отраслевых экспертов в проектировании, строительстве, экологии, энергетике, оценке квалификаций.

Задачей разработчика игры (М.Степанова, ЭнергиаВита) было организовать увлекательное и полезное взаимодействие участников по решению поставленных заказчиком задач.

Форматом игры-2020 стали технологии гибкой разработки (agile), а конкретно – методология scrum.

Первой задачей модератора было кратко представить особенности методологии и ключевые точки. Команды быстро освоились с новыми ролями участников: владельцем продукта для каждой команды выступал один из членов Градсовета, скрам-мастером – капитан команды.

Традиционное ТЗ на основе прошлогодних наработок с учетом конкретного участка, доставшегося команде, было переформировано в список задач (бэклог продукта), эти задачи отранжированы по важности и трудоемкости, выбраны первоочередные в бэклог спринта, и соответствующие стикеры помещены каждой командой на свою канбан-доску.

Типовые задачи для всех команд (ставшие основой бэклога продукта в терминологии scrum) были сформулированы в начале игры следующим образом:

  • спроектировать количество и описать жилье, положить на карту
  • а также общественные здания, их функционал
  • общественные пространства
  • инженерная инфраструктура
  • обращение с ТКО
  • отразить принципы устойчивости (были даны справочные материалы, присутствовал консультирующий эксперт)
  • отразить виды занятости и перспективу, трансформацию привычных профессий, относящихся к созданию городов будущего (были даны справочные материалы, присутствовал консультирующий эксперт)
  • отразить участие в добровольческом движении
  • обновить бэклог продукта, выявив наиболее актуальные задачи на будущие спринты (на игру следующего года).

 

Игра была разделена на 2 коротких спринта, в начале каждого проводилось планирование спринта (ранжирование задач и выбор задач на текущий спринт, разделение по членам команды), ежедневный стендап для синхронизации движения всех членов команды. Несмотря на очень ограниченное время, некоторые команды распределили задания по исполнителям и затем осуществляли «сборку».

В конце каждого спринта заказчику презентовали продукт определенной степени готовности и получали от него обратную связь, которую сразу отражали в списке задач на следующий спринт. По мере проработки стикеры с задачами передвигались на канбан-доске из колонки «Сделать» в колонку «В работе» и затем в колонку «Сделано».

В конце состоялись презентации результатов Градсовету и всей аудитории форума («ревью» в терминологии scrum). Также капитаны рассказали об особенностях командной работы, что складывалось, что нет, и впечатлениях команд от работы в методологии scrum, по результатам проведенных в командах разборов полетов («ретроспективы» в терминологии scrum).

Фото: М.Степанова (ЭнергиаВита), А.Рыбаков (НОЭ)

 

Результаты игры 2020

Все пять команд представили предварительные градостроительные планы поселений на картах и описания на флип-чартах.

Ряд команд продумали, кроме жилья, общественных зданий, общественных пространств и инфраструктуры жизнеобеспечения, экономическую составляющую поселений – у Синих это была биолаборатория, у Желтых – агрохолдинг по модели ГЧП, у Красных – два технопарка, у Зеленых – 2 комбината по производству соков и сыромолочный комбинат, Фиолетовые позиционировали поселение как источник энергии для продажи вовне.

Все команды уделили внимание переработке ТКО, большинство предлагали сортировать. Также были идеи станции биодеградации ТКО микроорганизмами (Синие), сушки органических отходов для последующего использования в качестве удобрения в агропроизводстве (Зеленые), производства биогаза из пищевых отходов и подкачки его в сеть природного газа в агрохолдинг (Желтые).

Зеленые предложили комплексную интеллектуальную систему управления приборами учета, ТЭЦ, переработкой отходов.

Фиолетовые изначально пошли от понимания своего потребителя – они позиционировали поселок для больших семей из нескольких поколений и здоровых лет в пенсионном возрасте.

Красные продолжили развивают идею 2019 года с домами-подсолнухами, меняющими ориентацию по сторонам света.

Желтые среди прочего акцентировали, что наряду с УК в управлении жильем нужны ТСЖ.

Синие предложили создать на территории креативный кластер.

Что касается перспектив на будущий год (записи в бэклог продукта), у Синих это более детальная проработка жилых домов, у Красных – рекреационных зон, у Фиолетовых – возможности продаж и обмена энергией, у Зеленых – зона для развития внешних инвест.проектов.

Акцентировали профессии: Желтые – технологии для автоматизации и цифровизации для поселка и агрохолдинга; Фиолетовые – специалисты для муниципального управления, электротрейдеры; Синие – биоинженеры.

В результате ретроспективы (разбора полетов в команде) капитаны отметили: Синие – делили задачи между подгруппами, это отлично сработало; Фиолетовые – изначально не знали компетенции участников команды, сначала делили по одной задаче на человека, затем стали делиться на подгруппы; Желтые – отметили необходимость работать во внеурочное время; Зеленые – отметили творческое удовольствие от работы; Красные – проектировали поселок так, будто самим там жить.

В очень ограниченных пределах времени удалось практически опробовать метод командной разработки scrum, провести две игры на сыгрывание и командную динамику — угадывание терминов из сферы энергоэффективности и экологии, объясняемых детьми («Объяснялки», организатор — Мария Никитина) и marshmellow challenge (за 18 минут построить самостоятельно стоящую башню из спагетти, малярного скотча и бечевки, увенчанную конфетой-маршмеллоу) — игра на практике учит не тратить много времени на планы, а быстро тестировать прототипы.

Лучший показатель успеха игры — энтузиазм участников и высокое качество представленных проектов.

Возможно, вам тоже нужно попробовать игровой подход?

 

Подробнее про игру 2019 года

Бизнес-игра «Наш город» на V Всероссийском форуме «Энергоэффективная Россия», июнь 2019 г.

 

 

Игра 2019 года

Бизнес-игра «Наш город» на V Всероссийском форуме «Энергоэффективная Россия», июнь 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.