ФАС предложила до 2024 года создать инфраструктурный фонд ЖКХ, его могут сформировать за счет 1% от платежей за коммунальные услуги всех потребителей. Между тем, подобная практика в прежние годы действовала в ряде регионов, однако со временем была оспорена надзорными органами.
Кейс Республики Коми (представлен Коми региональным центром энергосбережения).
Этот опыт Коми был представлен в Санкт-Петербурге на II Всероссийском совещании региональных центров энергосбережения летом 2019 года, а также в рамках работы Межведомственной комиссии при Минэкономразвития России по взаимодействию с субъектами РФ в области энергосбережения. Тогда предложения о возрождении этого механизма вошли в резолюцию и проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности (п.66-67).
Коллеги сообщают, что и в Ярославской области с 2008 года действовала подобная практика. Средства аккумулировались в некоммерческом фонде “Энергоэффективность” до 2015 года. Тогда прокуратура поставила под сомнение законность таких действий. И апелляция и кассация подтвердили законность действий Фонда и РЭКа, но за два года судебных разбирательств консолидацию средств с тарифа прекратили… И не возобновили.
И вот теперь ФАС пришла к тому же. Получается, регионы все делали правильно, только время пришло в 2021 году. Надеемся, этот механизм будет запущен и принесет пользу ЖКХ городов.
Само по себе предложение «сформировать за счет 1% от платежей за коммунальные услуги всех потребителей» вызывает «смутные сомнения».
Так как, если ресурсоснабжающие организации (РСО) недополучат тот же 1% платежей за коммунальные услуги, то у них сократится необходимая валовая выручка (НВВ) от реализации тепловой энергии, электроэнергии, воды, газа.
И в дальнейшем, на следующий год, РСО просто поднимут тарифы на энергетические ресурсы и воду, чтобы компенсировать свои потери от недополучения НВВ за счет отчислений 1% платежей за коммунальные услуги.
И проигравшей стороной в этом случае будут непосредственно сами потребители (жители, управляющие компании – УК, бюджетные потребители, промышленные потребители).
Так как, предложение «сформировать за счет 1% от платежей за коммунальные услуги всех потребителей» может аукнуться для них ростом тарифов.
И не факт, что рост тарифов пойдет 1% за 1%. Возможно, что потеря даже 1% платежей за коммунальные услуги, простимулирует РСО поднять тарифы на энергетические ресурсы и воду как говориться «с запасом» (и на 2%, и на 3% и на 4% и т.д.). Короче говоря, насколько получится убедить РЭК.
Так что, прежде чем утверждать, что «…регионы все делали правильно» и что «…механизм принесет пользу ЖКХ городов» необходимо определиться для кого-именно регионы делали все правильно и какой-именно из сторон ЖКХ механизм должен принести пользу.
Для ресурсоснабжающих организаций (одна сторона ЖКХ) или для управляющих компаний (другая сторона ЖКХ) или для бюджетных организаций (третья сторона ЖКХ).
Или непосредственно для самих жителей, самой главной стороны ЖКХ (так как именно от платежей жителей за коммунальные услуги просто-напросто зависит само существование остальных сторон ЖКХ).
Но думаю, что именно сами жители не получат никаких ощутимых выгод, дивидендов и преференций от предложения «сформировать за счет 1% от платежей за коммунальные услуги всех потребителей». Они как платили, так и будут платить.
А если еще учесть, что это предложение может привести для них к росту тарифов и, соответственно, к увеличению платежей за коммунальные услуги…
есть такие риски.
но и инвестиции нужны.
вопрос, можно ли эти риски снять, оставив в каком-то виде механизм сбора средств для инвестиций.
и точно не будет хуже изучить имеющийся региональный опыт