Негативное влияние отсутствия льготных тарифов на тепло в субъектах РФ

Татьяна Шуклина продолжает обзор состояния теплоснабжающих организаций, начатый в предыдущей статье.

 

 

 

 

Татьяна ШУКЛИНА,
директор Департамента экспертизы тарифов
ООО «Инвест-аудит», г. Пермь

 

 

Зачастую ресурсоснабжающие организации, прежде всего некрупные, имеют сложное финансовое положение и даже находятся в предбанкротном состоянии. Одной из мер, которая могла бы облегчить это положение, является введение в субъекте РФ льготных тарифов для населения с соответствующими мерами компенсации в адрес РСО.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, введение предельных уровней тарифов направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически необоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.

Основами ценообразования не предусмотрено превышение предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги в качестве основания для исключения из необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов и доходов регулируемой организации. Но на практике такое нередко случается, порождая систематическое недофинансирование ресурсоснабжающих организаций.

В результате возникает разница между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, и встает вопрос о необходимости возмещения теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь. Такие ситуации должны быть урегулированы уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом действующих норм федерального законодательства. Однако не во всех регионах разработан и утвержден собственный закон о льготных тарифах и порядок предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов для ресурсоснабжающих организаций.

При этом федеральное законодательство предусматривает, что компенсации в адрес РСО возможны только при условии наличия соответствующего закона субъекта Российской Федерации, которым устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. (ч. 14 ст. 10 федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и п. 52 Правил регулирования, постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»).

На территории отдельных субъектов РФ в нарушение вышеуказанных положений не устанавливаются льготные тарифы для потребителей (в том числе населения).

Аналогичная ситуация наблюдается и с тарифами на горячую воду. В соответствии с п.26 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрен аналогичный порядок – наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Этот закон, в свою очередь, должен установить лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно законодательству, тарифное регулирование должно обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемым организациям необходимую валовую выручку.

В случае отсутствия разработки регионального закона о льготных тарифах и соответствующих компенсациях ресурсоснабжающие организации на территории субъекта Федерации, в первую очередь небольшие, будут постоянно нести убытки и не смогут вести свою деятельность и предоставлять потребителям услуги, а также проводить мероприятия по улучшению коммунальной инфраструктуры.

Представляется целесообразным внесение изменений в федеральные законы от 07.12.0211 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с требованием ко всем субъектам Российской Федерации принять собственные законы, которыми устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Еще одним вариантом решения вопроса является объединение теплоснабжающих организаций для коллективного обращения к уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ о разработке соответствующего закона о льготных тарифах и Порядка предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов.

Наличие подобных нормативно-правовых актов на территории субъектов РФ позволит обеспечить доступность услуг для населения, а тепло- и водоснабжающим организациям вести деятельность без убытков, вызванных выпадающими в результате межтарифной разницы доходами и поддерживать конкуренцию на рынке.

 

Предыдущая статья эксперта:

Концессионные соглашения в теплоснабжении: основы модели

 

Резолюция Практической конференции “Проблемы развития теплоснабжения в малых городах”

Все итоги конференции, включая презентации и видео

Leave a Reply

Your email address will not be published.

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.