Как совместить капитальный ремонт многоквартирного дома с повышением его энергетической эффективности? Экспертное мнение от АРОКР.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Teplovichok и EnergiaVita по энергосбережению и повышению энергоэффективности, декабрь 2020.
Анна МАМОНОВА,
исполнительный директор
Ассоциации региональных операторов
капитального ремонта
многоквартирных домов (АРОКР)
Программа капитального ремонта многоквартирных домов, в первую очередь, была направлена на восстановление технических характеристик жилищного фонда страны. Это подтверждается формулировками ст.166 Жилищного кодекса РФ, которые определяют обязательный перечень работ по капремонту: работы по ремонту стен, крыш, фасадов, подвалов и фундаментов, внутридомовых инженерных систем и лифтов. Такие дополнительные виды работ как утепление стен, установка дополнительного оборудования на инженерные сети и прочие мероприятия, которые не просто приведут к восстановлению жилого дома до первоначальных, но не очень энергоэффективных характеристик, а позволят повысить его энергоэффективность в целом, любой регион вправе устанавливать самостоятельно.
Далеко не все субъекты запланировали в рамках региональных программ капремонта энергоэффективные мероприятия при проведении капремонта домов: 48 регионов внесли утепление фасадов, установку приборов учета, установку узлов погодного регулирования и индивидуальных тепловых пунктов в перечень дополнительных работ.
Конечно, регионы можно понять, поскольку даже на выполнение «базовых», установленных в ч.1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ, работ, требуются существенные ресурсы, которые могут быть компенсированы фактически только из двух источников – взносов на капитальный ремонт и бюджетной поддержки. И когда величина минимального размера взноса на капремонт невысока, а возможности бюджета ограничены, приходится идти по пути ограничения списка дополнительных работ в регионе. Кроме того, первоочередной задачей является сохранение финансовой устойчивости региональных программ капитального ремонта, что также играет на ограничение списка работ.
Однако первоначальное включение энергоэффективных мероприятий в перечень допустимых, пусть дополнительных, дает возможность хотя бы со спецсчетов оплачивать такие работы. В противном случае реализовать их невозможно, под страхом нецелевого использования средств.
В любом случае те средства, которые выделяются на капремонт, могут быть израсходованы более грамотно, а энергоэффективные мероприятия можно проводить и исходя из уровня минимального взноса. Опыт ряда регионов – Республики Хакасия, Чувашской Республики, Тюменской области и других – показывает, насколько полезен экспресс-энергоаудит многоквартирного дома. Такую работу проводят на этапе проектирования перед капитальным ремонтом дома по плану, установленному в региональной программе капитального ремонта.
Это означает, что перед тем, как принять решение о достаточно дорогостоящем утеплении дома или установке оборудования по учету и регулированию ресурсов, проверяется потенциал экономии ресурсов в доме. В случае, если потенциал существенный, то работы по программе капремонта выполняются за счет дополнительных взносов. А если потенциал экономии отсутствует или он несущественный, то могут выполняться иные мероприятия, а значит, средства взносов не будут расходоваться нерационально на те мероприятия, которые не принесут эффекта.
Плюсом экспресс-энергоаудита является его низкая стоимость, что и позволяет «встраивать» его в этап проектирования. Также у него достаточно простая методология, которая схожа с калькулятором «помощник ЭКР» Фонда содействия реформированию ЖКХ.
При таком анализе мы получаем детальную информацию не только о потенциале энергосбережения, сроках окупаемости затрат, классе энергоэффективности дома до и после проведения мероприятий по энергосбережению, но и о вкладе различных типов энергосберегающего оборудования и энергоэффективных технологий в реализацию потенциала энерго- и ресурсопотребления.
Немаловажным преимуществом такого аудита также является то, что он может быть использован при подготовке к реализации энергосервисного контракта и позволяет потенциальным инвесторам правильно выбрать тот или иной тип энергоэффективных технологий или оборудования, предлагаемых различными производителями. Это является, в перспективе, третьим возможным источником финансирования мероприятий по капремонту многоквартирных домов, наряду с минимальным взносом на капремонт и бюджетными вливаниями.
Ассоциация региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов провела работу по пилотированию возможности региональным операторам капремонта выступать стороной по энергосервисному контракту. Однако практика показала ряд существенных барьеров. В первую очередь, это льготные категории граждан, для которых энергосервисный контракт невыгоден. Кроме того, проблема возникает с постановлением Правительства РФ №615 по выбору подрядных организаций. Наконец, по законодательству нельзя учесть стоимость денег, региональные операторы могут действовать только в рамках предельной стоимости, которая включает стоимость услуг, но не стоимость денег, а это критично для проектов энергосервиса.
В рамках рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России на 2021 год запланирована разработка пилотного проекта по внедрению энергосервисного договора (контракта) при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома с участием ресурсоснабжающей организации.
В любом случае, энергоэффективные мероприятия удается встраивать в капитальный ремонт, и здесь важен вопрос технической политики, принятой в регионе, и соответствующего раздела по материалам и технологиям, которые бы способствовали энергоэффективности при капремонтах. Пока лишь около десятка регионов приняли собственные техполитики.
Мы планируем в рамках подкомитета по капитальному ремонту Технического комитета по стандартизации «Услуги (работы, процессы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды» (ТК 393) разработку модельной технолитики, которую регионы смогут брать за основу при разработке собственной.
Наша цель – переходить от ремонтов со старыми материалами, от мероприятий по восстановлению состояния домов к мероприятиям по приведению их к современному, актуальному сегодня техническому состоянию. В ближайшее время выпустим также альбом технических решений, которые себя положительно зарекомендовали, для их тиражирования и использования.
По мнению Ассоциации, массовое внедрение нового механизма софинансирования капремонта – энергосервисного контракта, позволит повысить энергоэффективность ремонтируемых домов, а также снизить финансовую нагрузку на региональную систему капремонта, которая сегодня финансируется в основном за счет взносов собственников жилья.
Все статьи проекта в виде пдф-журнала вы сможете найти в телеграм-каналах Teplovichok и ЭнергоА++
с 9 января 2021 года.
Смотреть другие статьи проекта
Открыть электронный пдф-журнал со всеми материалами проекта
Почему то в статье вообще не рассматривается такой механизм софинансирования для повышения энергоэффективности зданий при проведении капитального ремонта как предоставление финансовой поддержки домов за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ГК ФСР ЖКХ).
Этот механизм регламентирован таким нормативным документом как Постановление Правительства РФ от 17 января 2017 года №18 «Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов».
И в 2017 г. и в 2019 г. для цели получения финансовой поддержки уже был проведен энергоэффективный капитальный ремонт (ЭКР) 86 многоквартирных домов, расположенных в девятнадцати регионах России.
И без какого-либо экспресс-энергоаудита (даже при относительно низкой стоимости такой работы, при ограничении финансовых средств на проведении капитального ремонта, экспресс-энергоаудит будет являться затратным мероприятием). И без привлечения энергосервисных компаний (ЭСКО) и внедрения энергосервисных контрактов.
При этом, величина финансовой поддержки для проведения ЭКР может составлять до 80% от общей стоимости работ и/или услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома (но не более 5 млн.рублей).
Необходимо только подать заявку, провести соответствующие расчеты в программе (калькуляторе) «Помощник ЭКР» для определения потенциала повышения энергоэффективности и выбора энергосберегающих мероприятий. Ну и, конечно, реализовать сами мероприятия.
Так что, конечную цель про которую говорит автор статьи «повысить энергоэффективность ремонтируемых домов, а также снизить финансовую нагрузку на региональную систему капремонта» можно реализовать гораздо более простым, дешевым и надежным способом, чем проведение экспресс-энергоаудитов, привлечение ЭСКО и внедрение энергосервисных контрактов.
Возможно, потому, что здесь от АРОКР меньше зависит.
Этот механизм упоминается в соседней статье проекта – https://energiavita.ru/2021/01/04/kak-pri-provedenii-meropriyatij-po-ehnergosberezheniyu-ne-razoritsya-i-poluchit-zhelaemuyu-pribyl/
В статье речь идёт о региональных операторах и долгосрочных постоянных механизмах. Тогда как проведение мероприятий по 18-ПП РФ с привлечением средств ГК-Фонд содействия реформированию ЖКХ осуществляется по домам, формирующим свой фонд на специальном счете.
Это не совсем верно. Изначально поддержка Фонда была ориентировпна преимущественно на спецсчета, но с этого года после поправок в Постановление ограничения для региональных операторов сняты.
Спасибо! Как раз готовим в помощь Советам домов и ТСЖ объяснение по постановлению №18.
Подробную информацию о программе можно посмотреть на сайте Фонда
С уважением, О. Сердюк