Деловая игра по циклической экономике на форуме “Энергоэффективная Россия”

В рамках VIII Всероссийского форума “Энергоэффективная Россия” силами Эксперт-бюро “ЭнергиаВита” традиционно была организована деловая игра “Наш город”. Впервые в рамках форума игра была организована в 2019 году. Заказчиком и постановщиком задачи, а также соорганизатором игры выступает Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности – НОЭ – как организатор форума. Разработчики и модераторы игры – Мария Степанова, Эксперт-бюро «ЭнергиаВита», Мария Никитина, Добровольческое движение «Наша ЭРА».

 

 

Задачи деловой игры “Наш город”

Деловая игра в рамках форума призвана вовлечь его участников – специалистов-практиков, экспертов в различных сферах деятельности, объединенных мотивацией к повышению энергетической эффективности, наравне с круглыми столами и сессиями форума, в общую практическую деятельность по моделированию энергоэффективных решений, их взаимного обогащению в результате взаимодействия участников.

Суть игры остаётся прежней – команды развивают город или поселение будущего, в котором хотели бы жить, на принципах энергетической эффективности, устойчивости, экологичности. Каждая из пяти команд имеет входные условия о географической привязке, численности населения. За прошедшие три сезона игры команды продумали градостроительный план, зонирование, инженерную инфраструктуру, экономический профиль и конкретные производства на территории.

Задачи игры:

  • поиск и отработка инновационных градостроительных и инженерных решений, выявление барьеров и определение возможностей их преодоления (результаты находят отражение, в частности, в резолюции Форума)
  • практическая совместная работа специалистов смежных отраслей, чьи компетенции дополняют и обогащают друг друга
  • освоение новых современных управленческих методов и техник, приобретение соответствующих практических навыков.

Каждый сезон отраслевая задача, постановку которой осуществляет НОЭ, дополняется организационной рамкой, которую разрабатывает и организует работу в ней команд ведущая игры М.Степанова.

 

Наработки прошлых сезонов игры “Наш город”

Как показывают прошлые годы игры, команды наиболее часто используют экологичные виды генерации энергии; замкнутые циклы и переработку, повторное использование сырья, материалов и ресурсов; уделяют внимание образовательным и просветительским проектам, работе с общественностью; экологичному агробизнесу для нужд собственного поселения; оказанию туристических услуг; цифровым технологиям. В 2021 году были предложены решения по адаптации к изменениям климата, исходя из анализа климатических рисков, на основе докладов Росгидромета.

Каждый год игра проектируется в новой организационной рамке, освоение которой имеет отдельную полезность для проектной работы. За прошедшие сезоны это были работа с будущим технологией rapid foresight, реализация проекта в команде методами scrum (agile), обогащение идей команд обратной связью технологией world cafe.

Состав команд обычно меняется до какой-то степени, но постоянные участники и предоставленные организаторами брифы с прошлых игр позволяют обеспечивать преемственность.

 

Разогрев

Традиционно началу игры предшествует разогрев на командную слаженность и для тренировки навыков, которые пригодятся в игре. Разработчиком и ведущей разогревающих игр традиционно выступает Мария Никитина, Добровольческое движение “Наша ЭРА”. В сезоне 2022 года команды должны были проранжировать 4 предмета по степени полезности для выживания и предложить лучшие способы их (многократного, циклического) использования.

 

 

В этом наборе присутствовали: семена сельхоз культур, батарейки, бутилированная вода, корм для птиц и рыб, удобрение. Предложения команд отличались большой фантазией!

 

 

Отдельным заданием было сложить паззл, однако по одной детали паззла в каждом наборе было из набора другой команды. Участникам необходимо было найти недостающую деталь и путём переговоров получить ее – обычно это невозможно было сделать путем обмена на свою лишнюю, т.к. нужны были многосторонние, а не двусторонние переговоры.

 

Градсовет игры

Каждый год в игре работает экспертное жюри – Градсовет из уважаемых отраслевых экспертов. В этом году ими стали Александр Гримитлин, Светлана Разворотнева, Виталий Ковальчук, Александр Самарин, Леонид Питерский.

 

 

 

Построение замкнутых циклов

Четвёртый сезон игры был посвящён циклической экономике.

Задачей команд было сформировать список продуктов и услуг, производимых на территории,  а также перечни сырья, полуфабрикатов и продуктов “на входе” и “на выходе” и попытаться максимально вернуть отходы и потери обратно в производственный цикл. Каждый город приумножал таким образом свой капитал – засчитывалось количество замкнутых цепочек сырья, производство новых строительных материалов из вторичных ресурсов, а также создание с их применением объектов благоустройства.

 

 

Следующий такт игры предполагал более сложную задачу – не замыкаться в границах своего поселения, максимально используя “выходы” по отходам, сырью и материалам из других городов, и, взаимообразно, максимально пристроив свои вторичные ресурсы им в производство.

 

 

 

 

Эксперты из Градсовета верифицировали новые проекты команд на предмет реализуемости и давали обратную связь.

 

 

 

Основной метод игры заключался в многоитерационном ведении переговоров. Большее количество замкнутых циклов приносило больший доход в капитал города. Отдельно зачитывались созданные из вторичных ресурсов строительные материалы и новые городские общественные пространства – объекты благоустройства, созданные с использованием вторсырья. Чтобы оценить эффект от них, было организовано общее голосование – каждый участник игры мог отдать либо не отдавать голос за объекты благоустройства других команд. Чем больше голосов получил объект, тем больше прирастает капитал города.

 

 

 

 

Таким образом, в игре поощрялись замкнутые производственные циклы и ресурсосберегающие технологии, а также инвестиции в городскую среду. Команды тренировали навыки проектирования замкнутых производственных циклов, ведения переговоров, договороспособности для приумножения общего эффекта (win win).

 

Возможности “хакнуть игру”

В голосовании за объекты благоустройства лучшей тактикой для максимизации эффектов было голосовать всем за всех, многие это поняли, однако это не стало общей практикой.

 

 

 

В переговорах о замыкании циклов в экстремуме команды могли уйти от множества сеансов переговоров один-на-один и организовать общий совет, создавая единую общую экономику (по условиям игры транзакционными и логистическими издержками можно было пренебречь), однако этого не случилось, возможно, по причине недостаточного времени. Тем не менее, многоитерационные переговоры между командами завершились множеством новых продуктов, проектов и совместных услуг, значительно обогативших изначальные экономические профили городов.

Первые переговорщики, направленные в другие команды, на деле появились ещё в первом такте игры. Они были вооружены красивыми “офертами” и уже предлагали другим городам купить услуги или товары своего города. Во втором такте команды разделились – большая честь игроков отправились в другие города заключать сделки, за столами остались представители “back office”, которые вели учёт всех транзакций.

 

Особенности команд

Каждая команда не только характеризуется особенностями своего участка и поселения, но имеет и собственную игровую специфику.

Красные чётко придерживаются первоначальной концепции, не давая ее размывать. Жёлтые (в составе которых преобладают коллеги-проектировщики) непревзойденны в оформлении результатов, и аналогичный порядок и структура видны и в самих их предложениях. Фиолетовые развивают самое специфичное из поселений – село в Дагестане, но и в этом году смогли добиться в этом успеха (заняв в итоге первое место). Зелёные играли полностью обновлённым составом, но команде удалось использовать наработки прошлых лет, а системность в сочетании с креативом принесли уважение жюри и второе место. Синие – команда Синегал – стабильны в неожиданных идеях (и весёлом стиле игры), которые на контрасте с другими командами могут показаться несерьёзными, однако, как отметил корифей Градсовета А.М.Гримитлин, за подобными идеями – будущее, которое сегодня сложно предсказать, и которому сложно поверить (например, в прошлые годы команда говорила о биологической вирусной угрозе и NFT-токенах).

 

 

 

 

 

Итоги игры “Наш город” по циклической экономике

Как всегда, игра принесла много неожиданных решений и открытий. В своей обратной связи по итогам игры члены Градсовета отметили то, что показалось им самым важным. Л.Ю. Питерский – что, несмотря на технократически поставленную задачу, в решениях команды поставили во главу угла человека с его потребностями, много внимания было уделено обучению, культуре, досугу, в целом развитию человека. А.М. Гримитлин также подчеркнул, как игра повернулась в сторону социальной значимости, и призвал присмотреться к тем решениям, которые на первый взгляд кажутся фантастическими, ведь со временем многие из них могут стать общепринятыми. С.В. Разворотнева отметила лидерский дух команд и готовность брать на себя ответственность, предлагать нестандартные решения при том, что каждая команда делала это в собственном стиле. А.Ю. Самарин обратил внимание, что, несмотря на желание победить, все команды находили, что можно обсудить, в чем сотрудничать и договариваться. В.В. Ковальчук заметил, как при одинаковых процессных и входных условиях команд их предложения смогли быть очень разными.

В этом году победила команда «фиолетовых», капитан команды – Золотова Ирина Юрьевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги форума

Резолюция форума

 

Бизнес-игра «Наш город» на V Всероссийском форуме «Энергоэффективная Россия», июнь 2019 г.

 

Бизнес-игра «Наш город» на VI Всероссийском форуме «Энергоэффективная Россия», 4-6 сентября 2020

 

Третья бизнес-игра “Наш город” в рамках форума “Энергоэффективная Россия” – адаптация к климатическим изменениям

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.