Максим Решетников: В планах по энергопереходу пора перейти от романтизма к прагматизму

Министр экономического развития России Максим Решетников на сессии ВЭФ «Готова ли Россия к глобальной ESG-трансформации?» заявил, что точка отрицания климатической повестки в России пройдена.

Новому пониманию способствуют как внешние факторы (европейское углеродное регулирование, европейский зеленый курс), так и внутренние (проактивная политика бизнеса и банков).

В то же время, чрезмерно форсированный переход к зеленой повестке во многих странах не опирается на конкретные планы, а достижение поставленных целей может привести там к существенному снижению доходов населения (например, низкоуглеродная металлургия может означать удорожание металла на 20-40%).

Климатические вызовы несут серьезные риски для России, однако дают и возможности, среди них:

  • Развитие технологий (электротранспорт, ВИЭ, водород)
  • Развитие СПГ, Севморпути, компенсация волатильности ВИЭ

Актуальная задача – договориться на уровне лидеров стран и международных организаций. Важно распределять ресурсы для наибольшей эффективности климатических инвестиций, а не для защиты внутренних рынков отдельных стран. Шаги в этом направлении будут сделаны на саммите в Глазко уже в ноябре 2021.

Внутренняя климатическая повестка включает:

  • федеральный закон об ограничениях выбросов парниковых газов (мониторинг + оценка влияния мер на отрасли)
  • климатические проекты и формирование рынка углеродных единиц
  • региональные климатические эксперименты и доп.инструментыв них, в т.ч жестче ограничения на выбросы и система торговля квотами
  • после пилотирования – масштабирование на уровень страны
  • создание системы верификации, формирование рынка организаций, авторизованных оценивать итоги климатических проектов и добиться признания нашей системы и организаций на международном уровне к 2023
  • создание системы климатического мониторинга и обоснование поглощающей способности лесов
  • создание системы долгосрочной мотивации (после 2026 или ближе к 2020 придется задуматься о стоимости СО2 и оценить последствия для экономики, особенно для чувствительных сфер, таких как ЖКХ; в прогнозе социально-экономического развития на 2022-24гг нет отражения энергоперехода, но в прогнозе до 2030 уже будет)
  • проект стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов  до 2050, 4 сценария

Нужен альянс с бизнесом для поиска практических решений.

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.