Мистер Х работает в российской энергетике. Я буднично спросила об актуальном в его сфере, но что-то пошло не так, и вот – кратко и емко, «резюме и форсайт» (цитирую по автору) о том, нужен ли России энергопереход, и какой.
…Выбирайтесь своей колеёй
В.С. Высоцкий
- Энергоповорот (Energiewende), заявленный Германией, полагающей себя лидером европейской цивилизации, и сопровождающийся идеологемами декарбонизации и рециклинга, запрограммирован с максимальной пользой для заявителя. Чем «дальше» от авторов идеи, тем меньше полезность для тех, кто также безоговорочно берёт её на вооружение и копирует (например, Великобритания слово в слово устами Б.Джонсона повторяет немецкие тезисы, но приобретёт только часть полезных опций от Energiewende). Это стратегия одной страны, «натягиваемая на глобус» (как та самая сова).
- В сердце стратегии энергоповорота – ставка на ветроэнергетику, область машиностроения, в которой традиционно исторически сильны позиции Германии. Уже появились статьи о том, что оказывается (!) солнечная энергетика имеет ужасающий карбоновый след, не говоря уже об атомной энергетике (она вдруг станет плоха чем-то иным). Полагаю, частота появления таких «исследований» и сопровождающих их публикаций критической направленности к иным технологиям ВИЭ будет только нарастать.
- С другой стороны, нельзя не признать, что ценность производства «чистой энергии», энергоэффективность конечного потребления и построение цикла безотходного и бережливого потребления энергии для общества в целом сами по себе представляются весьма привлекательными (в том числе – политически) и базируются в своей основе на культивировании человека как вида, принимая в расчёт ещё не рождённые поколения.
Этот мировоззренческий и довольно крутой переворот, предлагаемый нам современными цивилизационными идеологами – деятельность не в продолжении традиций и дел праотцов, а ради детей, что бы это ни значило. Этому повороту ещё предстоит придать позитивный и конструктивный смысл, поскольку пока ощущается только цинизм революционного разрушения, типа терминологии «бумер-ремувер» или появление избалованного поколения с гротескным инфантилизмом.
- Главное значение любого энергоповорота – это не технологии производства энергии, а тип и цель конечного потребления энергии. С этих позиций и следует рассматривать собственные место и роль в Energiewende. Чтобы пояснить эту мысль, рискну утверждать, что, например, ГОЭЛРО было не только и не столько технологическим планом, как принято думать. Главным было иное: больше часов в сутках для деятельности, в том числе образовательной, рост производительности труда за счёт количества этих часов. Создание условий для расселения по всей территории и снижение транзакционных издержек этого расселения. Логистический манёвр универсальной энергией вместо перевозки первичных ресурсов. Полигон огромного масштаба (а значит привлекательного для всего мира) для наилучших доступных технологий электрификации. Стандарт, подтвердивший (на тот момент!) победу переменного тока над постоянным. И наконец – инфраструктура, допускающая любой тип промышленности и деятельной активности (поскольку заранее не известно, что может быть присоединено к электрической сети).
ГОЭЛРО как минимум трижды подтвердил свою стратегическую состоятельность: при эвакуации заводов во время Великой Отечественной войны, при развитии нефтедобычи за Уралом, при развитии схемы системообразующей электрической сети, но заметьте – «заказчик» каждый раз внешний.
- Таким образом, чтобы решить вопросы о степени участия в чужом энергоповороте и о своей опережающей стратегии (а это два разных вопроса), следует базироваться на представлениях о типе конечного использования энергии и основаниях устройства экономики общества в широком смысле. Пока такие цели не артикулированы с полной ясностью, годится ситуативный ответ в виде курса на совершенствование технологий, в которых лидируем. А такая технология в энергетике на сегодня, на мой взгляд, одна – атомное энергомашиностроение и атомная энергетика. Вторая технология, которая могла бы стать решением многих не только страновых, но и мировых проблем (но иметь наибольшее значение для страны) – сверхпроводимость электрического тока, в практическом смысле – снижение потерь при трансформации и передаче до значений не принимаемых в расчёт погрешностей.
P.S.
Автору не хотелось бы завершать эти наблюдения названием технологии. Технологию нельзя угадать, но можно сделать так, чтобы она отгадала сама себя 🙂
Условия, при которых отгадка возможна, выглядят сколь банальными, столь и пока несбыточными:
1) подлинная фундаментальная наука – в смысле того, что подвергает критике основания существующих теорий
2) пассионарии в элитах в достаточном числе, озабоченные не только и исключительно тем, как накопить/сохранить/передать по цепочке материальное наследство
3) предпринимательская среда, где всё должно это быть «посеяно» и что-то из посеянного взойти, хотя бы соразмерное с феноменом Илона Маска.