Павел Карастелин. Подготовка энергосервисных проектов

Продолжаем публиковать экспертные статьи в серии «Системная работа в регионах Российской Федерации в части управления энергосервисными услугами в бюджетном секторе».

После вводной статьи «К юбилею энергосервисных контрактов» авторы представляют часть 1 – о том, как правильно организовать подготовку энергосервисных проектов.

 

 

 

Павел КАРАСТЕЛИН,
Председатель совета
Союза энергосервисных компаний

 

 

 

 

Анастасия ЕФРЕМОВА,
главный юрисконсульт
Союза энергосервисных компаний

 

 

В самой идеологии энергосервисного контракта (ЭСК) нет ничего сложного – исполнитель должен обеспечить определенный уровень экономии ресурсов, вложив первоначально в реализацию мероприятий свои средства, а возврат инвестиций осуществляется из средств (или части средств) этой самой экономии на протяжении всего срока реализации контракта.

 

Важность этапа подготовки энергосервисного проекта

Именно так энергосервисные проекты представляют потенциальным заказчикам (бюджетным учреждениям либо органам исполнительной государственной власти (ИОГВ)) практически все энергосервисныt компании (ЭСКо).

Действительно, именно такой формат подачи энергосервисных услуг лучше всего воспринимается как на слух, так и визуально на слайдах презентации, и именно с этого следует начинать диалог на первых встречах с лицами, принимающими в дальнейшем решения о проработке проектов.

Однако почему тогда все последующие действия по подготовке проектов к закупочным процедурам, сам процесс проведения закупки на право заключения ЭСК, подведение ее итогов вызывают столько вопросов и нареканий у заказчиков и причастных к этому ИОГВ в подавляющем большинстве субъектов РФ?

По нашему мнению, сам энергосервисный инструмент не содержит в себе ничего сложного, если оперировать понятиями «высшей математики», но включает в себя десятки и десятки «мелочей», особенности которых и требуют соответствующих компетенций всех заинтересованных сторон.

Все эти «мелочи», как правило, взаимосвязаны между собой, имеют определенную последовательность, а качество их проработки оказывает влияние на всех последующих этапах подготовки проектов и, естественно, их последующей реализации.

Именно по этой причине огромное количество обследуемых под энергосервис проектов не доходит до следующего логического этапа – закупочной процедуры, а если доходит до осуществления закупки, то не все доживают до этапа подписания контракта, а по многим заключенным контрактам появляется множество разногласий и претензий на этапе их реализации. Это всё звенья одной цепи, причина и следствие.

В нашем понимании существует три основных этапа реализации энергосервисных услуг в бюджетной сфере:

  • подготовка энергосервисных проектов;
  • закупка на право заключения ЭСК:
  • сопровождение ЭСК.

Каждая из этих частей будет иметь свои характерные особенности как по предмету контракта (свет, тепло), так и по их применению в каждом конкретном субъекте РФ, в зависимости от целей, задач и готовности самой системы в этом регионе.

В настоящей статье представим свое видение первой части этапов реализации энергосервисных услуг – «Подготовка энергосервисных проектов».

Сразу оговоримся, что не считаем свое мнение единственно верным. Оно основано исключительно на практике работы наших сотрудников и партнеров в разных регионах Российской Федерации, в частности в Санкт-Петербурге, который по праву второй год подряд является флагманом среди всех субъектов страны в части заключения энергосервисных контрактов. Поэтому не ставим своей целью прописать уникальную дорожную карту для всех без исключения. Ведь, как было указано выше, особенности работы могут и будут отличаться в каждом конкретном субъекте РФ. Право выбора всегда остается за лицами, принимающими решения.

 

Поехали. Подготовка энергосервисных проектов, на наш взгляд, является исключительно важным звеном, непосредственно влияющим на весь дальнейший ход реализации контрактов.

Именно на этом этапе определяется базовый объем потребления энергетического ресурса (объем потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий). Он станет основой для определения экономии энергетического ресурса для ЭСКо и повлияет на качество исполнения контракта (достижение этой самой экономии). Именно базовый объем ляжет в основу формирования НМЦК, а потенциал экономии – в определение цены контракта.

 

Ключевые моменты при подготовке энергосервисных проектов

Данные рекомендации предназначены, прежде всего, для потенциальных координаторов направления в регионе (пусть это будет подведомственное учреждение с условным названием «Региональный центр энергосбережения», РЦЭ).

  1. Предпочтение классике

Начните подготовку энергосервисных проектов с «классических» вариантов, т.е. проектов, направленных на «тепло» и «свет». Вся остальная «экзотика», как то замена кухонного оборудования, установка ВИЭ и даже проекты в МКД пусть останется до лучших времен, когда в субъекте сложатся определенные правила, понимание и практика работы по энергосервису.

 

  1. Первоначальный отбор объектов

2.1. Установите критерии отбора объектов для проектов по теплу и свету.

Не все объекты интересны потенциальным участникам закупки. Следует определить потенциально пригодные объекты, чтобы не тратить время на те, реализация которых будет с большой долей вероятности не интересна ни одному участнику закупки.

Например:

  • Для проектов по свету можно применить фильтр по двум критериям:

– общее количество светоточек на объекте энергосервиса;

– количество уже установленных светодиодных световых приборов.

  • Для проектов по теплу на первоначальном этапе достаточно воспользоваться критерием по объему потребления тепловой энергии в предшествующем году (пусть это будет объем не менее 800 Гкал).

Это не означает, что все эти объекты обязательно будут иметь потенциал для последующей реализации ЭСК или не вошедшие по критериям объекты лишены привлекательности для инвесторов. Задача на данном этапе «убрать лишние объекты», к проработке которых возможно вернуться в будущем.

  • Указанные в п.2.1. данные для отбора объектов можно получить на основании информации из деклараций учреждений за последний отчетный период (такие данные, хочется верить, есть в форме сводных таблиц в каждом уполномоченном ИОГВ субъекта).

К 2020 году были внесены определенные изменения в структуру декларации, например, исключена детализация установленного на объектах светового оборудования. Однако для первоначального отбора объектов это не может и не должно служить препятствием. Используйте имеющуюся в новых декларациях укрупненную информацию либо поднимайте архивы деклараций за 2019 год.

  • Сформированный таким образом перечень потенциальных объектов может показать масштаб работ РЦЭ на ближайшую перспективу, чтобы трезво оценить возможности в части трудозатрат штатных специалистов.

 

  1. Утверждение регламентных процедур подготовки проектов (дорожные карты/последовательность действий)

3.1. Мы рекомендуем пользоваться подготовленными нами дорожными картами по теплу и по свету.

3.2. Определите перечень «заинтересованных» ИОГВ, формирующих политику в субъекте по соответствующему направлению, с которыми рано или поздно (лучше рано) следует установить рабочее взаимодействие по курируемым ими вопросам – государственный заказ, финансовые службы и т.д., в зависимости от организационной структуры региона.

3.3. Утверждение дорожной карты не является обязательной процедурой, но будет способствовать продвижению энергосервиса в целом.

 

Проекты по внутреннему освещению

Это наиболее массовый сегмент для энергосервиса. Во-первых, всем заказчикам нужен качественный свет. Во-вторых, даже уже выполненная частичная замена световых приборов на светодиодные на своих объектах не ограничивает заказчика от заключения контракта на оставшийся объем устаревшего светового оборудования.

На что рекомендуем обратить особое внимание. Основное – корректное определение объема потребления системы освещения в базовый период!

Напомним, «Объем потребления электрической энергии на цели внутреннего освещения в базовом и отчетном периодах определяется на основании данных о времени работы системы внутреннего освещения и ее мощности» (п.2.4. приказа Минэнерго России №67, алгоритм которого применяется в подавляющем большинстве ЭСК). Именно за счет увеличения времени работы системы освещения в базовом периоде экономика проекта может быть более привлекательной для ЭСКо.

Практика показывает, что первоначальные данные о времени работы тех или иных помещений на объекте всегда предоставляются стороной заказчика и основываются на продолжительности работы учреждения в рабочий день (обычно это 8-9 часов). Эти данные, в целях формирования расчетной модели потребления системы освещения, следует воспринимать как предварительные и, в случае необходимости, корректировать (из практики – в сторону уменьшения) для формирования окончательного объема потребления на цели освещения объекта.

Существуют вполне рабочие алгоритмы, применяя которые можно рассчитать так называемое «справедливое время работы системы освещения» на объекте. В этом случае рекомендуем установить определенные ограничения объема потребления на цели освещения от объема потребления электроэнергии по показаниям прибора учета. Для различных категорий объектов социальной сферы этот показатель будет отличаться, но в любом случае максимальный объем потребления на систему освещения (включая потребление уже установленных светодиодных светильников/ламп, которые, по практике, не включаются в перечень мероприятий, подлежащих замене в рамках контракта) не должен превышать 65-70% от объема потребления по прибору(ам) учета электроэнергии.

 

Для чего это нужно?

Устанавливаемые в большинстве регионов так называемые «лимиты» потребления ТЭР корректируются ежегодно в зависимости от фактического потребления соответствующего ресурса в предшествующем году. Следовательно, если завысить объемы базового потребления для энергосервисных проектов, то совокупный платеж (по ЭСК и ресурсоснабжающей организации) в периодах реализации энергосервисного контракта может быть с большой долей вероятности больше установленных лимитов.

Именно этот факт вызывает массу вопросов у заказчиков по реализуемым  сегодня контрактам.

При этом в логике энергосервиса и, в частности, постановления Правительства №636, ничего не нарушается. Заказчику же от этого факта совсем не легче с точки зрения финансового обеспечения своих обязательств.

Вывод простой – условия ЭСК должны преследовать интересы обеих сторон контракта, в противном случае такие проекты лучше не реализовывать вовсе.

 

Последовательность действий

Действовать при подготовке проектов по «свету» рекомендуем в следующем порядке:

  • Первично – обследование с выездом на объект для получения точных данных о фактическом наличии установленного оборудования. Не рекомендуем готовить проекты на основании данных из представленных заказчиком «опросных листов». История практически с гарантированными последствиями после заключения контракта.
  • Далее – расчетная модель с определением объемов потребления электроэнергии системой освещения;
  • Сравнение полученных данных с объемом потребления по прибору(ам) учета электроэнергии, корректировка при необходимости;
  • Подготовка отчетных документов для согласования с заказчиком (ГРБС заказчика);
  • Формирование проекта конкурсной документации для утверждения заказчиком (ГРБС заказчика). Именно конкурс! Никакие другие способы определения поставщика для энергосервиса корректно не применить.

Важные «мелочи»

  • Отчетные данные по итогам подготовки проекта должны иметь унифицированный вид!

Любая ЭСКо, которая привлекается к подготовке проекта/обследованию (это нормальное явление, не противоречащее действующему законодательству), имеет свои расчетные модели формирования этих самых объемов потребления, в своих уникальных форматах, зачастую, понятных только этой самой ЭСКо. Если таких ЭСКо в субъекте будет больше одной, то координатору будет очень не просто администрировать этот механизм и согласовывать разные алгоритмы расчетов со всеми заинтересованными сторонами, включая заказчиков.

  • Аналогичная ситуация с конкурсной документацией, включая ТЗ и проект контракта. В случае реализации на уровне одного субъекта проектов, предусматривающих разнообразие конкурсных документаций, эти проекты будет очень не просто администрировать в дальнейшем, включая сложности с возможной претензионной или судебной практикой.

Поэтому крайне важно сформировать единые подходы к проекту конкурсной документации либо рекомендуемый образец конкурсной документации с учетом особенностей регионального законодательства в сфере закупок. Это облегчит работу координатора, заказчиков (или их ГРБС) и заинтересованных ИОГВ. Также крайне важно поддерживать этот образец в актуальном состоянии, следить за изменениями в федеральном и региональном законодательстве, поскольку от этого зависит успешность и продолжительность проведения закупочной процедуры (более предметно вернемся к этому вопросу в последующих статьях).

 

Проекты по теплу

Проекты, направленные на экономию тепловой энергии, имеют несколько иную последовательность подготовки, в частности, определения потенциала энергосбережения для выявления целесообразности реализации ЭСК.

  • Вначале рекомендуем провести работу по определению величины потенциала экономии тепловой энергии в системах отопления и ГВС, основываясь на данных из ежесуточных отчетов потребления тепловой энергии от ресурсоснабжающей организации, анализа договоров на теплоснабжение и других необходимых документов.

При определении потенциала тепловой энергии необходимо понимать, что потенциал энергосбережения есть не что иное, как физическая величина показателя, характеризующего возможность повышения энергетической эффективности путем оптимизации использования энергетических ресурсов. Другими словами – фактически поступающее на объект количество тепловой энергии может значительно превышать требуемую, исходя из обеспечения комфортного микроклимата и нормативного воздухообмена в помещениях, но потенциала может и не быть, с учетом физического состояния системы отопления, ее процента износа, отложений различной толщины и т.д.

  • Впоследствии, если достаточный расчетный потенциал имеется, необходимо провести обследование объекта на предмет определения возможности и условий реализации проекта.
  • Энергосервисные проекты по теплу предусматривают определение объемов потребления в отчетные периоды исключительно по данным узла учета (а лучше и его наличие в базовом периоде). Следовательно, специфика подготовки и согласования существенных условий закупки будет отличаться от проектов по свету, а также иметь особенности с учетом специфики субъекта.

При подготовке отчетных документов для согласования с заказчиком (ГРБС заказчика) и формировании проекта конкурсной документации также  рекомендуем использовать единообразный формат для упрощения администрирования проектов на уровне региона.

 

Важные «мелочи»

Если в субъекте созданы определенные правила работы по энергосервису, включая порядок взаимодействия с заказчиками (ГРБС заказчика), заинтересованными ИОГВ субъекта, а также с потенциальными участниками закупки на энергосервис, то существующих у многих регионов (со слов РЦЭ) проблем с дефицитом инвесторов быть не может. Инвестор не идет в регион (или заканчивает там работу по истечению какого-то времени), потому что там не созданы соответствующие условия взаимодействия, не с кем координировать работу, не заинтересованы соответствующие ИОГВ, и вся работа по подготовке проектов превращается в вечный процесс согласований.

  • Статус РЦЭ, как единого координатора энергосервисных услуг в субъекте, не может быть присвоен только на основании соответствующего названия у учреждения или определенной его подведомственности. Нужны соответствующие компетенции, системный подход, заинтересованность руководства региона и наделение соответствующими полномочиями.

В части полномочий: в рамках предстоящей актуализации региональных программ энергосбережения в соответствии с новыми требованиями к ним (постановление Правительства №161), самое время предусмотреть в программе раздел, предусматривающий координацию и/или методологическое сопровождение энергосервисных проектов в учреждениях бюджетной сферы силами соответствующего РЦЭ.

  • Качественная системная работа не может быть построена только РЦЭ, у ИОГВ, ГРБС и заказчиков должны быть компетентные и, самое главное, заинтересованные (мотивированные) должностные лица, выполняющие функции контроля за подготовкой и реализацией проектов. Это важно на всех этапах реализации энергосервисных проектов.
  • При подготовке проекта не лишним будет провести анализ позиций территориального органа УФАС по спорным вопросам. Например, по применению или неприменению при осуществлении закупки на право заключения энергосервисного контракта ограничений и условий допуска (Постановление №878, Приказ Минфина России №126н). Однако жалобы могут подаваться и в ФАС России, который вправе рассмотреть любую жалобу, и его позиция может отличаться от позиции территориального УФАС. Особенно это актуально для проектов наружного освещения.
  • В связи с необходимостью наличия компетентных должностных лиц, задействованных в процессе подготовки энергосервисных проектов (должностные лица ИОГВ, ГРБС, заказчиков) встает вопрос об их минимальном обучении со стороны РЦЭ. Было бы нелишним организовать минимальный ликбез о сущности энергосервисного контракта и наиболее важных нюансах.

При этом не следует ставить целью именно обучить уполномоченных специалистов, достаточно проинформировать о наличии существующего инструмента привлечения внебюджетного финансирования, о характерных особенностях его применения и, самое важное, о последовательности действий каждой заинтересованной стороны в ходе подготовки и реализации проектов.

  • Количество пилотных проектов не должно быть большим для отработки всех «мелочей» и деталей, а также апробирования дорожной карты в субъекте. После того, как работа будет выстроена, учтены соответствующие ошибки, количество можно увеличивать.

 

В следующей статье разберем характерные особенности при размещении закупки на энергосервис, в том числе особенности формирования плана-графика, специфику подведения итогов, имеющиеся антимонопольную и судебную практики.

 

Павел Карастелин. Энергосервисный контракт: ответы на типичные вопросы

 

Разбор новых требований к региональным и муниципальным программам энергосбережения. Часть 1

 

Все статьи Павла Карастелина

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.