Комментарии к Государственному докладу о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации в 2022 году
В феврале 2024 года Минэкономразвития России опубликовало «Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации в 2022 году». Представляем мнение одного из экспертов о качестве и возможностях совершенствования данного документа.
Константин БОРИСОВ,
Ведущий исследователь,
Центр энергоэффективности – XXI век
(ООО «ЦЭНЭФ-XXI»)
Ежегодный Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации разрабатывается с 2014 года. В период 2014-2016 гг. подготовку и распространение этого документа осуществляло Министерство энергетики Российской Федерации. С 2017 года по настоящее время формирование и распространение ежегодного Государственного доклада выполняет Министерство экономического развития Российской Федерации.
Порядок подготовки и распространения Государственного доклада определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. №1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации».
Согласно ПП РФ №1412, ежегодный Государственный доклад должен содержать:
- Аналитическую информацию об энергоемкости валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации, в том числе с детализацией по регионам России.
- Ежегодную отчетную информацию об итогах реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Сведения о принятых в отчетном году нормативно-правовых актах Российской Федерации, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. А также о конкретных мерах по обеспечению энергосбережения и повышения энергоэффективности и оценку ожидаемого эффекта от их применения.
- Сведения о планируемых инициативах и предложениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Помимо этого, очень часто в Государственный доклад включается обзор подходов и анализ ключевых показателей повышения энергетической эффективности в ведущих странах мира и их объединениях (страны ЕС, ЕАЭС, БРИКС, США, Канада).
В опубликованном Госдокладе-2022 насторожили несколько моментов. Упомяну их с предложениями по совершенствованию.
ПЕРВОЕ. Опубликованный Госдоклад-2022 практически полностью повторяет структуру и содержательную часть предыдущих ежегодных Государственных докладов с аналогичной структурой показателей энергетической эффективности в разделах 2 и 3.
1. Энергоемкость ВВП без неэнергетических нужд по сумме секторов экономики России в период 2015-2022 гг. (рис. 1).
Рис. 1. Динамика энергоемкости ВВП России без неэнергетических нужд в период 2015-2022 гг.
Источник – Госдоклад-2022
В Госдокладе-2022 отмечено, что энергоемкость российского ВВП (без учета неэнергетических нужд) в 2022 году составила 9,64 тонн условного топлива на 1 млн рублей в ценах 2016 года, что на 1,8% выше показателя 2021 года. Среднегодовые темпы снижения энергоемкости ВВП (без неэнергетических нужд) в 2015–2022 гг. составили 0,53% в год.
При этом, если учитывать потребление топлива на неэнергетические нужды, то в 2022 году значение энергоемкости ВВП России было равным 11,15 тонн условного топлива, что на 2% ниже уровня 2021 года. Сокращение энергоемкости ВВП России в 2022 г. произошло за счет снижения потребления топлива на неэнергетические нужды в связи со сжатием внешних рынков сбыта продукции нефте- и газохимии.
2. Потребление первичной энергии по основным секторам экономики России в период 2015-2022 гг. (рис.2).
Потребление первичной энергии в 2022 году составило 1027,9 млн т у.т., что на 4% меньше, чем в предыдущем году. Снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на неэнергетические нужды на 26,8 млн т у.т. стало основной причиной сокращения потребления всей первичной энергии на 43,2 млн т у.т. в 2022 году.
Рис. 2. Потребление первичной энергии по основным секторам экономики России в период 2015-2022 гг.
Источник – Госдоклад – 2022
3. Индикаторы энергоэффективности в отраслях экономики России (электроэнергетика и теплоэнергетика, добывающая и обрабатывающая промышленность, жилищный сектор, сфера услуг, строительство и коммунально-бытовое хозяйство, транспорт, сельское хозяйство). К ним относятся:
- Удельный расход условного топлива (УРУТ) на выработку 1 кВт∙ч электрической энергии на тепловых электростанциях.
- Доля потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям.
- Доля расхода электроэнергии на собственные нужды электростанций.
- Удельный расход условного топлива (УРУТ) на отпуск 1 Гкал тепловой энергии с коллекторов тепловых электростанций.
- Удельный расход условного топлива (УРУТ) на отпуск 1 Гкал тепловой энергии с коллекторов котельных.
- Доля потерь тепловой энергии при ее передаче по тепловым сетям.
- Удельный расход энергии при добыче и переработке природного топлива и сырьевых материалов (добывающая промышленность).
- Удельный расход энергии на производство отдельных видов промышленных продуктов (обрабатывающая промышленность).
- Удельный расход энергии на производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции (сельское хозяйство).
- Удельный расход энергии в строительстве и коммунально-бытовом хозяйстве.
- Удельный расход энергии на транспорте (автомобильный, городской электрический, железнодорожный, нефтепроводный и газопроводный, воздушный, водный).
- Удельный расход энергии в жилищном секторе и сфере услуг (отопление, горячее водоснабжение, прочие нужды).
Но, несмотря на такое значительное количество показателей энергоэффективности, как в целом по России, так и по отдельным секторам экономики, в Госдокладе-2022 имеются следующие пробелы («белые пятна»).
В Госдокладе-2022 не оцениваются выбросы парниковых газов (ПГ) и углеродоемкость экономики по секторам ни в целом по России, ни по отдельным регионам.
И это тем более непонятно, так как в настоящее время приняты такие важные стратегические нормативные документы как:
- Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года;
- Указ президента Российской Федерации от 26 октября 2023 года №812 «Об утверждении климатической доктрины Российской Федерации».
А Госдоклад-2022 со своими показателями повышения энергетической эффективности с этими стратегическими нормативными документами не синхронизирован (ни на общероссийском, ни на региональном уровне). Ни одного слова не сказано в Госдокладе-2022 про выбросы ПГ и изменение углеродоемкости в секторах экономики России.
И если ориентироваться на Госдоклад-2022, в России энергосбережение и повышение энергетической эффективности рассматривается отдельно от сокращения выбросов парниковых газов (принцип «котлеты отдельно, мухи отдельно»).
В Госдокладе-2022 также не оценивается уровень использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в различных секторах экономики России.
Соответственно, из аналитической информации, приведенной в Государственных докладах, невозможно получить ответы на следующие вопросы:
- На каком уровне по части использования ВИЭ в каждом секторе экономики находится Россия.
- И насколько большой у Российской Федерации потенциал использования ВИЭ (как в целом по стране, так и по каждому сектору экономики).
И, самое главное, из аналитической информации, представленной в Госдокладе-2022, нельзя получить ответ на важнейшие вопросы.
Насколько реально для России выполнить решения Глобального обязательства по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективности (Global Renewables and Energy Efficiency Pledge), ставшего итогом СОР-28:
- а) к 2030 году утроить глобальную мощность источников ВИЭ
- б) удвоить темпы повышения энергоэффективности.
118 стран подписались под этими двумя пунктами. Россия не подписалась, потому что не можем достичь этих показателей или не хотим? Или, все-таки Россия к 2030 году может выполнить этих два глобальных обязательства?
Вот что бы хотелось понять из Госдоклада-2022, ведь от документа такого уровня ожидается, что он будет оперировать самыми актуальными, точными, подробными и достоверными данными о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации.
Но, на сегодняшний день Государственные доклады составляются только в структуре, установленной ПП РФ №1412, которое утверждено в 2014 году (то есть, имеет десятилетнюю давность). Она предполагает приводить только такой показатель повышения энергоэффективности как энергоемкость ВВП, в том числе с детализацией по субъектам Российской Федерации. А другие интегральные (обобщенные) показатели повышения энергоэффективности в Государственные доклады просто не включаются.
ВТОРОЕ. В Госдокладе-2022 впервые появился раздел 3.4. «Декларирование потребления энергетических ресурсов». В этом разделе приводятся данные о представленных декларациях о потреблении энергетических ресурсов за 2022 год по сведениям из ГИС «Энергоэффективность» как в целом по стране, так и по субъектам Российской Федерации. Выявлены регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по такому показателю, как доля представленных деклараций от общего количества субъектов декларирования (таблица 1).
Таблица 1. Данные о представленных декларациях о потреблении энергетических ресурсов за 2022 год по сведениям из ГИС «Энергоэффективность». Источник – Госдоклад-2022
Но сразу возникает закономерный вопрос, насколько данные о представленных декларациях по потреблению энергетических ресурсов имеют прикладной характер, и как их можно использовать для практического применения при повышении энергетической эффективности субъектов декларирования.
Целесообразно приведенные сведения о количестве представленных деклараций дополнить данными о потреблении энергетических ресурсов самими субъектами декларирования (государственными и муниципальными учреждениями). То есть, данными о потреблении энергетических ресурсов и воды, которые содержатся непосредственно в самих декларациях. Для каждого региона такие сводные данные по регионам о потреблении энергетических ресурсов и воды государственными (муниципальными) учреждениями включают:
1. Тип, количество, площадь (общая, полезная, отапливаемая) и число пользователей (работников и посетителей) в государственных и/или муниципальных учреждениях:
- Общеобразовательные учреждения.
- Учреждения профессионального образования: среднего, высшего и последипломного.
- Детские сады различного типа.
- Больницы и лечебные учреждения со стационаром.
- Амбулаторно-поликлинические организации (поликлиники, амбулатории).
- Административные здания.
- Учреждения культуры (театры, кинотеатры, музеи, дома культуры, центры досуга, библиотеки, клубы).
- Здания спортивного назначения (спортивные школы, фитнес-центры, легкоатлетические манежи, открытые спортивные сооружения, бассейны).
2. Потребление энергетических ресурсов каждым типом государственных (муниципальных) учреждений:
- Тепловая энергия (отдельно на отопление и вентиляцию, отдельно на горячее водоснабжение).
- Электрическая энергия.
- Природный газ.
- Дизельное топливо.
- Уголь.
- Иное топливо.
3. Потребление воды каждым типом государственных (муниципальных) учреждений:
- Холодная вода.
- Горячая вода.
- Тепловая энергия на горячее водоснабжение (при двухкомпонентном тарифе на горячую воду).
4. Удельные расходы энергетических ресурсов и воды для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений:
- Удельный расход тепловой энергии на 1 м2 площади здания (отдельно на отопление и вентиляцию, отдельно на горячее водоснабжение).
- Удельный расход электрической энергии на 1 м2 площади здания.
- Удельный расход холодной воды на 1 пользователя (работника и посетителя).
- Удельный расход горячей воды на 1 пользователя (работника и посетителя).
- Удельный расход природного газа на 1 м2 площади здания.
- Удельный расход угля на 1 м2 площади здания.
- Удельный расход дизельного топлива на 1 м2 площади здания.
- Удельный расход иного топлива на 1 м2 площади здания.
Эти вышеперечисленные сводные данные о потреблении энергетических ресурсов и воды на основе деклараций из ГИС «Энергоэффективность» для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений будут особенно актуальны начиная с 2024 года. Это объясняетяся тем, что каждому государственному и муниципальному учреждению в России предписывается отчитываться о достижении целевого уровня снижения (ЦУС) объема потребления энергетических ресурсов и воды за трехлетний период (Приказ Минэкономразвития России №425).
Первый трехлетний период уже прошел (2021 год, 2022 год, 2023 год). Соответственно, субъекты декларирования в регионах России должны представить сведения о достижении ими установленного для каждого типа государственного (муниципального) учреждения ЦУС объема потребления энергетических ресурсов и воды.
Таким образом, для качественного мониторинга выполнения Приказа Минэкономразвития №425 государственными (муниципальными) учреждениями в регионах Российской Федерации, раздел 3.4 Госдоклада-2022 необходимо дополнить данными о потреблении энергетических ресурсов и воды на основе сведений из деклараций, представленных в ГИС «Энергоэффективность».
Иначе, раздел 3.4 «Декларирование потребления энергетических ресурсов» будет иметь просто «беззубый» характер. И специалистам-энергетикам невозможно будет им пользоваться при мониторинге выполнения положений Приказа Минэкономразвития №425 о достижении целевого уровня снижения объема потребления энергетических ресурсов и воды государственными (муниципальными) учреждениями.
ТРЕТЬЕ. В разделе 3.5 Госдоклада-2022 («Основные мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности») приводятся данные по тому же набору основных мероприятий в России, что и в прошлых ежегодных Государственных докладах:
- Энергосервис (информация об энергосервисных контрактах в бюджетном и жилищном секторах, в коммунальном хозяйстве, на транспорте, в уличном освещении, промышленности и электроэнергетике).
- Повышение энергоэффективности в теплоснабжении:
- подключение бюджетных зданий и многоквартирных домов (МКД) к системам централизованного теплоснабжения;
- доля бюджетных зданий и МКД, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (ИТП);
- протяженность тепловых сетей в городской и сельской местности;
- общая протяженность тепловых сетей, нуждающихся в замене;
- общее количество аварий на источниках теплоснабжения и тепловых сетях.
- Приборный учет в жилых зданиях (оснащение МКД и индивидуальных жилых домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов).
- Распределение МКД по классам энергетической эффективности.
- Энергоэффективный капитальный ремонт (многоквартирные дома и модернизация коммунальной инфраструктуры).
- Повышение эффективности улично-дорожного освещения (потребление электроэнергии улично-дорожным освещением, количество и тип светильников в улично-дорожном освещении, доля эффективных светодиодных светильников в улично-дорожном освещении).
И все. И ничего сверх этого.
Соответственно, из раздела 3.5 Госдоклада-2022 создается такое впечатление, что в России мероприятия и технологии в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности возможно реализовать только в жилых и бюджетных зданиях, в системах теплоснабжения и в улично-дорожном освещении. А остальные сектора экономики России почему-то выпали из поля зрения ежегодных Государственных докладов, в частности:
- Мероприятия и оценка повышения энергоэффективности наиболее энергоемких отраслей промышленности (черная и цветная металлургия, химическая промышленность, цементная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия) – не рассматриваются.
- Мероприятия и оценка повышения энергоэффективности систем электроснабжения (электрические станции и электрические сети) – не рассматриваются.
- Мероприятия и оценка повышения энергоэффективности на транспорте (автомобильный, городской электрический, железнодорожный, нефтепроводный и газопроводный, воздушный, водный) – не рассматриваются.
- Мероприятия и оценка повышения энергоэффективности систем водоснабжения и водоотведения (сектор ЖКХ) – не рассматриваются.
Хотя эти сектора экономики России являются крупными потребителями топливно-энергетических ресурсов,.и в них сосредоточен огромный потенциал для энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
ЧЕТВЕРТОЕ. В разделе 2.5 Госдоклада-2022 приводится сравнение России с ведущими странами мира по таким показателям как энергоемкость ВВП по паритету покупательной способности (ППС) и уровень активности в сфере энергоэффективности (рис.3 и рис.4, источник – Госдоклад-2022).
В 2022 г. при расчете по паритету покупательной способности разница в уровне энергоемкости ВВП России и других стран составила: 1,29 раз по сравнению с Канадой; 1,5 раза — с Китаем; 1,95 раз по сравнению с миром в целом, 2,07 раз — с США, 2,86 раз — с Японией; 3,18 раз — с ЕС.
Рис.3. Сопоставление 43 стран по энергоемкости ВВП по паритету покупательной способности (ППС) за 2022 год
Источник – Госдоклад-2022
Рис.4. Сопоставление экономик 25 стран по уровню активности в сфере повышения энергоэффективности за 2022 год
Источник – Госдоклад-2022
При этом энергоемкость России по ППС в 2022 году была одной из самых высоких среди представленных 43 стран, уступая только Кувейту.
В 2022 году по уровню активности в сфере повышения энергетической эффективности Россия находилась на 22 месте среди представленных 25 стран, опережая только Саудовскую Аравию, Северную Африку и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
При этом, несмотря на представленные данные, в разделе 2.5 Госдоклада-2022 не сделан главный и однозначный вывод, который можно сформулировать следующим образом:
Россия остается одной из самых энергоемких стран мира. Главной причиной этого факта является свертывание государственных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности в России после 2014 года. Такой проигнорированный приоритет государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности привел к тому, что Россия проиграла гонку за повышение энергетической эффективности.
По данным [1], в период 2015-2022 гг., энергоемкость ВВП в России росла в среднем на 1,4% в год. Если из расчета энергоемкости ВВП убрать использование топлива на неэнергетические (технологические) нужды промышленных предприятий, то получим снижение на 0,5% в год по сравнению с сокращением в ЕС на 2,7%; в США и Турции – на 1,9%; Китае – на 2,1%; в Великобритании – на 3,5%; в Нидерландах – на 3,9%.
ПЯТОЕ. В Госдокладе-2022 представлен раздел 4 «Перспективные направления государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности».
Согласно ПП РФ №1412 в этом разделе должны содержаться сведения о планируемых инициативах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по наиболее энергоемким секторам экономики Российской Федерации. А также предложения по конкретным мерам государственной политики в каждом секторе экономики России с оценкой эффектов от их реализации (сокращение потребления энергетических ресурсов, уменьшение выбросов парниковых газов).
Ничего из вышеперечисленного в разделе 4 Госдоклада-2022 нет.
В первой части раздела 4 Госдоклада-2022 рассматриваются только предыдущие государственные программы Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
- Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. №2446-р.
- Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. №512-р.
- Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. №379.
При этом, почему-то приводятся сведения только о плановых объемах и источниках финансирования этих утративших силу нормативных документов (рис.5), которые никакого отношения не имеют к будущим перспективным направлениям и конкретным мерам государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Рис.5. Финансирование государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года» (Государственная программа признана утратившей силу постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 года №479)
Источник – Госдоклад-2022
Во второй части раздела 4 Госдоклада-2022 дан перечень основных задач в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, которые рассматриваются в разделе III Комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» .
А затем просто перечислены три способа решения поставленных задач:
- Реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Информационно-аналитическое обеспечение и популяризация энергосбережения.
- Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере электро- и теплоэнергетики, промышленности, транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в бюджетном секторе.
Но при этом, все вышеперечисленные способы приведены без каких-либо конкретных предложений, а также без перечня и объема мероприятий для каждого сектора экономики России. Помимо этого, в разделе 4 Госдоклада-2022 отсутствует оценка эффекта от реализации вышеперечисленных способов (сокращение потребления энергетических ресурсов, уменьшение выбросов парниковых газов).
И в конце раздела 3 Госдоклада-2022 следует глобальный вывод (цитируется дословно):
«С учетом изложенного дальнейшая разработка и реализация Госпрограммы является наиболее перспективным направлением государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Но следует учитывать, что, по оценкам экспертов [2], Госпрограмма является незаконченным декларативным документом, который не имеет прикладного характера и не может быть в таком виде использован для практического применения при повышении энергетической эффективности экономики Российской Федерации. В ней отсутствуют данные о сроках и этапах реализации, исполнителях, федеральных проектах для энергоемких секторов экономики, финансировании, мероприятиях и целевых индикаторах. Иными словами, в Госпрограмме отсутствует конкретная содержательная часть (наполнение), и в действующей редакции этот стратегический нормативный документ имеет весьма невысокую практическую ценность.
И ссылаться в Государственном докладе на неработающий декларативный стратегический нормативный документ, в котором отсутствует конкретная содержательная часть (наполнение) по меньшей мере является некорректным.
Выводы и предложения
Таким образом, на примере Госдоклада-2022 можно сделать вывод, что хорошая и полезная практика подготовки, формирования и распространения ежегодного Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации постепенно превращается в формальное и рутинное мероприятие. А информационные материалы, содержащиеся в Государственных докладах, все больше приобретают поверхностный характер и становятся все менее интересными и пригодными для практической работы.
Для минимизации (в идеале – полного устранения) имеющихся недостатков, при подготовке Государственных докладов представляется целесообразным внести следующие первоочередные изменения и дополнения.
- Актуализировать ПП РФ №1412 и дополнить его следующими показателями, которые в обязательном порядке должны быть отражены в Государственном докладе:
- Выбросы парниковых газов (ПГ) и углеродоемкость по секторам экономики как в целом по России, так и по отдельным регионам.
- Производство электроэнергии и тепловой энергии электростанциями на базе ВИЭ, отдельно по каждому виду электростанций (солнечные электростанции – СЭС; ветровые электростанции – ВЭС; геотермальные тепловые электростанции – ГеоТЭС; микро и малые гидроэлектростанции – микроГЭС; электростанции, использующие биогаз – БиоТЭС).
- Уровень использования ВИЭ в различных секторах экономики России.
- Раздел «Основные мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» дополнить такими сведениями как:
- Мероприятия и оценка повышения энергоэффективности наиболее энергоемких отраслей промышленности.
- Мероприятия и оценка повышения энергоэффективности систем электроснабжения.
- Мероприятия и оценка повышения энергоэффективности на транспорте.
- Мероприятия и оценка повышения энергоэффективности систем водоснабжения и водоотведения (сектор ЖКХ).
- В раздел «Декларирование потребления энергетических ресурсов» помимо сведений из ГИС «Энергоэффективность» о представленных декларациях о потреблении энергетических ресурсов, включать следующие показатели:
- Потребление энергетических ресурсов и воды каждым типом государственных (муниципальных) учреждений.
- Удельные расходы энергетических ресурсов и воды для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений.
При этом, все вышеперечисленные показатели целесообразно приводить в динамике за трехлетний период. Это даст возможность специалистам-энергетикам качественно мониторить выполнение Приказа Минэкономразвития №425 о достижении целевого уровня снижения объема потребления энергетических ресурсов и воды государственными (муниципальными) учреждениями.
- Представляется, что в ежегодном Государственном докладе должен быть предусмотрен отдельный раздел по оценке эффективности реализации комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». При условии, что этот стратегический нормативный документ будет доработан, и в него будут внесены все изменения и дополнения, рекомендованные экспертным сообществом [2].
Очень важно, чтобы Минэкономразвития России изучило предлагаемые изменения и дополнения в ежегодный Государственный доклад. и учло их при дальнейшей подготовке, формировании и распространении этого документа. Так как только в этом случае Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации станет очень полезным документом. А информационные материалы, содержащиеся в нем, будут полными, точными, достоверными и пригодными для практической работы.
Литература
1. Игорь Башмаков, Владимир Башмаков, Константин Борисов, Максим Дзедзичек, Олег Лебедев, Алексей Лунин, Анна Мышак. «Движение России к углеродной нейтральности: развилки на дорожных картах», ЦЭНЭФ-XXI
2. Константин Борисов «Новая комплексная государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» – как она будет реализована?», Эксперт-бюро «ЭнергиаВита»