Отрицание, гнев и торг цифрового ЖКХ

Почему жилищно-коммунальное хозяйство остается отраслью, плохо воспринимающей повсеместную цифровую трансформацию? Нужна ли цифровизация в ЖКХ, и каких эффектов от нее ожидают? Что мешает, и как преодолеть барьеры?

 

 

 

Сергей ЛЕДОВСКИЙ,
председатель Совета СРО Ассоциации
«Метрология энергосбережения»,
генеральный директор НПО КАРАТ

 

 

 

 

 

Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»

 

Мы все лучше понимаем, «как готовить» цифровизацию, какие преимущества она приносит. Часто технические возможности и технологические решения есть, и можно перестроить процессы и обновить взаимодействие так, что в основе будут алгоритмы сбора и обработки информации. Безвозвратно изменились ритейл, финтех, мы по-новому организуем и работу, и досуг, выбираем и оплачиваем онлайн, настраиваем сервисы под себя. Подписки обеспечивают услугами в привычном формате в любой точке, где есть интернет и инфраструктура «последней мили». Супер-аппы закрывают и уже предугадывают потребности. Мы обмениваем данные о себе на удобство личных кабинетов, и сервисы стали кастомизированными.

 

Специфика ЖКХ как отрасли для цифровизации

У ЖКХ тот же путь, но своя специфика. Здесь тоже стоит задача сбора и хранения данных, их обработки, обеспечения доступа авторизованных пользователей, которые смогут на основе этих данных предлагать новые услуги и создавать бизнесы, упрощать принятие решений, снижать влияние человеческого фактора, находить невозможные раньше эффекты и повышать удобство потребителя. Но успехи пока не так велики. Почему?

Сложные инженерные системы и процессы. Эксплуатация здания, не говоря уже о системах генерации и транспортировки энергии и воды и их конечном потреблении – процессы сложные с инженерной точки зрения и требующие профессиональных компетенций. Неудивительно, что желающих всерьез делать здесь бизнес немного – надо знать систему на уровне труб и подвалов.

Технологическая неэффективность. Инженеры-энергетики годами дискутируют, за централизованным ли или автономным теплоснабжением будущее, или за электрическим. Иногда технологии есть, но нет простых финансовых моделей для подобной модернизации, например, установки узлов учета и АИТП. Неэффективность и непрозрачность характерны по всей цепочке – на стороне ресурсоснабжающей организации, в сетях, на этапе конечного потребления.

Непрозрачные и неэффективные процессы и законодательство. Нет порядка и в схемах взаимодействия в отрасли. Кто за что несет ответственность, где искать правду, как двигаются денежные потоки? Нормативная база постоянно меняется – ОДН то там, то здесь, ответственность УК переписывают, величиной тарифа и процессом тарифообразования недовольны все стороны, а еще платежная дисциплина. Сколько голосов на общем собрании собственников надо для какого решения, а уж провести легитимное собрание отдельный квест.

Что цифровизовать, если с точки зрения и техники, и управления ЖКХ – территория сталкеров?

 

Цифровизация как подготовительный этап к новым возможностям

Но цифровизация в ЖКХ идет, однако, в отличие от других отраслей, не столько пока служит потребителю, сколько создает основу для будущих сервисов и бизнес-возможностей. На сегодняшнем этапе отраслевая задача – обеспечить наличие данных и облегчить взаимодействие всех сторон, снизить его транзакционные издержки, повысить прозрачность, дать возможности для принятия решений для эффективности бизнеса в ЖКХ.

Профессиональные игроки работают, чтобы обеспечить сбор и хранение оперативных данных. Это то, где нужен умный учет, однако его миссия меняется. От коммерческих отношений и расчетов за ЖКУ по фактическому потреблению – к формированию картины технического состояния зданий, потребляющего оборудования, сетей, генерации. Причем для энергетических систем нужен поток данных практически в режиме реального времени. И сделать это должны команды, объединяющие в себе и цифровые, и отраслевые компетенции.

При этом есть потребности, которые бизнес не закроет. Нужны упорядочивание и интеграция существующих государственных и ведомственных информационных систем. Их данные разрозненны и неполны, но их надо максимально эффективно использовать, это тоже цифровизация. отрасли

 

Дорожная карта

С точки зрения отраслевого профессионального сообщества – куда идем, и как быть продуктивнее? Есть «железо» – счетчики, измерители, датчики, вычислители, конфигурируемые в системы измерений. Есть слой коммуникаций, проводных и беспроводных. Железо все более «понимающее» и «всеядное», инженеры научили приборы общаться в интернете вещей. Есть слой программного обеспечения, там направления развития тоже понятны.

Но мы уперлись в стеклянный потолок. Больше нельзя каждому развивать свою технологию, это неоправданно усложняет выбор потребителя и удорожает решения. Нужны общие правила игры.

Пришла пора стандартов цифрового учета. В первую очередь – в части стандартизации передаваемых со счетчика сообщений, и здесь мы предлагаем оглядываться на протокол MQTT. Также необходимы стандарты информационных моделей в коммунальной энергетике – библиотеки схем подключения, согласованные с нормативной базой. Здесь ориентир – методология DLMS/COSEM. Надо также определить, какие пакеты данных в каких ситуациях уходят с приборного уровня.

Работа отдельных компаний на рынке, органов по стандартизации, соответствующих технических комитетов идет в эту сторону, однако представляется важным придать согласованный импульс. Сочетание новых стандартов связи интернета вещей и традиционных стандартов GSM/GPRS позволит вывести учет воды и тепла на новый уровень, достичь реальной цифровизации объектов генерации и сетей, качественно улучшить технологическую эксплуатацию инфраструктуры и создать фундамент для развития отраслевых бизнесов.

Источник: журнал ИСУП

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.