Эмин Аскеров. Личный углеродный след

Мы как профессионалы привыкли обсуждать вопросы устойчивого развития и декарбонизации. А каков вклад каждого из нас?

 

 

 

Эмин АСКЕРОВ,

визионер-практик технологий энергоперехода,
обозреватель смены образа жизни

 

Что лично вы делаете для приближения экологического апокалипсиса?  Узнать это достаточно легко, если вбить несколько цифр в онлайн-калькулятор углеродного следа, и получить развернутый ответ насколько «грязные» ваши экологические следы.  Тренд на измерение личного влияния на окружающую среду соответствует последним тенденциям цифровизации, в которой вы измеряете различные аспекты своей жизни, такие как количество пройденных шагов, частоту сердечных сокращений, часы сна и т. д. Так что расчет углеродного следа – это еще один кирпичик в полную оцифровку себя.

Что такое углеродный след, и как его измерить?  Углеродный след — это личное влияние на окружающую среду.  Энергия, которую ваш дом использует для освещения и отопления, выхлопные газы вашего автомобиля, и то, как ваше питание, покупки и другие привычки влияют на окружающую среду.  Все эти действия можно рассчитать в эквиваленте двуокиси углерода или CO2, одного из основных парниковых газов. Так можно сравнить свой след с следом других людей в вашей стране или в мире.

 

На картинке показан пример моего углеродного следа, рассчитанный с помощью онлайн-калькулятора.  Сейчас он немного меньше, чем в среднем по Турции и в среднем по миру, но так было не всегда.  Я измеряю свой след последние три года, и большую часть времени он приближался к 30 тоннам в год, а сейчас я сократил свой след до примерно 4 тонн в год. Такого результата удалось достичь сделав  по сути только две вещи.

Во-первых, сократил полеты.  Раньше я совершал пару десятков полетов в год, и каждый полет добавлял к моему углеродному следу около 1-2 тонну СО2.  Не все полеты были по работе, углеродный след от которых учитываться в следе работодателя, а не в твоем. В прошлом году у меня был только один рейс по личной инициативе и два по работе.

Во-вторых, я продал машину и пересел на общественный транспорт.  Ну правда на отдых я все-таки арендовал Тойоту, и мы прокатились из Стамбула в Бодрум и обратно.  Но если не считать трех недель отпуска,  весь год меня возили сумасшедшие стамбульские автобусы и иногда очаровательные паромы через Босфор.

Зачем это все? Считать свой углеродный след и расстраиваться? Не совсем так. Как говорят, что можно измерить, тем можно управлять. Зная свой углеродный след, можно сделать его нулевым или, как говорят, «нейтральным».  Конечно, мы не можем свести свои выбросы к нулю, так как все равно нужно что-то есть, во что-то одеваться и где-то спать.  Но достичь так называемых «net-zero» выбросов возможно. Для этого нужно  реализовывать  проекты, удаляющие CO2 из атмосферы или препятствующие появлению новых выбросов, такие как посадка деревьев или строительство солнечных электростанций.

Конечно никто не побежит сажать деревья после отпуска, что возместить нанесенный ущерб, но можно помочь тем, кто этим занимается. Для этого существует рынок так называемых “carbon offsets”.  Мы можем купить килограммы или тонны СО2, и получить сертификат добровольных углеродных «офсетов», подтверждающий, что наши деньги пошли на удаление или предотвращение выбросов СО2. Таким образом, мы как бы компенсируем свой углеродный след, восстанавливая баланс. Сейчас я как раз сравниваю такие способы компенсации и собираюсь начать ими пользоваться в ближайшее время.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.