Евгений Гашо. Энергия пустыни и энергия миллиона сердец

Энергия пустыни и энергия миллиона сердец, или как в Катаре отмечают День энергетика.

 

 

 

Евгений ГАШО,
профессор НИУ МЭИ,
академик-секретарь
секции Энергетики Российской инженерной Академии

 

Энергетика – она, как это широко известно, и в Африке энергетика. Потому что без нее, как и без воды, – ну и тоже ясно – все наши пословицы мы с детства знаем хорошо.

Катар – не совсем Африка, но тоже жарко. Страна размером с треть Белгородчины и численностью населения как Казань и Екатеринбург вместе взятые, разместилась на крохотном полуострове с гигантскими запасами газа. Ну и распорядилась ими – вполне себе по уму. Но обо всем по порядку.

День и ночь энергетика Катар отметил спокойно, прибираясь за уехавшими болельщиками, прощаясь с атмосферой невероятного праздника. Выстроить за 9 лет 7 новых стадионов, а новый город с нуля – за 16 лет – такого мир, в общем, еще не знал. Лусаил начали строить в 2006-м, примерно так же, как и Масдар неподалеку. Но Масдар – это сейчас эко-кампус с тысячей жителей-посетителей (почти за 22 млрд долларов), а Лусаил, потративший всего в два раза больше, – город размером с Белгород, принявший первый в истории мундиаль в регионе.

Катар – это чуть меньше, чем 3 млн жителей, из них самый большой город – это, конечно, столица. В Дохе живет около 640 тыс. человек, и 850 тысяч – вся агломерация (как раз видимо с Лусаилом). Ну и еще пяток городов-поселений в пустыне.

Катар добывает около 355 млн т у.т. энергоресурсов и тратит на себя четверть, отсюда высокое удельное потребление, ну и самый высокий удельный ВВП в мире. Плата за такую экономику в жаркой пустые – гигантское энергопотребление. Почти трехмиллионный Катар потребляет энергии чуток больше, чем 13-миллионная Москва – 51 млрд кВт*ч. Откуда столько – так вода + холод – это в пустыне совсем недешево в энергетическом плане. Практически половину (45%) этой энергии потребляет население, 28% промышленность, 19% – коммерческий сектор и 9% – прочие потребители.

Вот на графике внизу хорошо видно какими «скачками» страна поднимала энергетику. Сейчас в Катаре 13 тепловых электростанций на газе общей мощностью около 10 ГВт (почти Мосэнерго) и один солнечный парк номиналом 800 МВт, запущенный в середине осени – в октябре этого года. Катар много старался запустить как раз к чемпионату.

Первая в Катаре мощная солнечная электростанция СЭС Аль-Харса построена в 80 км к западу от Дохи в 2 этапа по 400 МВт*час каждый (суммарная мощность – 800 МВт). Оснащена полуавтоматической системой очистки солнечных модулей от пыли и песка 1 раз в 4 дня. Запущена на полную мощность в октябре 2022 г.

 

Динамика роста электрической мощности Катара

 

 

 

 

 

 

 

Солнечная электростанция Аль-Харса

 

 

Город начали активно строить примерно в 2006 г. (как и Масдар-сити). Катар потратил на подготовку к чемпионату мира примерно в 18-20 раз больше денег, чем Россия в 2018 г. Строительство Лусаила должно помочь диверсифицировать экономику и снизить зависимость Катара от экспорта нефти и газа. Проект Лусаила был задуман еще до того, как Катар выиграл заявку на проведение мундиаля, но выигрыш, конечно, активизировал строительство в 2013 г. Смотря на это великолепие, невозможно поверить, что 20 лет назад это была рыбацкая деревушка.

 

 

44 млрд долларов за эти годы были потрачены совсем не зря. Аэропорт Хамад в Дохе, открытый всего 8 лет назад, прошел масштабную реконструкцию. Терминал аэропорта получил название Orchard – Сад, – и впрямь превратился в оазис под крышей – 300 деревьев и 25 тыс. экзотических растений. Второй год подряд аэропорт получает международное признание как лучший в мире. И дело не в размерах, а в атмосфере и гармонии. Это конечно надо увидеть.

Ну и общая динамика развития инфраструктуры – вот на картинке внизу – тоже вызывает уважение. Посмотрите плиз – велодорожек построено на почти треть больше, чем автодорог, было 22 моста, а стало 200.

 

 

 

Хоть и говорят, что арабы не любят ездить в метро, когда у них есть феррари, но тем не менее все линии метро были достроены, и одна линя – до Лусаила. Вместе с метрополитеном построена трамвайная линия с использованием комфортабельных вагонов с системой климатизации как в ОАЭ. 4 маршрута соединяют 36 станций с помощью 39 км линий. Многие болельщики отмечали, что добираться до стадионов было очень удобно, и можно было при желании посетить несколько спортивных событий в один день.

 

 

Чтобы город на земле (на песке) выглядел сказкой, надо было под землей выстроить фантастическую систему жизнеобеспечения – сети воды, газа, электрики, канализации, холода.

На площади в 36 квадратных километров разместились 150 км газовых сетей мощностью 20 тыс. м3/час, распределительные электрические сети 66 и 11 кВ в подземных коллекторах, система водо- и холодоснабжения в этих же коллекторах длиной 175 км. Общая мощность системы холодоснабжения 350 МВт – почти как в Париже, к слову. Построены и реконструированы 800 км современных автомагистралей между городами.

 

 

 

 

Искусственный остров «Жемчужина Катара» с береговой линией 32 км площадью почти 4 квадратных километра получил свое название в честь древнего промысла местных жителей. Здесь раньше ныряльщики поднимали со дна моря жемчуг. Остров описывают как «арабскую ривьеру» – виллы, небольшие отели, бутики. Остров, построенный с учетом особенностей морского рельефа и сохранности экосистемы, напоминает по форме нитку жемчуга.

Остров имеет три основных района: Quarter Qanal впечатляет красочными зданиями, живописными каналами и мостами, Porto Arabia можно охарактеризовать как современный средиземноморский район с роскошными яхтами и фешенебельными виллами, а Medina Centrale – зона семейного отдыха с садами, игровыми площадками, кафе и магазинами.

 

 

 

 

Только представьте, друзья мои, 7 новых и один реконструированный стадион. Заха Хадид, арабские архитекторы, испанское бюро создали 8 шедевров инженерной мысли. Про каждый можно разговаривать часами. Но нас же интересует больше энергетика, правда?

Большое внимание было уделено системам климатизации стадионов – в результате некоторые зрители немного подмерзают к вечеру… Системы охлаждения рассчитывали с помощью так называемого теплового индекса – оптимального соотношения температуры воздуха и влажности для человека. Холодная вода из баков в технических помещениях стадионов подается в разветвленную систему труб под трибунами, откуда специальными вентсистемами из-под кресел прохладный воздух выдувается на поле. Горячий наружный воздух блокируется специальными экранами в верхней части стадионов. Затраты на эту систему составили 15-20% от общей стоимости сооружения стадионов, но это того стоило.

Рекламные проспекты обещают туристам и спортивным болельщикам мундиаля (а их ожидалось свыше 1 млн человек) массу развлечений и досуга.

Хотя не все отели успели построить к началу игр, и мест для размещения не хватало, частично болельщики разместились в специально пригнанных для этого океанских круизных лайнерах (180-250$ за ночь), оригинальном контейнерно-палаточном городке в пустыне, а также в отелях Абу-Даби и Дубая – до них меньше часа лету (в сутки между ними будет 160 рейсов). Плотное размещение стадионов в Дохе и Лусаиле с насыщенным транспортным сообщением позволяет болельщикам посетить несколько спортивных событий за одни сутки.

 

 

Все стадионы достойны упоминания и подробного инженерного разбора, но на одном хотелось бы остановиться чуть подробней. Это все-таки весьма неординарное для своего класса сооружение. Испанские архитекторы предложили «собрать» стадион» на 45 тыс. мест из контейнеров – вот их хорошо видно на фото. 974 контейнера уложились по периметру, и после того, как мундиаль завершится, это все разберут и контейнеры уедут соседям в Африку. Да – 974 – это международный телефонный код Катара. И это сооружение так и называется – стадион 974.

 

 

 

 

Система централизованного охлаждения Лусаила, разработанная и поставленная Marafeq Qatar, позволит ежегодно экономить 65 млн тонн CO2. После завершения система будет обслуживать около 1000 зданий по 175 километрам (подача и обратка) подземных трубопроводов от четырех холодильных установок. Система включает охлажденную воду в трубах, которые подаются в каждый населенный пункт через подземный туннель в районе Марина и через разветвленную сеть по всему городу Лусаил.

 

 

 

Очистные сооружения получают сточные воды, образующиеся в Лусаиле, и повторно используют их в системе централизованного холодоснабжения. Вторичная вода возвращается в здания в виде прохладного воздуха или воды. Она также используется для полива открытых зеленых насаждений города и орошения окружающего ландшафта. На картах внизу видны 4 станции холодоснабжения (каждая мощностью от 80 до 95 МВт холода) и разводящие холодную воду сети.

 

 

 

Конечно, такие непростые разветвленные системы лучше строить сразу с нуля. Холодоснабжение Парижа и Стокгольма строилось уже в старом городе, поэтому найти место под большие станции (а они как видно на фото, имеют примерно 4-5 этажей) и сети холодоснабжения в старой городской застройке было непросто. Конечно, система снабжает холодом не виллы, а крупные объекты – это жилье, деловая застройка, общественные здания и др.

 

 

Арабы любят не только Феррари, в Эмиратах есть свой Лувр… Катар тоже построил несколько музеев. Национальный музей Катара имеет совершенно невероятную форму.

Ну и музей спорта с любопытным названием 3-2-1 тоже занятное архитектурное сооружение.

 

 

 

Не будем считать чужие деньги в чужих карманах – но вот в сети попалась диаграммка общих трат на разные объекты Катара. Больше всего – сам Лусаил и метро Дохи.

Когда все стройки будут завершены, и болельщики покинут страну, небольшой пустынный полуостров размером с треть Белгородской области останется обладателем самой современной спортивной, транспортной и гостиничной инфраструктуры в мире. Как и Дубай после завершения ЭКСПО 2020.

Значение этого для арабского мира сложно переоценить. Катар с самого начала продвигал свой чемпионат мира как демонстрацию арабского единства, позиционируя его как возможность навести мосты между арабским и западным миром. Успешное проведение мундиаля 2022 года важно не только для Катара – это символ единства стран Персидского залива, вклад в их общую репутацию.

Успех ЭКСПО 2020, чемпионата мира 2022 – что дальше? Может ЭКСПО 2030 в Эр-Рияде? Или зимние Олимпийские игры в Бахрейне? – почему нет…

 


 

Энергия невероятного футбольного праздника будет долго еще согревать всех болельщиков на самых разных континентах. Вот ведь игра слов – энергия всегда согревает. А на Востоке немного наоборот – охлаждает. И приносит жизнь в виде чистой пресной воды. Так что энергетики они везде немного чуть разные.

Но все они отличаются тем, что любят свою работу – согревать или охлаждать)) и еще дарить энергию своих сердец и души. С ДНЕМ ЭНЕРГЕТИКА!!!

 

Другие статьи Евгения Гашо

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.