Эмин Аскеров. Лет ми СПИК фром май харт…

Появятся ли в России отечественные электромобили?

 

 

 

 

Эмин АСКЕРОВ,
визионер-практик технологий энергоперехода,
обозреватель смены образа жизни

 

Импортные электромобили в России стали дороже на 15% с начала этого года из-за введения госпошлины на их импорт. На покупку электромобиля российского производства наоборот полагается до ₽ 640 тысяч субсидии. Вот только где найти такой электромобиль? Сегодня такого электромобиля в продаже нет. Чтобы электромобиль был признан российским, нужно, чтобы часть его компонентов была произведена в России. Пока никаких значимых компонентов электромобилей у нас не производится. Но возможно, что уже в этом году можно будет купить и получить субсидию на электромобили двух компаний: «Моторинвест» из Липецка и «Электромобили мануфэкчуринг рус» из Санкт-Петербурга.

Обе компании участвуют в конкурсе на заключение Специального инвестиционного контракта (СПИК) с Минпромторгом России, результаты которого станут известны 5 марта. Суть СПИК – Минпромторг признаёт электромобиль российским с первого дня действия контракта взамен на обещание организовать в России сборку электромобиля из произведённых в России компонентов к определенному сроку. Задача в том, чтобы за несколько лет найти российских поставщиков компонентов, и сделать действительно российский электромобиль.

Я не ставлю под сомнение ответственность подхода российских производителей, но вижу две предпосылки того, что реально локализованного электромобиля у нас не будет. Первая предпосылка состоит в том, что за первые три-пять лет действия СПИК возможно получить достаточную норму прибыли, в которой учесть и объём штрафных санкций за его неисполнение. Снижаем инвестиции и издержки производства до минимума, занимаемся только «отверточной сборкой», получаем субсидии, продаём без конкуренции, поскольку иностранные электромобили дороже из-за пошлины. Вторая предпосылка заключается в настораживающем отсутствии на конкурсе СПИК крупных автопроизводителей. Возможно, примут участие в конкурсе в следующем году.

Но есть и два фактора, наоборот, поддерживающих мою веру в то, что новые производители смогут выполнить все условия СПИК, и у нас будут свои электромобили. Во-первых, производство электромобилей на несколько порядков проще производства обычных автомобилей. Во-вторых, Госкорпорация Росатом начала локализацию производства батарей – самого технически сложного элемента электромобиля. Из всех других компонентов электромобиля батарея «весит» в прямом и переносном смысле больше всех. Это значительно повышает шансы на успешное выполнение условий СПИК.

Так что верю в лучшее электрическое будущее 🙂

 

Углеродный след супергероя

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.