Как отмечают эксперты, энергосервисные контракты как механизм выгодный и безопасный для заказчика, имеют, тем не менее, свою специфику. Ассоциация энергосервисных компаний – РАЭСКО – провела исследование российского рынка энергосервиса за 2020 г.
В частности, отмечается, что среди направлений энергосберегающих мероприятий доминируют проекты по освещению – как уличному (40% от суммарной стоимости контрактов до 100 млн рублей приходится на проекты по уличному освещению), так и наружному, и внутреннему. Основная масса заказчиков энергосервисных контрактов – государственные и муниципальные учреждения (84% контрактов до 100 млн рублей заключено именно ими). Доминируют объекты социальной сферы (76% контрактов до 100 млн рублей). Практика реализации проектов повышения энергоэффективности по модели энергосервисных контрактов зафиксирована более чем в 50 субъектах РФ.
Вопросы светотехнических проектов в городах обсуждались и на прошедшем в Санкт-Петербурге 24 июня 2021 года IV Всероссийском совещании региональных центров энергосбережения.
В целом профессионалы рынка отмечают, что у заказчиков сохраняется непонимание механизма энергосервиса, что ведет к последующим сложностям при реализации проектов, недовольству жителей. По словам Алексея Аникина, директора компании «Световые Технологии ЭСКО», главное, что цена контракта на конкурсе зависит не от стоимости оборудования, а исключительно от достигаемой экономии: «Неправильно делать критерием выбора подрядчика на конкурсе низкую цену оборудования, объём финансовых средств исполнителя или количество технического персонала и техники. На конкурсе торгуется величина экономии».
Энергосервисная модель отлично защищает заказчика, и он может выбирать наиболее качественные светильники, ведь в интересах города, чтобы они служили долго и без проблем с эксплуатацией.
Как отмечают эксперты, подрядчик должен провести светотехнические расчеты и подобрать светильники так, чтобы выполнить все требования ГОСТ по освещенности, а после монтажа подтвердить это актом независимой лаборатории.
Немаловажную роль играет и происхождение оборудования – действующая нормативная база требует использовать отечественные светильники при государственных и муниципальных закупках, поэтому заказчикам следует проверять, что оборудование входит в соответствующие перечни (постановления Правительства РФ №878 и №719).
Если помнить об этих правилах, энергосервис защищает заказчика – избавляет от необходимости финансовых вложений, переносит на квалифицированного исполнителя технические, организационные, финансовые вопросы модернизации, снимает с заказчика риски недостижения экономии.