Ликвидация сектора энергоснабжающих организаций в Казахстане – что происходит

В Казахстане громкая история – существовавший более 20-ти лет сектор ЭСО – энергоснабжающих организаций – фактически ликвидируется по решению регуляторов, с чем сами ЭСО категорически не согласны. О том, что происходит, и какими могут быть перспективы – Председатель Ассоциации ЭСО Сергей Агафонов.

 

 

 

 

Сергей АГАФОНОВ,
Председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация
энергоснабжающих организаций»

 

 

Добрый день, Сергей! Расскажите, пожалуйста, сначала, как устроен рынок энергетики Казахстана, какова роль ЭСО, их доля, какие функции в экономике они выполняют?

Добрый день, Мария! Большое спасибо и за вопрос, и за саму возможность интервью!

Лицензирование деятельности «покупка электроэнергии в целях энергоснабжения» началось в Казахстане, ориентировочно, в 2001 году, а уже начиная с 2004 года было законодательно запрещено совмещать ее с деятельностью по передаче электроэнергии. Впрочем, как во всем цивилизованном мире, где электроснабжение – конкурентный сектор – отделено от передачи электроэнергии – монопольного вида деятельности.

Само по себе лицензирование ЭСО – это проверка на соответствие набору квалификационных требований, ключевые из которых – квалифицированный персонал, минимальный набор договоров (протоколов намерений) с поставщиками, потребителями и инфраструктурой, а также определенная ликвидность.

По состоянию на конец 2023 года доля сектора ЭСО, т.е. розничного рынка электроэнергии, состоящего из регулируемых субъектов рынка – гарантирующих поставщиков и т.н. нерегулируемых ЭСО, составляла 42%, т.е. была довольно внушительной.

Здесь необходимо пояснить, что нерегулируемые ЭСО – это субъекты, которые были вправе продавать электроэнергию по договорным тарифам, в отличии от гарантирующих поставщиков, для которых тарифы устанавливал регулятор. Соответственно, тариф гарантирующего поставщика в границах его деятельности выступал своеобразным бенчмарком для нерегулируемых ЭСО, которые конкурировали за потребителя и с соответствующим гарантирующим поставщиком, и между собой.

Как и на рынках других стран, в Казахстане ЭСО выполняют функции ритейла: продают электроэнергию «на рознице», конкурируя между собой и сопротивляясь, в меру своих сил и возможностей, «аппетитам» различного рода монополистов и доминантов, которые не со зла, а в силу своего рыночного статуса все время норовят максимизировать свою прибыль.

То есть, можно сказать, что ЭСО и создавали ту самую здоровую конкуренцию, когда любой потребитель электроэнергии, включая и население, кстати, тоже, мог заключить договор энергоснабжения с тем из поставщиков, кто ему более всего нравился, в силу цены, оплаты и прочих условий.

Но законодатель в свое время, разделив функции электроснабжения и передачи, не позаботился о том, чтобы запретить одному и тому же владельцу управлять и ЭСО, и сетями, к которым подключены потребители указанных ЭСО.

Поэтому и возникла т.н. «родовая проблема» розничного рынка электроэнергии, когда независимые ЭСО не могли получить доступ к региональной сетевой инфраструктуре, контролируемой олигополиями, т.е. вертикально интегрированными компаниями, принадлежащими или контролируемыми одним и тем же владельцем (в составе которых ЭСО, регулируемые и не регулируемые, разумеется, были тоже).

В результате этого сложилась ситуация, когда доступ к сетевой инфраструктуре получали в основном ЭСО, контролируемые олигополиями, и закономерно, что никто не хотел пускать в свои сети «чужие» ЭСО, которые мешали зарабатывать.

И вот когда Президент Токаев около 2 лет назад призвал ускорить демонополизацию экономики и развитие конкуренции в стране, мы, наконец-то, «выдохнули»: сейчас все барьеры в части доступа к инфраструктуре рынка удастся устранить, и мы начнём развивать по-настоящему конкурентный розничный рынок электроэнергии!

Но, вместо этого, в марте текущего года было объявлено … о ликвидации ЭСО. Это стало шоком для всех!

 

Что сейчас происходит? Почему Вы говорите о ликвидации ЭСО в Казахстане?

С 1 апреля 2024 года регулятор «приостановил» действие лицензий нерегулируемых ЭСО, хотя такая норма – «приостановка» – вообще отсутствует в законодательстве Казахстана.

То есть на основании простой рассылки регулятора – Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики – более пятисот лицензий ЭСО, 110 из которых принадлежали активным участникам рынка, как бы одномоментно перестали существовать (хотя цифровой реестр указывал на обратное, но об этом ниже). Соответственно, выдача новых лицензий тоже прекратилась.

Сразу же после этого, Системный оператор оперативно, буквально в течении одного – двух дней лишил указанные ЭСО статуса субъектов оптового рынка, а их потребителям было буквально скомандовано, под угрозой отключения, переходить на электроснабжение к гарантирующим поставщикам.

Звучит дико, но этому есть многочисленные подтверждения, в виде разнообразных «писем счастья», которые получали шокированные потребители.

Но и гарантирующим поставщикам теперь тоже осталось жить только до 1 января 2025 года, после чего, по плану регулятора, функции энергоснабжения перейдут к региональным электросетевым компаниям.

Вообще, ситуация с ликвидацией ЭСО – очень и очень странное явление на общем фоне усилий по демонополизации и развитию конкуренции в экономике Казахстана. И она становится еще более странной, когда осознаешь, что с таким количеством противоречий здравому смыслу и просто прямых нарушений законодательства наша отрасль никогда еще не сталкивалась.

Судите сами: вышедший в мае т.г. Указ Президента «О мерах по либерализации экономики» очень недвусмысленно призывает к обеспечению неприкосновенности частной собственности, недопущению незаконного вмешательства государства в рыночные отношения и к защите свободной конкуренции.

В случае с ликвидацией ЭСО все три указанных постулата были грубо попраны: у владельцев ЭСО отняли бизнес, государство вмешалось в рыночные отношения и за «рекордные» 3 рабочих дня ликвидировало целый сектор с оборотом не менее 1,5 трлн. тенге в год, ну а про конкуренцию в сфере электроснабжения было приказано забыть – с 1 января следующего года, по задумке авторов «реформы», энергосбытовую деятельность опять будут осуществлять электросетевые компании – монополисты, как это было «на заре» реформ на всем постсоветском пространстве.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать то, что рынок электроэнергии в Казахстане в своем развитии «откатился» далеко назад, в прошлое, приблизительно «на рубеж» 2001 года.

 

Вы говорите о неоднократных нарушениях законодательства, в чем, по-вашему, они заключаются?

Действительно, к сожалению, допущенные при ликвидации нарушения законодательства не заканчиваются на указанном выше, а можно сказать, что только начинаются.

И в первую очередь – уже признанный несколькими судами факт того, что соответствующие лицензии ЭСО были приостановлены в условиях отсутствия у уполномоченных органов законного основания на это. Т.е. в законодательстве Республики Казахстан нет такой нормы, которая позволила бы вот так вот взять и одномоментно ликвидировать бизнес более чем пятисот лицензиатов. А все потому, что законодательство Казахстана – оно гораздо более сбалансированно, чем действия чиновников, которые вряд ли просчитывают все их последствия.

Поэтому очевидно, что наша судебная система будет реагировать на этот правовой беспредел, по-другому не скажешь, соответствующим образом.

Но еще более показательная и, одновременно, беспрецедентная ситуация складывается с «цифровым» статусом указанных лицензий. Как Вы, вероятно, знаете, в Казахстане очень высокая степень цифровизации госуслуг, соответственно и лицензии ЭСО давно уже «в цифре». Так вот, «отвечающий» за это ресурс «E-лицензирование» продолжал все это время, основываясь на «букве закона», а не на фантазиях отдельных чиновников, подтверждать статус лицензий ЭСО как «действующие».

Все это, вероятно, кого-то очень сильно раздражало, поскольку слишком явно «подсвечивало» тот правовой беспредел с якобы состоявшейся приостановкой лицензий. В результате этот «кто-то», cфальсифицировав электронные цифровые подписи (ЭЦП) уполномоченных лиц ЭСО, подал якобы от их имени заявления на приостановление лицензий. Да, Вы не ослышались, как будто бы ЭСО, которые сами же и судятся за возврат лицензий, взяли и по собственной инициативе отказались от них, направив соответствующее заявление в уполномоченный орган.

 

Звучит устрашающе, буквально сложно поверить. Каковы ваши действия, наверняка ЭСО не согласятся молча с таким положением вещей?

Я с самого начала предупредил о том, что ситуация с ликвидацией ЭСО – безусловный лидер для Казахстана по беспрецедентности нарушения законодательства.

Соответственно, на ситуацию с подделкой ЭЦП – а произошло это совсем недавно, в июне т.г. – Ассоциация отреагировала соответствующим образом, обратившись в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, поскольку помимо преступления как такового, налицо – угроза кибербезопасности всей страны. Ведь «завтра» любой желающий таким способом может сфальсифицировать, например, итоги выборов, референдума и т.д.

Нам с самого начала было понятно то, кому эта «реформа» наиболее выгодна. Судите сами: все электросетевые компании, которые с 1 января 2025 года автоматически станут монополистами в сфере электроснабжения и на которых будет «передвинута» выручка всего ликвидируемого сектора в размере 1,5 трлн. тенге – это субъекты олигополий. Засилье олигополий – это вообще очень большая проблема для казахстанской экономики, о чем неоднократно говорил и сам Президент Токаев.

Но у нас в отрасли сейчас происходит обратный процесс: кто-то опять пытается укрепить олигархов Старого Казахстана и в курсе ли этого Президент – это для меня до сих пор очень большой вопрос! Еще в самом начале, в апреле т.г., мы направили и опубликовали Открытое письмо к Президенту, в котором попытались донести всю ошибочность и, если позволите, вредоносность для экономики страны решения о ликвидации конкурентного рынка электроэнергии.

Но, как Вы вероятно понимаете, на таком высоком уровне письма не всегда доходят непосредственно до адресата, очень часто формально рассматриваются на уровне помощников. В результате наше письмо было переадресовано одному из Министерств, откуда пришел абсолютно формальный ответ.

 

В Казахстане существует Совет рынка, который призван бы стать арбитром, какова его позиция?

Наш Совет рынка – это отдельный вопрос и отдельная «головная боль» отрасли. Его функционирование предусмотрено Законом Республики Казахстан «Об электроэнергетике». Однако, если коротко, то действующий Совет рынка можно описать тремя «не»: не равноудаленный – почти полностью состоит из представителей олигополий, не транспарентный – прозрачность и публичность его деятельности стремится «к нулю», не эффективный – ситуация с ликвидацией ЭСО еще раз показала то, что рыночный «рупор» в очередной раз просто отмолчался.

 

Какими будут последствия для потребителей, Ваш прогноз?

Последствия уже есть, и они, разумеется, негативные: многим предприятиям пришлось буквально прекратить свою деятельность, поскольку, в условиях отсутствия конкурентного рынка, тарифы гарантирующих поставщиков оказались для них просто неподъемными.

Например, власти последние годы пестовали хлопкоперерабатывающий кластер на юге Казахстана, где функционировала единственная в стране фабрика полного цикла – Азала-Коттон. В результате ликвидации конкурентного рынка цена на электроэнергию для указанной фабрики одномоментно взлетела на 58%, и она просто остановилась. Это непосредственно коснулось 350 сотрудников самой фабрики и еще 10 тысяч человек, включая сезонных рабочих, которых указанная ситуация так или иначе затронет.

Воспользуются ли этой ситуацией конкуренты, например – переработчики хлопка из соседнего Узбекистана?! Вопрос риторический.

Аналогичная картина у зернопереработчиков, производителей изделий из пластмасс и полипропилена – у всех, у кого электроэнергия составляла существенную статью их расходов и кто, в результате этого, стремился покупать ее на конкурентном рынке.

Теперь их попросту лишили указанного права – права свободного выбора договора!

Что будет дальше происходить с тарифами? Очевидно, что в условиях отсутствия сдерживающего фактора – конкуренции, они будут расти еще интенсивнее, а о развитии сервисов придется забыть совсем, монополисту это ни к чему.

 

Каков Ваш прогноз и дальнейшие действия?

Несмотря на все происходящее, прогноз у нас оптимистичный, ведь чем больше нарушаются законы и страдает здравый смысл, тем очевиднее это для всех!

Поэтому, сдаваться мы не собираемся и продолжим отстаивать право на конкурентный рынок: кстати, не только право ЭСО, но и всех граждан Казахстана – право на свободу выбора поставщика электроэнергии, точно такое же, как право на свободу выбора банка, мобильного оператора и т.д.

Вот прямо сейчас, на государственном ресурсе https://epetition.kz/ мы «запустили» петицию за справедливые и понятные тарифы, где, помимо требований вернуть на рынок конкуренцию, мы затрагиваем еще два очень важных отраслевых аспекта: транспарентность регулируемых тарифов и состояние наших ТЭЦ, из которых олигархи сейчас вычерпывают последние ресурсы, после чего возвращают их назад государству, как это совсем недавно произошло с Экибастузской ТЭЦ.

 

Сергей, спасибо за интервью, позвольте пожелать успехов Ассоциации и всему рынку развития конкуренции на благо потребителей.

Спасибо Вам за то, что уделили внимание и время нашей проблеме.

 

Узнать больше об энергоснабжающих компаниях в Казахстане и следить за происходящих можно в телеграм-канале Ассоциации https://t.me/kzeso

 

Советуем почитать:

Алексей Преснов о механизме единого закупщика в Казахстане

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.