Эмин Аскеров. Когда Китай чихает, или риски цепочек поставок для «зеленой» экономики

В чем специфика цепочек поставок для зеленых проектов? Какие здесь риски, почему Китай – один из них, и какой может быть выход?

 

 

 

Эмин АСКЕРОВ,

визионер-практик технологий энергоперехода,
обозреватель смены образа жизни

 

Завод по производству литий-ионных аккумуляторов, который построят Калининграде, будет китайским. Ну хорошо, можно сказать, что это будет не совсем китайский, а корейско-китайский завод. Технология корейская, однако большая часть оборудования будет произведена в Китае. Все корейские и японские производители оборудования полностью загружены европейскими заказами. Как и большинство китайских производителей оборудования. Далее, что с поставками основных материалов – катода, анода, электролита? Они тоже будут из Китая. И, конечно же, большая часть сырья, необходимого для производства катодов, анодов и т. д., будет добываться китайскими компаниями.

В моей недавней статье о цепочках поставок чистых технологий я утверждал, что чистая энергия свободна от рисков цепочки поставок с момента ее создания. Ветер и солнце ежедневно и бесплатно доставляются на вашу электростанцию. Доставка электроэнергии для вашей Tesla становится немного сложнее, но эту проблему можно решить, если рядом есть стена с розеткой. Как показывает мой пример с заводом литий-ионных батарей, отрасли «зеленой» энергетики и мобильности сталкиваются со своими собственными рисками цепочки поставок, и они наиболее остро проявляются на этапе строительства электростанций или производства электромобилей. Вы избавляетесь от рисков цепочки поставок для производства энергии, но получаете дополнительные риски поставок оборудования и ресурсов.

Исследователи Международного энергетического агентства (МЭА) утверждают то же самое в своем недавнем отчете «Обеспечение цепочек поставок чистой энергии». Таблица приведенная ниже лучше всего обобщает оценку рисков МЭА

Источник: “Securing Clean Energy Supply Chains”, IEA, 2022

 

Из таблицы ясно, что ключевые технологии производства экологически чистой энергии и основные экологически чистые транспортные технологии сталкиваются с высокими рисками капитальных затрат в цепочке поставок, а также с рисками, связанными с поставками ресурсов и материалов. Эксплуатация солнечных панелей и литий-ионных батарей почти не несут рисков.

Другой набор таблиц также иллюстрирует, насколько Китай влияет на цепочку поставок ключевых экологически чистых энергетических технологий. Китай обозначен красным цветом.

 

 

Источник: “Securing Clean Energy Supply Chains”, IEA, 2022

Почему это так важно? Потому что за последние пару лет была развернута всемирная и крайне эффективная рекламная кампания «черных лебедей» – рисков, которые ранее редко учитывались инвесторами и производителями. Китай – образец таких рисков по двум причинам. Во-первых, если Китай хотя бы «чихнет», весь мир подхватит простуду. Что и произошло на самом деле в пандемию COVID-19. Новая пандемия может быть не за горами, поэтому любой бизнес в области чистой энергии уже думает о принятии мер по защите от этих рисков. Во-вторых, любой вооруженный конфликт с участием Китая немедленно поставит под угрозу цепочки поставок чистой энергии. Шансы на войну с Тайванем сейчас больше, чем когда-либо. Война России с Украиной показывает, что Запад введет санкции против агрессора, в нашем случае – Китая, и это нанесет ущерб цепочкам поставок большинства «зеленых» отраслей.

Отчет МЭА очень подробен и четко указывает на основные риски перехода к «зелёной» энергетике. К сожалению, в отчете нет четких предложений по тому, что же делать с этими рисками. Есть расплывчатые фразы о необходимости амбициозной государственной политики для ускорения независимого развития цепочек поставок и одновременной поддержки спроса. В переводе с языка экспертов на человеческий означает залить проблему деньгами.

Чтобы избежать «китайского» риска, требуются огромные инвестиции в добычу полезных ископаемых и переработку материалов. Потребуются десятилетия, чтобы получить эффект от этих инвестиций. Построить завод по производству литий-ионных аккумуляторов можно менее чем за два года, но вам потребуется более пятнадцати лет, чтобы разработать литиевое месторождение.

Другой вариант — инвестировать в технологические инновации, которые снизят зависимость от китайской цепочки поставок. Водород здесь кажется явным победителем, даже если просто посмотреть на те же таблицы в отчете МЭА. Потребуется еще около десяти лет, чтобы сделать эту технологию широко доступной на коммерческой основе.

Эти варианты, очевидные со стратегической точки зрения, требуют от государств терпения и дешевого капитала. И, «вот тебе на!», именно этого не хватает в наши дни, когда центробанки повышают процентные ставки для борьбы с инфляцией, возникшей в результате многолетней траты дешевого капитала и безумных цен на энергоносители на фоне российско-украинской войны. Лучше и не придумаешь.

В отсутствии легкодоступных денег, бизнесу и государствам остается полагаться только на технологические инновации, способные вывести «зеленую» экономику из тупика в цепочках поставок. Безусловно, было бы хорошо, если бы такие страны, как Россия и Китай сосредоточились бы на глобальных проблемах, соответствующих их экономическому весу. Однако, бесполезно тратить время в ожидании появления проблесков благоразумия в Китае или России, поэтому следует сосредоточился на инновациях. Что наводит меня на неудобную для себя мысль, как давнего сторонника электромобилей: смогут ли водородные автомобили стать основной технологией электродвижения вместо батарейных электромобилей из-за рисков цепочек поставок? Рассмотрю эту захватывающую возможность в следующем посте.

 

Все колонки Эмина Аскерова

 

Эмин Аскеров. Хорошие экологические привычки

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.