Комментарии к системе показателей стандарта «умный город»

В мае 2022 года был принят приказ Минстроя России № 357/пр «Об организации исполнения ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-­коммунального хозяйства Российской Федерации по цифровизации городского хозяйства «Умный город». В рамках начавшейся дискуссии представляем мнение одного из экспертов о возможностях совершенствования данного документа на начальном этапе и следующих итерациях.

 

 

 

Константин БОРИСОВ,

Ведущий исследователь,
Центр энергоэффективности – XXI век
(ООО «ЦЭНЭФ-XXI»)

 

В опубликованном документе насторожили несколько моментов. Упомяну их с предложениями по совершенствованию.

Открыть приказ №357/пр

Первое – отсутствие указания на предполагаемого пользователя этим документом. Неясно, специалисты какой именно организации и/или органа местного самоуправления должны рассчитывать (обрабатывать) все целевые и дополнительные показатели, а также нести ответственность за их полноту, точность и достоверность. Не определен конкретный исполнитель (организация) по расчету показателей на уровне субъекта Российской Федерации и городского округа.

 

Второе – рекомендательный характер документа. Отсутствует обязательность использования как приведенных алгоритмов расчета показателей (Приложение № 2), так и самого перечня целевых и дополнительных показателей (п.1 приказа звучит, цитирую дословно):

«1. Утвердить перечень целевых (базовых) и дополнительных показателей цифровизации городского хозяйства (базовые и дополнительные показатели к Умным городам – стандарт «Умного города»), РЕКОМЕНДУЕМЫЙ к использованию в рамках реализации мероприятий проекта «Умный город», согласно приложению №1 к настоящему приказу».

Приложение № 2 содержит «Методические РЕКОМЕНДАЦИИ расчета целевых показателей цифровизации городского хозяйства (базовых показателей к Умным городам – стандарт «Умного города»)». Слово «рекомендации» подразумевает, что показатели и алгоритмы их расчета имеют необязательный (добровольный) характер, т.е. пользователь может использовать как алгоритмы расчетов, приведенные в приказе, так и какие-то свои методики и наработки.

 

Третье – отсутствие какого-либо упоминания о мониторинге и контроле выполнения приказа и об оценке достижения или недостижения целевых и дополнительных показателей.

То есть, стандарт «Умный город» есть, его целевые и дополнительные показатели определены, но будут ли де факто собираться и обрабатываться соответствующие данные и рассчитываться показатели, никто проконтролировать не сможет. Так как не определен порядок мониторинга достижения целевых и дополнительных показателей, а также не указан контролирующий орган, который будет следить за заполнением стандарта «Умный город» и фактическими значениями показателей в нем (на уровне субъекта Российской Федерации и городского округа). Не говоря уже про меры воздействия при недостижении целевых и дополнительных показателей и невыполнении стандарта «Умный город».

Непонятно, кто будет нести ответственность при недостижении целевых и дополнительных показателей по отдельным разделам Приложений № 1 и № 2 (городская среда, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика и т.д.) – администрация ОМСУ одна за всех? Или ответственность будет возложена (поделена) на те организации (юрлица), которые должны были обеспечить достижение показателей по своим секторам?

Представляется, эти положения должны быть четко прописаны непосредственно в самом документе, иначе он имеет какой-то «беззубый» характер.

 

Четвертое – сроки. В приказе срок достижения целевых показателей установлен 2024 годом, то есть впереди чуть больше 1,5 лет – такой срок очень малый. А если учесть, что по большинству целевых показателей установлен индекс 100% (полное оснащение), то их достижение за такой срок просто нереально.

Например, показатель 7.1 «Наличие ГИСОГД» (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности РФ, конкурс на создание объявлен в марте, сдача планируется не позднее 31 декабря 2022 года) – 100%. В крупных городах (Москва, С-Петербург, Новосибирск, Ростов-на-Дону и т.д.) значение в 100% для ГИСОГД к 2024 году возможно и достижимо (хотя за оставшееся время оснастить объекты градостроительной деятельности ГИСОГД очень маловероятно). Но точно невозможно внедрить на все объекты градостроительной деятельности ГИСОГД к 2024 году в малых районных городах, типа Фурманов или Тейково (Ивановская область) с населением менее 100 тыс. человек (30 – 32 тыс. человек).

 

Пятое. Все целевые и дополнительные показатели в документе разработаны без учета численности населения, площади территории, фактического состояния объектов энергетики, а также городского и жилищно-коммунального хозяйств. Соответственно получается, что все регионы и города России «причесали под одну гребенку».

Представляется, установке показателей должны предшествовать технический аудит и инвентаризация объектов городского хозяйства для выявления реального состояния всех отраслей экономики города и региона, а также фактических начальных значений базовых и дополнительных показателей на начало заполнения стандарта «Умный город» (2022 год). И, уже отталкиваясь от фактических начальных значений показателей на 2022 год, необходимо оценить возможность достижения для города или региона целевых значений на 2024 год.

Если их достичь невозможно, то необходимо указать реально достижимые для данного муниципалитета или региона величины показателей. Нужны индивидуальные реально достижимые целевые и дополнительные показатели для городов и регионов с учетом реальной ситуации в них.

 

Предложения

Предложения по включению показателей по энергосбережение и повышению энергоэффективности в стандарт «Умный город».

В разделе «Городская среда» предложил бы добавить следующие показатели:

2.6. Наличие Генерального плана развития города, категория – муниципальный, целевое значение в 2024 году – 100%.

2.7. Наличие Схемы теплоснабжения города, муниципальный, 100%

2.8. Наличие Программы комплексного развития (ПКР) систем коммунальной инфраструктуры, муниципальный, 100%

2.9. Наличие Программы энергосбережения и повышения энергоэффективности, муниципальный, 100%.

Показатели 2.6-2.8, говоря строго, не относятся к энергосбережению и повышению энергоэффективности, но в случае их отсутствия не будет данных по перспективному развитию города:

  • ни в плане застройки городских территорий новыми жилыми и общественными зданиями;
  • ни в плане прироста или убыли численности населения города;
  • ни в плане сноса ветхих зданий;
  • ни в плане перспективного развития систем энергоснабжения и водоснабжения на территории города.

А без всех этих данных невозможно будет достоверно оценить целевые показатели стандарта «Умный город» как на близкую перспективу (2024 год), так и на среднесрочную и долгосрочную перспективы (если будет необходима такая оценка).

Вряд ли срок действия стандарта «Умный город» ограничится 2024 годом, как указано в Приложении № 1. Также маловероятно, что все города и регионы России целиком и полностью к 2024 году достигнут установленных целевых показателей. В таком случае приказ Минстроя России №357/пр будет пересматриваться и актуализироваться, а сроки достижения целевых и дополнительных показателей будут сдвигаться.

 

В раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» предлагается включить для категории муниципальных следующие показатели, и оценивать их достижение в процентах:

3.1.4. Доля многоквартирных домов (МКД), имеющих класс энергетической эффективности «В» (высокий) и выше.

3.1.5. Доля МКД, в отношении которых проведен энергоэффективный капитальный ремонт (ЭКР) с реализацией энергосберегающих мероприятий.

3.1.6. Доля общественных зданий, в отношении которых проведен ЭКР с реализацией энергосберегающих мероприятий.

В подразделе «Коммунальное хозяйство» целесообразно внести муниципальные показатели, характеризующие учет, автоматизацию и регулирование потребления энергетических ресурсов, соответствующие термину «умный» («умный учет», «умный дом», «умный город»):

  • Доля общедомовых приборов учета (ОДПУ) в жилых и общественных зданиях с разбивкой по видам ресурсов – тепловая энергия, электроэнергия, горячая и холодная вода, природный газ (для газифицированных городов и районов).
  • Доля МКД, оснащенных индивидуальными (квартирными) приборами учета отдельно по электроэнергии, горячей воде, холодной воде.
  • Доля жилых и общественных зданий, оборудованных интеллектуальными приборами учета электроэнергии («умными» электросчетчиками).
  • Доля жилых и общественных зданий, оборудованных автоматизированными индивидуальными тепловыми пунктами (АИТП) с погодозависимым регулированием параметров теплоносителя и поддержанием температуры горячей воды на заданном уровне (для зданий, подключенных к системе централизованного теплоснабжения).

 

В разделе «Энергетика» было бы разумно включить следующие муниципальные показатели и оценивать их достижение в процентах:

Для электроэнергетики (электрических сетей):

  • Доля потребителей (зданий), оборудованных АИИСКУЭ (автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии).
  • Доля объектов электрических сетей, имеющих технический учет электроэнергии.
  • Индекс использования энергоэффективных технологий в электрических сетях.

 

Для теплоэнергетики (котельные, тепловые сети, центральные тепловые пункты – ЦТП, повысительные насосные станции – ПНС):

  • Доля котельных, оборудованных приборами учета, раздельно по топливу, электроэнергии, воде, тепловой энергии (отпуск в тепловые сети).
  • Доля автоматизированных котельных без обслуживающего персонала.
  • Доля ЦТП, оборудованных приборами учета раздельно по электроэнергии, тепловой энергии, воде.
  • Доля автоматизированных ЦТП без обслуживающего персонала.
  • Доля автоматизированных ПНС без обслуживающего персонала.
  • Индекс использования энергоэффективных технологий в тепловых сетях, ЦТП, ПНС и котельных.

 

Для водоснабжения и водоотведения (сети водоснабжения и водоотведения, насосные станции):

  • Доля автоматизированных насосных станций без обслуживающего персонала
  • Индекс использования энергоэффективных технологий в сетях водоснабжения и водоотведения, насосных станций.

Таким образом, в разделах «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Энергетика» на начальном этапе стандарта «Умный город» предлагаются только показатели, характеризующие учет, автоматизацию и использование энергоэффективных технологий на объектах электроэнергетики, теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения.

При этом, на начальном этапе предполагается не рассматривать показатели, характеризующие эффективность использования энергетических ресурсов и воды (потери энергетических ресурсов и воды в сетях, доли потерь, расходы топлива на источниках теплоснабжения, удельные расходы топлива, удельные расходы электрической и тепловой энергии в зданиях, и т.д.).

 

В разделе «Геоинформационные технологии» были бы полезны следующие муниципальные показатели с оценкой их достижение в процентах:

  • Наличие ГИС (электронная модель тепловой сети), муниципальный, 100%.
  • Наличие ГИС (электронная модель газопроводов) – только в газифицированных городах, муниципальный, 100%.
  • Наличие ГИС (электронная модель электрической сети), муниципальный, 100%.
  • Наличие ГИС (модель «Энергосбыт», для автоматизированных расчетов с потребителями тепловой энергии), муниципальный, 100%.
  • Наличие ГИС (программно-расчетный комплекс «Источник»), муниципальный, 100%.

 

В раздел «Транспорт» целесообразно включить ряд региональных показателей, измеряемых в единицах:

  • Количество автотранспортных средств (АТС) на электроэнергии в разбивке на электробусы, электромобили и гибриды (электро+ дизельное топливо).
  • Доля АТС, соответствующих экологическим стандартам не ниже ЕВРО-4 (в разбивке на грузовые АТС, автобусы, легковые автомобили).

Эти показатели также можно использовать в разделах «Экология» (в качестве целевых или в качестве дополнительных показателей).

 

Представляется, с течением времени и по мере развития городов и технологий также будет усложняться и система показателей стандарта «Умный город».

Однако уже на начальном этапе было бы логично расширить область охвата городского хозяйства – в том числе, по энергосбережению и повышению энергоэффективности – для комплексного развития муниципалитетов и регионов, а также контроля за реальным достижением целевых и дополнительных показателей.

 

Больше материалов по тегу умный город

 

Илья Сотонин. Основные принципы умного дома для стандарта

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.