Резолюция VI Всероссийского форума «Энергоэффективная Россия»

4-6 сентября 2020 года состоялся VI Всероссийский форум «Энергоэффективная Россия».

По итогам форума принята резолюция, она разослана в федеральные органы исполнительной власти.

Приводим ее текст полностью.

Организаторами VI Всероссийского форума «Энергоэффективная Россия» выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) при участии Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования». Официальную поддержку мероприятия осуществляли Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федераций Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Московской области.

В работе Форума приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ, ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза», Комитета государственного строительного надзора города Москвы, РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования», Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования, Российской Ассоциации малой энергетики; представители профессиональных сообществ: НОЭ, НОПРИЗ, АС «АВОК Северо-запад»; ведущие производители энергоэффективной продукции, топ-менеджеры и эксперты крупных инвестиционных, строительных, энергоснабжающих, энергосервисных, энергоаудиторских компаний, научных организаций, банков, консалтинговых фирм из различных регионов России.

В рамках деловой программы Форума было проведено 3 панельных дискуссии, конференция НОПРИЗ для специалистов саморегулируемых организаций изыскателей и проектировщиков.

По итогам VI Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» подготовлена Резолюция, решения которой направлены на совершенствование законодательного и нормативно-технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и содержат следующие положения:

  1. Продолжить совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью создания дополнительных стимулов к повышению энергетической эффективности российской экономики.
  2. Разработать и направить в Правительство Российской Федерации предложения по актуализации основных целей и задач повышения энергетической эффективности, заложенных в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
  3. Профессиональному сообществу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности подготовить и направить в адрес Минэкономразвития России предложения в проект распоряжения Российской Федерации, предусматривающий утверждение обновленной версии комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации.
  4. Профессиональному сообществу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности поддержать инициативу ООО «Деловая Россия» по пересмотру механизма регулирования выбросов парниковых газов на территории Российской Федерации. Подготовить и направить в адрес ООО «Деловая Россия», Минэкономразвития России и Советника Президента Российской Федерации по вопросам изменения климата Р.С. Эдельгерива соответствующие предложения по введению не позднее 2022 года на территории Российской Федерации механизма квотирования взимания платы за выбросы парниковых газов.
  5. Рекомендовать Минстрою России доработать проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» с учетом основных целей повышения энергетической эффективности, заложенных в распоряжениях Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. № 703-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации» и от 1 сентября 2016 г. № 1853-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений».
  6. Рекомендовать Минэкономразвития России и Минстрою России синхронизировать работу по подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации и проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
  7. Просить заместителя Председателя Правительства РФ Хуснуллина М.Ш. инициировать создание рабочей группы по доработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» в связи с высокими рисками снижения качества строительства, реконструкции и капитального ремонта жилья, сокращения его жизненного цикла, роста расходов граждан на ЖКУ, а также по причине противоречий проекта нормам федерального закона №261-ФЗ и другим нормативным правовым актам. Включить в рабочую группу представителей Общественного совета Минстроя России, профессионального сообщества в сфере энергоэффективности, Комитета Госдумы ФС РФ по энергетике.
  8. Внести изменения в Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части присвоения классов энергетической эффективности общественным зданиям, строениям, сооружениям и объектам малоэтажного строительства.
  9. В целях комплексного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергоемких отраслях экономики внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части передачи полномочий по установлению налогового стимулирования по налогу на имущество организаций с уровня субъектов Российской Федерации на федеральный уровень.
  10. В целях стимулирования строительства многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, и приобретения квартир в этих домах установить для физических лиц дифференцированные ставки по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками квартир, в зависимости от класса энергетической эффективности многоквартирного дома.
  11. Расширить государственную поддержку в рамках государственной программы льготного кредитования на приобретение жилья от застройщика в многоквартирных домах высокого класса энергоэффективности.
  12. Ввести условия обязательного доведения до потребителя при продаже, предоставлении во владение или пользование на возмездной основе жилого помещения, а также общественных зданий, строений, сооружений информации о классе энергоэффективности.
  13. Рекомендовать Минэкономразвития России и Росреестру рассмотреть вопрос о внесении в ЕГРН сведений о классе энергетической эффективности жилых помещений.
  14. Ввести требования о проведении обязательного энергетического обследования при определении класса энергоэффективности для многоквартирных домов при новом строительстве.
  15. Повысить требования к классам энегоэффективности зданий, строений, сооружений при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  16. Ввести требования о повышении класса энергоэффективности многоквартирных домов не ниже «C» при проведении капитального ремонта.
  17. Создать постоянно действующую программу стимулирования собственников к проведению энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов.
  18. Внести изменения в Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД в части предоставления собственникам возможности напрямую, минуя местные и региональные органы власти, направлять заявки в Государственную корпорацию на возмещение затрат и прямым путем получать компенсацию за проведенные мероприятия, а также расширения возможности получения компенсации для многоквартирных домов, реализующих мероприятия по энергосбережению в рамках энергосервисных контрактов.
  19. Проработать изменения в действующее жилищное законодательство с целью наделения регионального оператора капитального ремонта многоквартирных домов и владельца специального счета правом выступать от имени собственников стороной энергосервисного договора (контракта).
  20. Проработать вопрос предоставления льгот (субсидий) за ЖКУ на размер дополнительного взноса на капитальный ремонт, направленного на финансирование энергосервисных мероприятий.
  21. Ввести обязанность установки индивидуальных приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды, оснащенных системами дистанционного сбора показателей, в многоквартирных домах. Утвердить технические требования к интеллектуальным приборам учета и системам дистанционного сбора показателей.
  22. Запретить проектирование и строительство многоквартирных домов без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах, включающих общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления энергетических ресурсов.
  23. Совершенствовать порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием приборов учета в многоквартирных и жилых домах, подключенных к централизованным системам отопления.
  24. Пересмотреть нормативы потребления энергетических ресурсов и воды исходя из статистических данных о фактическом потреблении ресурсов на основании приборов учета с целью оптимизации норм проектирования зданий, строений, сооружений и инфраструктуры.
  25. Разработать предложения по внедрению в Российской Федерации системы целевых соглашений в области повышения энергетической и экологической эффективности, предусматривающей обязательства крупных потребителей энергетических ресурсов по реализации мероприятий по повышению энергетической и экологической эффективности на собственных объектах, и их исполнение с участием федерального и региональных центров компетенции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  26. При реализации пилотных проектов по внедрению энергосберегающих технологий при реконструкции и строительстве энергоэффективных жилых домов особое внимание уделять внедрению отечественных прорывных технологий.
  27. Предусмотреть возможность введения системы налогов или штрафов для юридических лиц за неэффективное использование энергоресурсов в различных отраслях.
  28. Совместно с финансовым сообществом продолжить разработку системных мер, направленных на снижение рисков кредитования и рефинансирования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая кредитование и рефинансирования энергосервисных компаний и проектов в рамках реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.
  29. Продолжить разработку мер, направленных на включение в порядок заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере дополнительных механизмов повышения их инвестиционной привлекательности, уже апробированных в рамках законодательства о концессионных соглашениях, включая особые обстоятельства, обеспечивающие возмещение затрат энергосервисной компании, включая упущенную предпринимательскую выгоду, в том числе в случае расторжения энергосервисного договора по инициативе публичной стороны.
  30. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на уточнение возможности превышения в ходе исполнения энергосервисного контракта цены (стоимости) контракта, определенной в ходе проведения закупок, расширяющие возможности применения расчетно-измерительного способа определения объема потребления энергетических ресурсов, возможности предоставления субсидий на увеличение совокупных расходов заказчика по статье оплаты коммунальных ресурсов при корректировке базового уровня потребления в связи с несоблюдением в базовый период нормативных требований к системам освещения и отопления, а также показателям их работы.
  31. Рекоменд Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Минстроем России, НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на создание условия для заключения и исполнения энергосервисных договоров в многоквартирных домах, включая уточнения порядка принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, предоставления льгот на оплату энергосервисных договоров.
  32. РекоменРРава Рекомендовать Минэнерго России совместно с Минэкономразвития России, НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в методику определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, снижающих требования по количеству световых приборов, мощность которых подлежит измерению при реализации энергосервисного договора (контракта), а также устанавливающих требование об однократном проведении соответствующих измерений.
  33. Рекомендовать Минстрою России совместно с ФАС России, НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в законодательство, обеспечивающих дополнительные гарантии оплаты энергосервисных услуг в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и сохранения за регулируемой организацией экономического эффекта при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в течение срока действия энергосервисного договора, в том числе с использованием инструмента регуляторных соглашений.
  34. Закрепить за уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) правовой возможности учета в составе регулируемых цен (тарифов) отчислений на энергосбережение, подлежащих перечислению в специализированные фонды, сформированные на базе региональных центров энергосбережения.
  35. Наделить региональные центры энергосбережения функциями по консолидации и распределению на основании результатов соответствующих конкурсных отборов внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов).
  36. Рекомендовать Минэкономразвития России разработать систему рейтинга региональных центров энергоэффективности с четко определенным перечнем критериев и методикой расчета. В данной системе предусмотреть также премирование тройки лидеров в виде государственных грантов на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности в соответствующем регионе.
  37. Рекомендовать Минэкономразвития России рассмотреть возможность создания Национального (Федерального) центра энергосбережения в форме отдельного юридического лица с наделением соответствующими полномочиями.
  38. Рекомендовать Минэкономразвития России разработать систему рейтинга уровня энергоэффективности субъектов Российской Федерации на уровне глав субъектов Российской Федерации с четко определенным перечнем критериев и методикой расчета.
  39. Рекомендовать Минэкономразвития России включить в состав работ по регуляторной гильотине рассмотрение возможности отмены недействующих/устаревших нормативных правовых актов в связи с передачей полномочий от Минэнерго России в Минэкономразвития России.
  40. Рекомендовать Минэкономразвития России актуализировать постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» с учетом обязательности подписания Соглашений о стимулировании энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  41. Рекомендовать Минэкономразвития России все методические материалы утверждать локальным нормативным правовым актом (приказом) или распоряжением Правительства РФ.
  42. Разработать меры стимулирования использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий, включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров наилучших доступных технологий, в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования.
  43. Актуализировать справочники НДТ в части дополнения их показателями энергоэффективности.
  44. Организовать на базе федерального и региональных центров компетенций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обучение основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности ответственных сотрудников бюджетной сферы по программам обучения, разработанным на основе профессиональных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  45. Ввести обязательное повышение квалификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
  46. Высшему образовательному консорциуму НОЭ совместно с АНО ДПО «ИПК ТЕХНОПРОГРЕСС» продолжить проведение бесплатных вебинаров для руководителей и специалистов, отвечающих за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных организациях.
  47. НОЭ провести анализ существующих профессиональных стандартов на предмет наличия квалификаций, связанных с компетенциями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. НОЭ совместно с советами по профессиональным квалификациям провести актуализацию выявленных профессиональных стандартов.
  48. НОЭ принять участие в мониторинге рынка труда, проводимого Национальным агентством развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям, для выявления современных требований к кадрам, прогнозирования потребности в кадрах в области энергосбережения и энергоэффективности.
  49. Поддержать централизованное проведение теоретической части профессиональных экзаменов в дистанционном режиме по квалификациям в области энергосбережения и энергоэффективности; предложить советам по профессиональным квалификациям обратить внимание на необходимость существенного снижения стоимости услуги по независимой оценке квалификации и повышения ее территориальной доступности.
  50. Предложить Национальному агентству развития квалификаций рассмотреть вопрос об участии вузов и ссузов, принимающих участие в подготовке кадров в области энергосбережения и энергоэффективности, в проекте по проведению оценки студентов и выпускников по стандартам независимой оценки квалификации.
  51. Предложить организациям, претендующим на получение статуса центров оценки квалификации и иным заинтересованным организациям, принять участие в обсуждении рекомендаций по организации деятельности центров оценки квалификации, относящимся к различным областям профессиональной деятельности, подготовленным Национальным агентством развития квалификации.
  52. Одобрить проект актуализированного профессионального стандарта «Специалист по подготовке проекта обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений».
  53. Рекомендовать Высшему образовательному консорциуму НОЭ организовать разработку программы подготовки к проведению независимой оценки квалификации по профессиональному стандарту «Специалист по подготовке проекта обеспечения соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений и сооружений».
  54. Поддержать необходимость обязательного прохождения специалистами, информация о которых подлежит внесению в «Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования», процедуры независимой оценки квалификации, предусмотренной находящимся на рассмотрении в Госдуме законопроектом № 934502-7 «О внесении изменений в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ».
  55. Продолжить деловую игру «Наш город» в рамках мероприятий, организуемых при участии НОЭ.

 

Открыть документ в pdf

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.