Константин Борисов. Классы энергоэффективности зданий – комментарии к приказу Минстроя

Экспертные комментарии к проекту приказа Минстроя России об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

 

 

Константин БОРИСОВ,

Ведущий исследователь,
Центр энергоэффективности – XXI век
(ООО «ЦЭНЭФ-XXI»), к.т.н.

 

Минстрой России опубликовал проект приказа об утверждении новых Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения энергетической эффективности многоквартирных домов. Публичное обсуждение проекта приказа закончилось 11 апреля 2022 года.

Открыть на портале проектов нормативных актов

Рассмотрим содержание проекта в сравнении с действующими нормативными документами:

  1. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 ноября 2017 г. №1550/пр «Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
  2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 июня 2016 г. №399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

 

В опубликованном проекте приказа утверждаются новые требования энергетической эффективности для жилых, общественных и административных зданий, а также устанавливаются базовые значения показателей удельных расходов энергетических ресурсов (Приложения №1, №2 и №3).

Также устанавливаются новые правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (МКД), согласно Приложению №2 к проекту приказа.

Срок действия нового приказа – 5 лет (вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2027 г.).

С вступлением в силу нового приказа утратят силу предыдущие нормативные документы:

  • Приказ Минстроя России №1550/пр.
  • Приказ Минстроя России №399/пр.

Проект приказа уже сейчас позволяет оценить как положительные стороны, так и отрицательные стороны с негативными последствиями при принятии нового нормативного документа.

 

Положительные стороны

Первое. В Проекте Приказа устанавливается обязательность соблюдения требований энергетической эффективности для застройщиков, собственников зданий и собственников помещений в многоквартирных домах (пункты 2-4).

При этом застройщик обеспечивает соответствие здания требованием энергетической эффективности при вводе в эксплуатацию и соответствие фактических и требуемых показателей, характеризующих величину удельного расхода энергетических ресурсов в течении 5 лет с момента постройки.

Собственники зданий и помещений в многоквартирных домах обеспечивают соответствие здания требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации.

В действующем приказе Минстроя России №1550/пр условие об обязательности соблюдения требований энергетической эффективности для застройщиков, собственников зданий и собственников помещений в МКД отсутствует.

Второе. Действующие приказы Минстроя России №1550/пр и №399/пр объединяются в один нормативный документ. Это позволяет координировать поэтапное изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий с повышением класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

При этом в предыдущем нормативном документе (приказ Минстроя России №1550/пр) поэтапное изменение требований энергетической эффективности зданий относились только к уменьшению расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (показатель “удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию”).

Сейчас в проекте приказа поэтапное изменение требований энергетической эффективности зданий «привязано» к повышению класса энергоэффективности многоквартирных домов и к запрету строительству новых МКД, у которых:

  • Класс энергетической эффективности ниже «E» (пониженный): с 1 сентября 2022 г.
  • Класс энергетической эффективности ниже «D» (нормальный): с 1 марта 2024 г.
  • Класс энергетической эффективности ниже «C» (повышенный): с 1 сентября 2026 г.
  • Класс энергетической эффективности ниже «B» (высокий): с 1 сентября 2027 г.

Но так как класс энергоэффективности зданий устанавливается по величине удельного годового расхода энергетических ресурсов, то поэтапное изменение требований энергетической эффективности охватывает как тепловую энергию на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, так и электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН).

Соответственно, в проекте приказа поэтапное изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий распространяется не только на тепловую энергию на отопление и вентиляцию, (как в приказе Минстроя России №1550/пр), но и комплексно на все энергетические ресурсы, участвующие в определении класса энергоэффективности МКД (тепловая энергия на отопление и вентиляцию; тепловая энергия на горячее водоснабжение; электроэнергия на ОДН).

Третье. В проекте приказа базовый уровень удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий принят на 20% меньше по сравнению со значениями, приведенными в действующем приказе Минстроя России №1550/пр.

Таким образом, реализовано положение действующего приказа Минстроя России №1550/пр об уменьшении на 20% удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление вентиляцию зданий с 1 июля 2018 г.

Четвертое. В действующем приказе Минстроя России №399/пр приведены значения базового уровня удельного годового расхода электрической энергии на ОДН: 10 кВт∙ч/(м2∙год) – для многоквартирных домов, оборудованных лифтовыми установками; 7 кВт∙ч/(м2∙год) – для многоквартирных домов, не оборудованных лифтовыми установками.

Такие значения являются завышенными, что показывают реальные данные по фактическому удельному годовому расходу электроэнергии на общедомовые нужды для МКД, на которых в период 2017-2020 гг. был реализован энергоэффективный капитальный ремонт [5]. Для зданий 5 этажей и менее (не оборудованных лифтами): фактический удельный годовой расход электроэнергии на ОДН равен 2–4 кВт∙ч/м2 (3,3 кВт∙ч/м2 − среднее значение). Для зданий более 5 этажей (оборудованных лифтами): фактический удельный годовой расход электроэнергии на ОДН составляет 3–7 кВт∙ч/м2.

В проекте приказа в качестве базового уровня удельного годового расхода электроэнергии на общедомовые нужды используется значение 3,3 кВт∙ч/м2 (для зданий, в которых отсутствует лифтовое оборудование) и 7 кВт∙ч/м2 (для зданий, в которых имеется лифтовое оборудование).

Таким образом, значения базового уровня удельного годового расхода электроэнергии на ОДН (Приложение №3, таблица 1) приведены в соответствие с фактическими величинами для реальных эксплуатируемых многоквартирных домов.

 

Отрицательные стороны и негативные последствия

Первое. В пункте 2 проекта приказа устанавливается обязательность соблюдения требований энергетической эффективности для застройщиков, собственников зданий, собственников помещений в многоквартирных домах.

Но из этого пункта непонятно, распространяется ли обязательность соблюдения требований энергетической эффективности на управляющие организации (компании), которые обслуживают многоквартирные дома и являются исполнителями коммунальных услуг. И распространяется ли обязательность соблюдения требований энергетической эффективности на организации, обслуживающие инженерные системы в общественных и административных зданиях (бюджетных учреждениях).

Второе. В пункте 4 проекта приказа сказано, что собственники зданий и собственники помещений в многоквартирных домах обеспечивают соответствие здания требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации.

Но из этого пункта неясно, кто будет обеспечивать соответствие требований энергетической эффективности в процессе эксплуатации общественных и административных зданий (бюджетных учреждений).

Таким образом, не установлена обязательность соблюдения требований энергетической эффективности для управляющих организаций (компаний), обслуживающих многоквартирные дома, а также для организаций, обслуживающих инженерные системы общественных и административных зданий.

Третье. В пункте 12 проекта приказа регламентируется изменение (ужесточение) показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности для жилых и общественных зданий на базе повышения класса энергоэффективности. При этом, приведены темпы повышения класса энергетической эффективности только при строительстве новых многоквартирных домов.  Таким образом, требованиями по повышению энергетической эффективности не охвачены следующие типы зданий:

  • Жилые дома блокированной застройки и многоквартирные дома, на которых проводился энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий.
  • Жилые дома блокированной застройки и многоквартирные дома после реконструкции с реализацией энергосберегающих мероприятий.
  • Новые общественные и административные здания, спроектированные и вводимые в эксплуатацию с 1 сентября 2022 г.
  • Общественные и административные здания после энергоэффективного капитального ремонта или реконструкции с реализацией энергосберегающих мероприятий.

Следует отметить, что в проекте приказа не регламентировано определение класса энергетической эффективности для общественных и административных зданий. Соответственно, изменение (уменьшение) показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности фактически не распространяется для общественных и административных зданий. 

Помимо этого, в проекте приказа изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности не охватывает здания, на которых проводились реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий.  И это тем более непонятно, так как уже практически по всей России осуществляется энергоэффективный капитальный ремонт многоквартирных домов, основной целью которого является уменьшение потребления энергетических ресурсов и сокращение оплаты за коммунальные услуги.

Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства даже разработала специальный механизм финансовой поддержки для реализации энергоэффективного капитального ремонта общего имущества МКД, и такая поддержка осуществляется с 2017 года (почти 5 лет). Однако этот факт как будто никак не учтен в проекте приказа.

Четвертое. В действующем приказе Минстроя России №1550/пр регламентирована поэтапная  интеграция возобновляемых и альтернативных источников энергии (ВИЭ) в инженерные системы зданий (за исключением многоквартирных домов): с 1 января 2023 года – не менее 10 кВт∙ч/м3; с 1 января 2028 года – не менее 20 кВт∙ч/м3.

В проекте приказа требование о поэтапной интеграции ВИЭ в инженерные системы зданий отсутствует. По какой причине непонятно. Имеется только пункт об обязательности использовании ВИЭ, при наличии технической возможности и технико-экономического обоснования, для МКД с классом энергетической эффективности «А++» (наивысший). А для остальных типов зданий (жилые дома блокированной застройки, общественные и административные здания) использование возобновляемых и альтернативных источников энергии не предусматривается.

Получается, согласно логике проекта приказа, энергоэффективность отдельно, ВИЭ отдельно.

Таким образом, в проекте приказа, по сравнению с действующим приказом Минстроя России №1550/пр, сделан шаг назад по части повышения энергетической эффективности с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии в зданиях.

Пятое. В проекте приказа регламентируется следующее требование к определению класса энергетической эффективности многоквартирного дома (цитируется дословно):

«а) исходя из проектного значения показателя для многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, характеризующего удельную величину расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме».

При такой формулировке полностью исключается контроль соответствия фактических показателей энергетической эффективности здания требуемым (проектным). В этом случае при присвоении класса энергоэффективности МКД по проектным показателям, будет отсутствовать ответственность застройщика по соответствию здания требованиям энергетической эффективности в течении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию, что противоречит пункту 4 проекта приказа.

Таким образом, существует большая вероятность того, что присвоение высоких классов энергетической эффективности для построенных, реконструированных или капитально-ремонтируемых зданий будет просто формальным. И такие «проектные» классы энергоэффективности не будут точно и достоверно оценивать эффективность потребления энергетических ресурсов многоквартирными домами.

Необходимо в обязательном порядке в течении 4-5 лет с момента ввода здания в эксплуатацию предусмотреть контроль и подтверждение проектного значения удельного расхода энергетических ресурсов посредством инструментальных обследований, а также по показаниям общедомовых приборов учета (ОДПУ).

Шестое. В проекте приказа приведено значение удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение: 135 кВт∙ч/(м2∙год) – для многоквартирных домов, оборудованных централизованной системой горячего водоснабжения (Приложение №3, таблица 2).

Следует отметить, что это очень высокое значение, которое сопоставимо с удельным потреблением тепловой энергии на отопление [5]. Причина в том, что показатель оценивается без учета реального потребления горячей воды по показаниям квартирных приборов учета. При этом норма расхода горячей воды при значении 135 кВт∙ч/(м2∙год), приведенном в проекте приказа, составляет 104-108 л/сут на человека, при нормативном значении показателя 65…70 л/сут на человека (согласно действующего нормативного документа СП 30.13330.2020 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» – далее СП 30.13330.2020).

Таким образом, для учета фактора наличия индивидуальных приборов учета в квартирах зданий, базовый уровень удельного годового расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение целесообразно устанавливать на основе СП 30.13330.2020. В этом действующем нормативном документе для жилых зданий приведены нормы расхода горячей воды для одного жителя, полученные на основе обработки показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах. Нормативный удельный расход тепловой энергии, определенный по СП 30.13330.2020 на основе данных по реальному потреблению горячей воды, составляет 87−91 кВт∙ч/м2.

 

Что осталось нераскрытым в проекте приказа (некорректности и «белые пятна»)

Первое. В проекте приказа класс энергетической эффективности МКД устанавливается по величине отклонения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня. Соответственно, класс энергетической эффективности многоквартирного дома включает удельные годовые расходы тепловой энергии (отопление и вентиляция; горячее водоснабжение), а также удельный годовой расход электроэнергии на общедомовые нужды.

В то же время, отсутствуют как алгоритмы расчета фактических значений удельных годовых расходов энергетических ресурсов, так и величины базового уровня удельного годового расхода энергоресурсов и удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

При этом в действующем приказе Минстроя России №399/пр приведены величины базового уровня удельных годовых расходов энергетических ресурсов и удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (таблица 1).

Таблица 1. Сравнение показателей энергетической эффективности проекта приказа с показателями приказов Минстроя России №1550/пр и 399/пр

 

Также, в проекте приказа, показатель удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (единицы измерения «кВт∙ч/м2»), заменен на показатель удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (единицы измерения «Вт/(м3оС»). Однако, этот показатель достаточно сложен для понимания и расчетов (определяет потребность в тепловой энергии единицы отапливаемого объема здания в единицу времени при перепаде температуры в 1°С).

И единицы измерения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию («Вт/(м3оС») расходятся с единицами измерения итогового показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов («кВт∙ч/м2»), который применяется для определения класса энергоэффективности многоквартирных домов.

Поэтому в примечании к таблице Приложения №2 проекта приказа сказано, что на основании удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания может быть определен удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (формула Г.9а, Приложение Г, СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий»).

Следует отметить, что расчет по формуле Г.9а из СП 50.13330.2012 требует данных по таким объемно-планировочным характеристикам здания как отапливаемая площадь (АОТ, м2), отапливаемый объем (VОТ, м3), средняя высота этажа (h, м).  Помимо этого, для расчетов по формуле Г.9а из СП 50.13330.2012, необходимо будет определить показатель, который характеризует климатические условия региона, в котором расположено здание (градусо-сутки отопительного периода – ГСОП, оС∙сут).

Таким образом, формулу Г9а из СП 50.13330.2012 целесообразно включить в проект приказа и привести пример расчета величины базового уровня удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий.

Второе. В действующем приказе Минстроя России №399/пр четко и однозначно указывается, что фактические показатели, по которым оценивается класс энергоэффективности здания, то есть удельные годовые расходы энергетических ресурсов, определяются в расчете на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД (площадь квартир и полезная площадь нежилых помещений – примечание автора).

Помимо этого, в приказе Минстроя России №399/пр указано, что базовые уровни удельного годового расхода энергетических ресурсов также определены на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД.

В проекте приказа этого нет. Поэтому непонятно, на какую-именно площадь многоквартирного дома необходимо определять фактические удельные годовые расходы энергетических ресурсов:

  • или на 1 м2 отапливаемой площади МКД, как это регламентировано СП 50.13330.2012, при переходе от удельной характеристики здания расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию к удельному годовому расходу тепловой энергии (отопление и вентиляция);
  • или на 1 м2 площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД, как это регламентировано действующим приказом Минстроя России №399/пр.

Помимо этого, неясно, на какую-именно площадь МКД отнесены значения базового уровня удельных годовых расходов тепловой энергии (горячее водоснабжение) и электроэнергии на общедомовые нужды.

Таким образом, проект приказа необходимо дополнить указанием на то, какая-именно площадь многоквартирного дома должна использоваться при расчетах фактических удельных годовых расходов энергетических ресурсов с целью присвоения класса энергоэффективности зданий. И на какую-именно площадь МКД приведены базовые уровни удельных годовых расходов тепловой энергии на горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды.

Третье. В действующем приказе Минстроя России №399/пр регламентировано обязательное условие, что фактические значения удельного годового расхода энергетических ресурсов должны быть приведены к расчетным условиям для корректной сопоставимости с величинами базового уровня, в том числе по климатическим условиям.

В проекте приказа этого нет. Представлен только пункт 21, подпункт г), в котором сказано следующее (цитируется дословно):

«г) указанные в акте о классе энергоэффективности многоквартирного дома значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно, приведенные к расчетным».

При этом непонятно, что имеется ввиду под словами «приведенные к расчетным». Приведение к расчетным условиям, в том числе и климатическим? Или что-то иное?

Соответственно, в проект приказа необходимо включить обязательное условие о приведении фактических значений удельного годового расхода энергетических ресурсов к расчетным условиям (климатические условия, режимы работы здания, оснащение и режимы работы инженерного оборудования).

Четвертое. В проекте приказа, исходя из требований энергоэффективности для общественных и административных зданий, предлагается установить базовый уровень показателя, характеризующего удельный годовой расход энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха:

  • Для зданий административного назначения: с 1 сентября 2024 г.
  • Для зданий сервисного обслуживания, культурно-досуговой деятельности, складов и иных общественных зданий: с сентября 2027 г.

Но в самом проекте приказа отсутствуют численные значения базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха для общественных и административных зданий. Соответственно, требования энергоэффективности для общественных и административных зданий по установлению базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха являются только декларативными и не подкрепленными конкретными значениями.

 

Выводы и предложения

Таким образом, проект приказа по некоторым позициям улучшил и конкретизировал требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, которые имеются в действующих приказах Минстроя России №1550/пр и №399/пр. К таким улучшенным позициям относятся:

  • обязательность соблюдения требований энергетической эффективности как со стороны застройщика, так и со стороны собственников зданий, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах;
  • поэтапное изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности распространяется в комплексе на все энергетические ресурсы, участвующие в определении класса энергоэффективности МКД, а не только на удельную характеристику расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, как в приказе Минстроя России №1550/пр;
  • реализовано положение приказа Минстроя России №1550/пр об уменьшении на 20% удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий с 1 июля 2018 года;
  • значения базового уровня удельного годового расхода электроэнергии на общедомовые нужды приведены в соответствие с фактическими величинами для реальных эксплуатируемых многоквартирных домов.

Однако, проект приказа имеет существенные недостатки и ограничения, которые сильно снижают практическую ценность этого нормативного документа и не позволяют использовать его как более развитую и совершенную замену действующих приказов Минстроя России №1550/пр и №399/пр.

Для минимизации (в идеале – полного устранения) имеющихся недостатков и ограничений, в проект приказа необходимо внести следующие первоочередные изменения и дополнения.

  1. Дополнить проект приказа отдельным приложением, которое будет регламентировать правила определения класса энергетической эффективности для общественных и административных зданий. При этом в проекте приказа дополнительно необходимо установить темпы повышения класса энергетической эффективности при вводе в эксплуатацию общественных и административных зданий на период до 1 сентября 2027 г.

Таким образом, изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий, строений сооружений будет распространяться не только на строительство новых многоквартирных домов, но и на новые общественные и административные здания, которые вводятся в эксплуатацию.

  1. Расширить проект приказа отдельным пунктом (пунктами), где устанавливаются темпы изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности для многоквартирных домов, на которых проводились реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий. При этом, целесообразно для реконструируемых и капитально-ремонтируемых МКД устанавливать более мягкие запреты, по сравнению с новыми зданиями. Например, класс энергоэффективности для МКД, на которых были проведены реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий не должен быть ниже:
  • «E» (пониженный): с 1 марта 2023 г.
  • «D» (нормальный): с 1 марта 2025 г.
  • «C» (повышенный): с 1 марта 2027 г.

Таким образом, изменение (ужесточение) требований энергетической эффективности зданий, строений сооружений будет распространяться не только на строительство новых многоквартирных домов, но и на МКД, на которых проводились реконструкция или энергоэффективный капитальный ремонт с реализацией энергосберегающих мероприятий.

  1. Включить в проект приказа пункт об обязательном контроле и подтверждении проектного класса энергоэффективности зданий, посредством инструментальных обследований, а также по показаниям общедомовых приборов учета энергетических ресурсов (в течении 4-5 лет с момента ввода здания в эксплуатацию).

Таким образом, появляется возможность после ввода в эксплуатацию зданий, сопоставлять фактические и проектные классы энергоэффективности с целью подтверждения гарантийных обязательств застройщика, а также устранения ошибок и недоделок, полученных при строительстве.

  1. Исключить некорректности и пробелы («белые пятна») в проекте приказа. В том числе:
  • Привести алгоритмы расчета (формулы) для показателей, участвующих в определении фактического класса энергоэффективности зданий (удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию; удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение; удельный годовой расход электроэнергии на ОДН; удельный годовой расход энергетических ресурсов);
  • Включить алгоритмы расчета (формулы) для определения следующих показателей:
    • базовый уровень удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию;
    • базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов.
  • Дополнить проект приказа четким и однозначным указанием на то, какие-именно объемно-планировочные характеристики многоквартирных домов должны использоваться при расчетах показателей, участвующих в определении класса энергетической эффективности:
    • или отапливаемая площадь МКД, как это регламентировано СП 50.13330.2012;
    • или площадь помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу МКД (площадь квартир и полезная площадь нежилых помещений), как это регламентировано действующим приказом Минстроя России №399/пр.
  • Для корректного сопоставление реальных показателей энергоэффективности зданий с базовыми уровнями проект приказа необходимо дополнить обязательным условием о приведении фактических значений удельного годового расхода энергетических ресурсов к расчетным условиям (климатические условия, режим работы здания, оснащение и режимы работы инженерного оборудования).

Главные выводы по проекту приказа можно будет делать с 1 сентября 2022 года, когда данный нормативный документ вступит в силу. Сейчас главное, чтобы Минстрой России изучил предлагаемые дополнения, внес соответствующие поправки и доработал проект приказа, пока это еще можно сделать. Только в этом случае новый нормативный документ об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, станет действительно достойной заменой действующим приказам Минстроя России №1550/пр и №399/пр.

 

Литература

  1. Александр Фадеев «Требования к энергоэффективности зданий – что будет после постановления №18», Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»
  2. Григорий Васильев «О последствиях отмены постановления Правительства РФ от 25 января 2011 №18», Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»
  3. «Позиция экспертов по вопросу требований к энергоэффективности зданий» Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»
  4. Станислав Щеглов «Энергоэффективность в России: что нас ждет завтра?», журнал СОК, №8, 2021
  5. Вадим Ливчак «В отношении энергоэффективности зданий в России: завтра нас ждет позавчера», журнал СОК, №10, 2021
  6. Константин Борисов «Бенчмаркинг по уровню энергетической эффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов», журнал Энергосбережение, №№2-3, 2021
  7. Константин Борисов «Классы энергетической эффективности и капитальный ремонт многоквартирных домов», журнал Энергосбережение, №№2-3, 2020
  8. «Материалы публичного обсуждения проекта Приказа об утверждении новых требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и Правил определения энергетической эффективности многоквартирных домов».

 

Тонны СО2 в наших квартирах: как может капитальный ремонт жилых домов декарбонизировать экономику?

 

Комментарии к системе показателей стандарта «умный город»

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.