Тонны СО2 в наших квартирах: как может капитальный ремонт жилых домов декарбонизировать экономику?

Многоквартирные дома занимают значительную долю в энергопотреблении, однако регулирование этого сектора еще предстоит совершенствовать. Эксперты предлагают рассматривать энергоэффективный капитальный ремонт как климатический проект.

 

 

 

Ирина БУЛГАКОВА,
Председатель экспертного совета
комитета по жилищной политике и ЖКХ
Государственной Думы Российской Федерации

 

 

Ирина ЗОЛОТОВА,
директор Центра отраслевых
исследований и консалтинга
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации

 

 

 

Никита ОСОКИН,
заместитель директора Центра
отраслевых исследований и консалтинга
Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации

 

Согласно Государственному докладу об энергоэффективности и энергосбережении Минэкономразвития России за 2019 г., до 30% от общего потенциала повышения энергоэффективности экономики страны приходится на жилищный сектор. Наибольшую долю в энергопотреблении жилого сектора занимают многоквартирные дома (МКД). При этом, в настоящее время для МКД отсутствуют единые технические требования и критерии в части энергоэффективных мероприятий (видов работ), осуществляемых при проведении капитального ремонта. Таким образом, мы до сих пор не можем четко сказать, какой объем мероприятий в рамках капитального ремонта напрямую повышает энергоэффективность жилья граждан. По факту, в большинстве случаев капитальный ремонт лишь позволяет поддерживать жизнеспособность МКД, ибо энергоэффективные мероприятия требуют более существенного ресурсного обеспечения, а  «денег (опять) нет».

 

Что предлагаем?

В целях формирования дополнительного источника финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности МКД концептуально предлагается следующее:

 

«Энергоэффективный капремонт = климатический проект»

 

Такая концепция может успешно интегрироваться в текущий вектор государственной политики в части сокращения выбросов парниковых газов, в т.ч. за счет реализации пилотных проектов в отдельных регионах (пока публично подтвержден проект только по Сахалинской области). Организационно «климатический капремонт» может быть реализован следующим образом:

 

  1. Региональный оператор капитального ремонта (или иная специализированная организация) формирует инвестиционное предложение для реализации проекта по климатическому капремонту с описанием:
  • валового объема сокращения выбросов парниковых газов/углеродных единиц (в ходе жизненного цикла проекта),
  • необходимого объема инвестиций,
  • минимального объема инвестиций со стороны одного инвестора.
  1. Организации, на которые будут распространяться квоты углеродных единиц (квотируемые организации), например, крупные промышленные предприятия, функционирующие на территории региона, или иные заинтересованные стороны, в т.ч. государство, инвестируют в проекты климатического капремонта. Соответствующие средства направляются в специализированный фонд.
  2. Средства этого фонда направляются на финансирование работ по повышению энергоэффективности МКД. Таким образом, квотируемые организации, по сути, выступают соинвесторами мероприятий капитального ремонта.
  3. По результатам выполненных работ осуществляется верификация и подтверждение достигнутой экономии топливно-энергетических ресурсов (в СО2-экв.).
  4. В соответствии с достигнутой экономией топливно-энергетических ресурсов в МКД и условиями «входа» в проект (см. п. 1) квотируемым организациям выдается сертификат о получении углеродных единиц. Сертификат далее может быть использован как для погашения собственного углеродного следа, так и в рамках системы торговли углеродными единицами.

Схематическое описание концептуальной операционной модели представлено на рисунке 1.

 

 

* Рассматриваемый проект соответствует всем семи критериям “климатического проекта” (в соответствии с проектом распоряжения с Концепцией климатических проектов Минэкономразвития России).

Рис.1. Схема климатического проекта энергоэффективного капремонта МКД

 

Какие шаги можем предпринять уже сейчас?

Шаг 1. Выбрать пилотный регион. Реализация данной модели приоритетно может рассматриваться в регионах, на территории которых осуществляется эксперимент по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов (пока на примере Сахалинской области). Возможность проведения эксперимента в установленном порядке будет предусмотрена для всех субъектов Российской Федерации (при соблюдении соответствующих требований, условий и организационно-правовых процедур).

Шаг 2. Сформировать перечень мероприятий (работ) климатического капремонта, приводящих к снижению выбросов парниковых газов МКД (прямых – потребление газа, косвенных – при потреблении тепловой и электрической энергии). Перечень и состав соответствующих работ по климатическому капитальному ремонту должны быть согласованы с технической политикой регионального оператора и предельной стоимостью работ (услуг). Данный перечень должен утверждаться на уровне регионального нормативного правого акта в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Шаг 3. Определить проекты с наибольшим потенциалом. В целях определения экономической целесообразности реализации рассматриваемой модели необходимо оценить удельную стоимость сокращения выбросов парниковых газов на 1 т СО2-экв. и сравнить с возможными альтернативами реализации климатических проектов. Отдельно также необходимо отметить, что в рамках эксперимента по квотированию выбросов обсуждается введение штрафов за превышение квот. Следовательно, стоимость генерирования углеродных единиц климатического капремонта также должна быть конкурентоспособна по сравнению с объемами штрафных выплат.

 

Кому выгодно и почему?

Как минимум можно выделить 8 заинтересованных групп, которые бы могли получить положительные эффекты от реализации климатического капремонта:

  1. жители МКД;
  2. федеральное правительство;
  3. региональные правительства;
  4. промышленные компании (квотируемые организации и потенциальные инвесторы);рРесурсоснабжающие организации (производство электрической и тепловой энергии, поставщики газа);
  5. региональные операторы капитального ремонта;
  6. производители энергоэффективного оборудования и материалов;
  7. организации, оказывающие услуги по поддержке реализации капитального ремонта (банки, энергосервисные организации, управляющие организации).

Основные потенциальные положительные эффекты (выгоды) для перечисленных заинтересованных групп представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Эффекты от реализации климатического капремонта для ключевых заинтересованных групп

 

Вместо резюме

Очевидно, что предлагаемая модель климатического капремонта требует доработки. Именно поэтому мы благодарны ресурсу ЭнергиаВита за возможность поделиться данной концепцией и за возможность получить реакцию и экспертизу профессионального сообщества.

Еще на многие вопросы предстоит найти ответ:

  • Какие виды работ капремонта напрямую влияют на снижение углеродного следа МКД?
  • Ограничивать ли пул инвесторов регионом, где проводится эксперимент? Потенциально есть возможность и привлечения иностранных инвестиций.
  • Кому лучше поручить администрирование механизма и распоряжение средствами Фонда?
  • Каким образом выстроить верификацию снижения прямых и косвенных выбросов МКД?

 

Продолжение следует.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.