Модернизация + Цифровизация + Стандартизация = интегрированный подход к трансформации коммунальной инфраструктуры

Хорошо известны пугающие цифры износа коммунальной инженерной инфраструктуры, – это задача, беспокоящая уполномоченные федеральные ведомства, региональные и местные органы власти, профессиональное сообщество, и не имеющая пока признанного решения.

 

 

 

 

Михаил ШЕХТМАН,
Председатель Совета директоров
НПФ «КРУГ»

 

Величина износа была неоднократно подтверждена на самых разных уровнях. Она очевидна всем, кто сталкивается с коммунальной сферой на местах. Проблема усугубляется тем, что пока решение не найдено, ситуация не стоит на месте, и износ лишь возрастает. Снова пересматривается проект стратегии строительной отрасли и ЖКХ, тревогу бьют бизнес-объединения, местные администрации, находясь на передовой, ищут решения, хотя бы продлевающие статус кво. Очевидно, что на модернизацию инфраструктуры придется выделять значительные инвестиции. Их источник и конфигурация – вот главный вопрос.

С другой стороны, одной из провозглашенных государством стратегических целей является цифровизация всех важнейших сфер деятельности, для чего предусмотрены значительные инвестиции. И мы понимаем, что цифровизация может серьезно изменить ситуацию в ЖКХ.

Однако, к большому сожалению, на уровне госполитики цель «модернизация инфраструктуры» не скоординирована с целью «цифровизация». На сегодняшний день нет ни одного нормативно-правового акта, который бы увязывал вместе достижение двух этих целей.

Поэтому необходима разработка под управлением государства серии НПА (в том числе национальных стандартов – ГОСТов), которые сформулируют правовые и технические требования по сбалансированной координации задач модернизации инфраструктуры и ее цифровизации. Пример такого требования: при перекладывании сети (труб, например, диаметром от 100 мм и выше) должна быть предусмотрена обязательная установка систем контроля протечки и мониторинга температурно-гидравлического режима.

Таким образом, постепенно компоненты цифровизации начнут пронизывать все элементы обновленной коммунальной инфраструктуры и это не только приведет к длительному синергетическому эффекту, но и, в конечном счете, к снижению совокупной стоимости владения инфраструктурой на всех этапах ее жизненного цикла.

В рамках решения этой задачи необходима разработка отдельных НПА, предписывающих обязательный минимум технических требований к цифровизации. Действие этих НПА должно распространяться на все проекты модернизации инфраструктуры, в том числе выполняемые в рамках концессионных соглашений. Фактически, это своеобразные НДТ (наилучшие доступные технологии) для данной сферы.

Очевидно, требования по обязательному уровню цифровизации приведут к неизбежному увеличению объемов инвестиционных программ. Но если цифровизация – это стратегическая цель, поставленная государством перед бизнесом, то логично предположить, что государство примет участие в софинансировании соответствующих инвестпрограмм предприятий коммунальной инфраструктуры.

Возможный источник финансирования (софинансирования) – бюджетные и внебюджетные средства, предусмотренные в государственной программе «Цифровая экономика». Для этого следует рассмотреть вопрос об определенном перераспределении средств внутри этих программ.

Целесообразно также обеспечить координацию действий и консолидацию ресурсов, выделяемых по линии Минстроя России (модернизация), Минцифры России (цифровизация) и институтов развития и создать соответствующий механизм государственной координации пока еще разрозненных программ.

Наличие серии таких НПА сделает прозрачными требования к масштабам цифровизации на длительный период времени. Это, в свою очередь, сделает понятным объем возможных инвестиций в цифровизацию коммунальной инфраструктуры. Такая прозрачность существенно улучшит возможности для привлечения дополнительных частных инвестиций. В качестве инвесторов в этом случае могут выступить крупные компании с государственным участием, крупные интеграторы, телекоммуникационные компании, финансовые структуры и др. Таким образом, будет обеспечена финансовая устойчивость для реализации длительных и масштабных инвестиций в рамках ГЧП.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.