Системный подход к вопросам повышения энергоэффективности, ресурсосбережения и экологии – задача современной экономики

Одним из приоритетов развития национальной системы квалификаций является повышение эффективности и безопасности производства, качества продукции, уcлуг для граждан за счет роста квалификационного уровня персонала на основе новых профессиональных стандартов.

 

 

 

Леонид ПИТЕРСКИЙ,
Президент Национального объединения
организаций в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности

 

Вопросы охраны окружающей среды, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности проходят красной линией через основные документы стратегического планирования Российской Федерации, включая Стратегию экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года и другие отраслевые стратегические документы.

Одними из важнейших задач, поставленных в послании Президента РФ Федеральному Собранию, являются снижение углеродных выбросов и адаптация к изменениям климата всех отраслей народного хозяйства. Ключ к решению этих задач – энергосбережение и повышение энергетической эффективности российской экономики, реализация положений федерального закона Российской Федерации № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно этому закону:

  • органы государственной власти, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти декларации о потреблении энергетических ресурсов;
  • государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение суммарного объема потребляемых им дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля и объема потребляемой им воды;
  • организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.

Реализация этих требований Федерального закона № 261-ФЗ может быть успешной лишь при наличии квалифицированных кадров в данных организациях и учреждениях.

В целях качественной подготовки таких специалистов Ассоциацией НОЭ был разработан профессиональный стандарт «Специалист по обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в котором представлены единые требования к его профессиональной деятельности.

 

Специалист по обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности должен решать следующие задачи:

  • Обеспечение учета и контроля данных об объемах потребляемых энергетических ресурсов и воды;
  • Оценка потенциальных потерь энергетических носителей в разрезе установленных нормативов;
  • Расчет нормативов по потреблению энергоресурсов и воды;
  • Обеспечение декларирования потребления энергетических ресурсов и воды;
  • Определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • Экономическое обоснование проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • Разработка и реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • Оценка экономической эффективности от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • Разработка и реализация программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 

В настоящее время профстандарт прошел общественное обсуждение, в котором приняли участие более 637 специалистов из заинтересованных отраслевых предприятий и организаций, согласован с Минэкономразвития России и Минэнерго России, получил одобрение Минтруда России. 11 октября 2022 года получено положительное заключение на проект профессионального стандарта от Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, рекомендовано Минтруду России утвердить проект профессионального стандарта.

 

Профессиональный стандарт предполагается к применению по следующим направлениям:

  • Разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры;
  • Установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности;
  • Оценка квалификаций граждан;
  • Формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

Проблемы ресурсо-, энергосбережения и повышения энергетической эффективности неразрывно связаны с экологической безопасностью. Рациональное использования материальных и энергетических ресурсов с учетом природоохранных мероприятий позволяет создавать наилучшие доступные технологии. В связи с этим НОЭ уделяет большое внимание вопросам экологии, природоохранной деятельности.

 

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

При этом в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию предусмотрено обеспечить выполнение собственниками объектов промышленной и иной инфраструктуры, в результате деятельности которых причиняется вред окружающей среде, обязанности по своевременной ликвидации такого вреда на всех стадиях жизненного цикла указанных объектов.

Для достижения целей и задач по обеспечению современного развития российской экономики с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду и сохранением природных и энергетических ресурсов для будущих поколений, требуется своевременная подготовка соответствующего кадрового потенциала, что особенно актуально ввиду наблюдающегося дефицита специалистов в области экологии и ресурсосбережения, необходима разработка единого профессионального стандарта для таких специалистов. В связи с этим экспертами НОЭ был разработан проект профессионального стандарта «Специалист по инженерной защите окружающей среды».

 

Специалист по инженерной защите окружающей среды должен решать следующие задачи:

  • консультирование по вопросам защиты окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • оценка возможных рисков негативного воздействия на все компоненты окружающей среды от ведения хозяйственной и иной деятельности,
  • анализ существующей технологической базы сооружений и технологий, минимизирующих и (или) предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду и оценка эффективности применения таких сооружений и технологий,
  • выбор, планирование и внедрение сооружений и технологий, минимизирующих и (или) предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду,
  • обеспечение эксплуатации и обслуживания сооружений и технологий, минимизирующих и (или) предотвращающих негативное воздействие на окружающую среду.

Профстандарт прошел общественное обсуждение, в котором приняли участие более 830 специалистов из заинтересованных отраслевых предприятий и организаций, получил одобрение Минтруда России. В настоящее время проект профстандарта передан на рассмотрение Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

 

В планах на следующий год стоит разработка еще 4 проектов профессиональных стандартов, включенных в Реестр уведомлений о разработке профессиональных стандартов Минтруда России:

  •   Специалист в области регулирования выбросов парниковых газов
  •   Специалист в области климатических изменений
  •   Специалист по мониторингу за состоянием окружающей среды
  •   Специалист в области оценки природоохранной деятельности предприятия (Экоаудитор).

 

Одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое, научно-техническое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение национальной безопасности является стандартизация.

Стандартизация призвана обеспечить:

  • устранение технических барьеров в торговле, в том числе, в рамках Евразийского экономического союза;
  • становление и функционирования цифровой экономики в Российской Федерации;
  • защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • энергетическую эффективность и ресурсосбережение;
  • внедрение передовых технологий, выпуск и обращение инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • развитие добросовестной конкуренции продукции (работ, услуг).

 

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 23 августа 2017 года на НОЭ возложено исполнение функций по ведению дел секретариата технического комитета по стандартизации «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» – ТК 039.

В состав технического комитета входят 27 организаций. В рамках ТК функционируют 5 подкомитетов и Экспертный совет по объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, деятельность которого направлена на содействие реализации постановления Правительства РФ № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности». Согласно постановлению, перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, должен быть пересмотрен не реже одного раза в год. Таким образом, деятельность Экспертного совета ТК 039 сосредоточена на формировании предложений по актуализации указанного Перечня.

Постановлением Правительства РФ на ТК 039 возложена функция осуществления проверки объектов (технологий) на предмет их соответствия критериям высокой энергетической эффективности и выдачи заключений о возможности включения этих объектов в вышеназванный Перечень. По результатам работы Экспертного совета ТК039 впервые с 2019 года Перечень пополнился новым объектом: электрозарядные станции электромобилей мощностью от 150 кВт (“быстрые” зарядные станции) с кпд выше 96%. Соответствующие изменения внесены постановлением Правительства РФ. Теперь компании, установившее такую электрозарядную станцию, получат право на инвестиционный налоговый кредит, повышенный коэффициент амортизации, льготы по налогу на имущество.

Всего за ТК 039 закреплено 36 национальных стандартов (включая межгосударственные стандарты, принятые в качестве национальных). В настоящий момент осуществляется разработка семи (7) национальных стандартов.

Все 7 стандартов, находящихся в разработке, относятся к стандартам серии 50000 (серии пятьдесят тысяч) по энергетическому менеджменту, которые разрабатываются на основе соответствующих международных стандартов серии ISO 50000.

Завершается разработка стандартов:

  • Энергетический менеджмент и энергосбережение. Менеджмент данных по энергопотреблению здания для повышения энергоэффективности.
  • Системы энергетического менеджмента. Руководство по внедрению общей системы энергетического менеджмента в различных организациях

Подготовлены окончательные редакции стандартов и проводится их согласование со смежными Техническими комитетами:

  • Энергетический менеджмент и энергосбережение. Общие руководящие указания по выбору экспертов по оценке энергосбережения
  • Общие методы прогнозирования источников энергосбережения

Взаимодействие по согласованию проектов стандартов ведется с другими Техническими комитетами. Область деятельности ТК 039 является «горизонтальной» и затрагивает многие специализированные области деятельности, в связи с чем, зачастую требуется тесное сотрудничество с «профильными» Техническими комитетами для выработки консенсуса по положениям, заложенным в стандартах. В целом, необходимо отметить конструктивный подход смежных Технических комитетом и высокий уровень экспертизы, представляемый их членами, при рассмотрении проектов стандартов ТК 039.

 

В 2022 году были проведены голосования ТК 039 по окончательным проектам четырех (4) стандартов:

  • Методология бенчмаркинга энергетической эффективности (разработка приостановлена)
  • Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению
  • Проекты по экономии энергии. Руководящие указания по проведению экономической и финансовой оценки
  • Системы энергетического менеджмента. Руководство по внедрению, поддержке и улучшению системы энергетического менеджмента, соответствующей требованиям ИСО 50001

Голосование по проектам стандартов осуществляется через Федеральную государственную информационную систему «Береста» и полностью цифровизовано. У каждого участника ТК есть доступ к личному кабинету, где он видит доступные для него задачи.

2 проекта национальных стандарта направлены на утверждение в Росстандарт:

  • Проекты по экономии энергии. Руководящие указания по проведению экономической и финансовой оценки
  • Системы энергетического менеджмента. Руководство по внедрению, поддержке и улучшению системы энергетического менеджмента, соответствующей требованиям ИСО 50001

Отдельно необходимо остановиться на разработке основополагающего стандарта серии 50000 (пятьдесят тысяч) – ГОСТ Р ИСО 50001 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению». В настоящий момент в Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 50001–2012, при этом версия международного стандарта ISO 50001 была обновлена в 2018 году.

В настоящий момент подготовлена окончательная редакция стандарта, по проекту стандарта было проведено голосование ТК 039 (положительное), а сам стандарт направлен в Российский институт стандартизации на редактирование. После получения штампа «В НАБОР» стандарт будет направлен в Росстандарт на утверждение.

ТК 039 прилагает все усилия, чтобы данный стандарт был утвержден в кратчайшие сроки, так как запрос на него среди бизнеса достаточно высок. Обусловлено это тем, что на соответствие данному стандарту осуществляется сертификация систем энергетического менеджмента, внедренной на многих отечественных предприятиях и организациях, которые заинтересованы в развитии и совершенствовании своих систем, в том числе, и путем внедрения новых требований, определенных новый версией стандарта ISO 50001.

 

Профессиональные стандарты и оценка квалификации для целей климата, экологии и ресурсосбережения

 

Согласован проект профстандарта специалиста по энергосбережению

 

Национальный совет при Президента Российской Федерации по профессиональным квалификациям

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.